Социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 11:53, контрольная работа

Описание работы

Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.

Содержание работы

Введение
3

Понятие «социальный институт». 4
Институционализация общественной жизни. 6
Виды и функции социальных институтов. 8
Дополнительный вопрос 15
Заключение 17
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

Контрольная Социология.docx

— 36.27 Кб (Скачать файл)

        Функция (от лат.- исполнение, осуществление) – назначение или роль,    которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т.д. в обществе.)

        Функция социального института – это та польза, которую он приносит обществу, т.е. это совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

         Первой и важнейшей миссией  социальных институтов является  удовлетворение важнейших жизненных  потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может  существовать как токовое. Действительно,  если мы хотим понять, в чем  суть функции того или иного  института, мы должны прямо  связать ее с удовлетворение  потребностей. Одним из первых  указал на эту связь Э.Дюргейм:  «Спрашивать, какова функция разделения  труда, это значит исследовать,  какой потребностью она соответствует».

        Ни одно общество не сможет существовать, если не будет постоянно пополнятся новыми поколениями людей, добывать средства пропитания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям,  заниматься решением духовных вопросов.

       Список универсальных, т.е. присущих всем институтам функций можно продолжить, включив в него функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующею и коммуникативную функции.

         Наряду с универсальными существуют  специфические функции. Это такие  функции, которые присущи одним  институтам и не свойственны  другим, например, установление порядка  в обществе (государство), открытие  и передача новых знаний и др.

          Общество устроено так, что  ряд институтов выполняют несколько  функций одновременно и в то  же время на выполнение одной  функции могут специализироваться  сразу несколько институтов. К  примеру, функцию воспитания или  социализации детей выполняют  такие институты, как семья,  церковь, школа, государство. В  то же время институт семьи  выполняет не только функцию  воспитания и социализации, но  и такие функции, как воспроизводство  людей, удовлетворение в интимной  близости и т.д.

            На заре своего возникновения   государство выполняет узкий  круг задач, прежде всего связанных  с налаживанием и поддержанием  внутренней и внешней безопасности. Однако по мере усложнения  общества усложнялось и государство.  Сегодня оно не только защищает  границы, борется с преступностью,  но также регулирует экономику,  занимается социальным обеспечением  и помощью малоимущим, собирает  налоги и поддерживает здравоохранение,  науку, школу и т.д.

           Церковь создавалась ради решения  важных мировоззренческих вопросов  и установления высших нравственных  нормативов.

 Но со временем она  стала заниматься также образованием, экономической деятельностью (монастырское  хозяйство), сохранением и передачей  знаний, исследовательской работой  (религиозные школы, гимназии  и др.), попечительством.

         Если институт помимо пользы  приносит обществу вред, то такое  действие называют дисфункцией.

Как отмечалось ранее, основой  формирования и функционирования конкретного  социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения  темпов социальных перемен может  возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в «символическую», ритуальную деятельность, то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели.

Одним из явных выражений  дисфункции социального института  является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим  статусом, играет определенные роли. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать  в соответствии с объективными потребностями  и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости  от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

Неудовлетворенная общественная потребность может  вызвать к жизни стихийное  появление нормативно неурегулированных  видов деятельности, стремящихся  восполнить дисфункцию института, однако за счёт нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может  выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических  институтов является причиной существования  так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т. п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

       Функции  и дисфункции социальных институтов  бывают явными, если они отчетливо выражены, всеми сознаются и вполне очевидны, либо латентными, если они скрыты и остаются неосознанными для участников социальной системы.

Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются  в кодексах и закреплены в системе  статусов и ролей.

Латентные функции выступают  непреднамеренным результатом деятельности институтов или лиц, представляющих их.

Демократическое государство, установившееся в России в начале 90-х годов при помощи новых  институтов власти – парламента,  правительства и президента, казалось бы, стремилось улучшить жизнь народа, создать в обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам  уважение к закону. Таковы были явные, заявленные во все услышанные цели и задачи. Реально же в стране выросла преступность, а уровень  жизни упал. Таким оказались побочные результаты усилий институтов власти.

Явные функции свидетельствуют  о том, чего хотели добиться люди в  рамках того или иного института, а латентное – о том, что  из этого получилось.

К явным функциям школы  как института образования относятся:

приобретение грамотности  и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей  общества. Но у института школы  есть также и скрытые функции: приобретение определенного социального  статуса, который позволит взобраться выпускнику на ступеньку выше неграмотного сверстника, завязывание прочных  дружеских школьных связей, поддержка  выпускников в момент их вступления на рынок труда.

Не говоря уже о целом ряде таких латентных функций, как формирование взаимодействия классной комнаты, скрытого учебного плана и ученических субкультур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

Вопрос:

Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не влияют возложенные на них функции (например, комитет по делам национальностей, который не оказывает влияние на решение национальных проблем; спортивный комитет, который не занимается организацией спортивной жизни?

Ответ:

Комитет по делам национальностей  был создан еще в 1917 году, в то время он назывался НАРКОМНАЦ - государственный  орган РСФСР. В период 1917-1923 гг. он контролировал вопросы строительства. В 1991 г. похожие функции стал выполнять  Гос. Комитет по делам национальностей. А с 1994 г. стал называться Министерством по делам национальностей и региональной политике. Изначально комитетом были определены функции обеспечение мирного сожительства национальностей на территории СССР, равенство народов, содействие их материальному и духовному развитию применительно к особенностям быта людей, культуры и экономического состояния.

В настоящее время в  каждом регионе существуют комитеты по делам национальностей они  выполняют различные функции, но к сожалению от большей части  они выполняют формальную функцию, т.е «бумажную», на практике они потеряли свою актуальность. Например, различного рода внутренние конфликты в стране между национальностями, нет уже такой сплоченности между народами. И я не думаю, что в урегулировании данного вопроса активно участвует комитет по делам национальностей.

Отвечая на второй вопрос, я  думаю немного иначе. Спортивный комитет выполняет свои функции, но к сожалению не достаточно эффективно. Хотя сейчас часто звучит по средствам  массовой информации о здоровье нации призывы заниматься спортом, о вреде курения и алкоголя. Еще один момент, уже другого характера: например, о низкой подготовке наших спортсменов это было заметно по результатам последней олимпиады. Ну а вообще конечно организацией всей спортивной жизни нашего населения занимается спортивный комитет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Социальные институты  появляются в обществе как крупные  непланируемые продукты социальной жизни. Люди в социальных группах  пытаются реализовать свои потребности  сообща и ищут для этого различные  способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые  постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные  обычаи и привычки. Спустя некоторое  время эти шаблоны и образцы  поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система  санкций. Время от времени члены общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.

Исходя из этого институционализация  представляет собой процесс определения  и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в  систему, которая способна действовать  в направлении удовлетворения некоторой  общественной потребности. Институционализация - это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. Так, прединституциональная фаза общественного  движения характерна спонтанными протестами и выступлениями, беспорядочным  поведением. Появляются на короткий срок, а затем смещаются лидеры движения; их появление зависит в основном от энергичных призывов.

При появлении институциональных  моментов в общественном движении начинается формирование определенных правил и  норм поведения, разделяемых большинством его последователей. Назначается  место сбора или митинга, определяется четкий регламент выступлений; каждому  участнику даются инструкции, как  нужно себя вести в той или  иной ситуации. Эти нормы и правила  постепенно принимаются и становятся само собой разумеющимися. Одновременно начинает складываться система социальных статусов и ролей. Появляются устойчивые лидеры, которые оформляются официально, согласно принятому порядку (например, выбираются или назначаются). Кроме того, каждый участник движения обладает определенным статусом и выполняет соответствующую роль: он может быть членом организационного актива, находиться в составе групп поддержки лидера, быть агитатором или идеологом и т.д. Возбуждение постепенно ослабляется под воздействием определенных норм, и поведение каждого участника становится стандартизованным и предсказуемым. Появляются предпосылки для организованных совместных действий. В итоге общественное движение в большей или меньшей степени институционализируется.

Итак, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также  развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено  разделение на статусы и роли в  соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в  целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок  в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Социология \под ред.В. Н. Лавриненко\ Москва 2001г.
  2. Социология. \ Волков Ю.Г.Москва 2000
  3. Социология Фролов С.С. \Москва 1994
  4. Российский экономический журнал № 1 1992 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социальные институты