Социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 23:33, контрольная работа

Описание работы

Общество формируется из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы. Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 36.06 Кб (Скачать файл)

Кругликова И.А   Т-33-70-1

1.Социальные институты ; понятие ,признаки, структура.

Общество формируется из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы.

Социальный институт в  социологической интерпретации  рассматривается как исторически  сложившиеся, устойчивые формы организации  совместной деятельности людей; в более  узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп  и личности.

Социальные институты (insitutum — учреждение) — ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.

Все элементы общества связаны  между собой общественными отношениями — связями, возникающими междусоциальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной) деятельности.

Социальными институтами (от лат. institutum — устройство) называются элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни. Такие институты общества, как государство, образование, семья и т.д., упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе.

Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяют функции институтов:

  • удовлетворение потребностей общества;
  • регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются).

Структуру социального института образуют:

  • социальные группы и социальные организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности;
  • совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;
  • система символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);
  • идеологические обоснования деятельности социального института;
  • социальные ресурсы, используемые в деятельности института.

К признакам социального института относятся:

  • совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;
  • система культурных образцов, норм, ценностей, символов;
  • система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;
  • материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;
  • общественно признанная миссия, цель, идеология.

В соответствии со сферами  общественной жизни можно выделить четыре основные группы институтов:

  • экономические институты - разделение труда, собственность, рынок, торговля, заработная плата, банковская система, биржа, менеджмент, маркетинг и т.д.;
  • политические институты — государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество;
  • институты стратификации и родства - класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство;
  • институты культуры — школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь.

Институционализация — процесс упорядочения общественных отношений, формирования стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на четких правилах, законах, образцах и ритуалах. Например, процесс институционализации науки — это превращение науки из деятельности одиночек в упорядоченную систему отношений, включающую в себя систему званий, ученых степеней, исследовательских институтов, академий и т.д.

1.2 Функции социальных институтов

В процессе своей деятельности социальные институты выполняют  как общие, так и отдельные  функции, соответствующие специфике института.

Общие функции:

  • Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения.
  • Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.
  • Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.
  • Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.

Отдельные функции:

  • Социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства членов общества совместно с соответствующими подразделениями государства и частными предприятиями (женские консультации, родильные дома, сеть детских медицинских учреждений, органы поддержки и укрепления семьи и др.).
  • Социальный институт здоровья ответственен за поддержание здоровья населения (поликлиники, госпитали и другие лечебные учреждения, а также органы государства, организующие процесс поддержания и укрепления здоровья).
  • Социальный институт производства средств существования, выполняющий важнейшую созидательную функцию.
  • Политические институты, ведающие организацией политической жизни.
  • Социальный институт права, выполняющий функцию разработки правовых документов и ведающий соблюдением законов и правовых норм.
  • Социальный институт образования и норм с соответствующей функцией образования, социализации членов общества, приобщения к его ценностям, нормам, законам.
  • Социальный институт религии, помогающий людям в решении духовных проблем.

 

       1.3 Основные социальные институты

К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право. Ниже дана краткая характеристика этих институтов и представлены их основные функции.

Семья - важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д.

Государство — основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие.

Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков.

Церковь - религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян.

Наука — особый социокультурный институт по производству объективных знаний. В числе функций науки — познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства).

Право — социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Государство при помощи права регулирует поведение людей и социальных групп, закрепляя определенные отношения в качестве обязательных. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом).

 

      2. Политическая деятельность . 
 
Политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, ядром которой является проблема завоевания ,уде- 
ржания и использования государственной власти. 
Любая проблема приобретает политический характер, если ее решение 
связано с классовыми интересами, проблемой власти. 
Политика обладает большой степенью самостоятельности и оказывает 
сильное влияние на экономику и др. сферы общества. 
Политическая деятельность - одна из форм общественной деятельности. 
Но это особая, специфическая сфера деятельности. Она представляет 
собой совокупность действий общественных групп и отдельных лиц, а так 
же партий по реализации своих политических интересов и прежде всего 
по поводу завоевания, использования и удержания власти. 
     Формы политической деятельности внутри политических партий различны: 
Споры, диспуты, широкий обмен мнениями как в аудитории, так и в сред- 
ствах массовой информации;

Цель  диалога - выяснения точек зрения, 
достижения согласия по обсуждаемым вопросам, а главное - осуществле- 
ние согласованных действий. 
Политическая деятельность, как любая другая, разделяется на теорити- 
ческую и практическую. 
    

  Для теоретической деятельности характерны такие виды: 
познавательная, прогностическая, ценностно-ориентировачная. 
   

  Для практической деятельности: 
обширный спектр видов, зависящий от конкретной сферы политической 
жизни, где осуществляются политические действия: это внешняя поли- 
тика и международные отношения, выработка и реализация внутренней 
политики гоударства,участие в жизни партий, военная политика и т.д. 

      2.1 Политическое  участие.

Политическое участие — это действие, предпринимаемое частными лицами с целью оказать влияние на государственную политику или на выбор политических лидеров. Политическое участие в отличие от политической деятельности имеет лишь одного субъекта — личность.  
 
Политическое участие бывает постоянным и эпизодическим, организованным и неорганизованным. Степень его организованности во многом зависит от политического режима. При авторитарном и тоталитарном режимах оно чаще всего вынужденное или принудительное, при демократическом — свободное и сознательное.  

Формы политического участия на Западе и в нашей стране разнообразны, например участие:  
              1) в осуществлении власти или противодействии ее осуществлению (примеры участия — деятельность представительных органов, депутатских комиссий, примеры противодействия — гражданское неповиновение, саботаж, вооруженное противодействие);  
             2) в деятельности формальных общественных организаций (партий, молодежных политических организаций и т.д.);  
             3) в деятельности неформальных организаций и движений (народных фронтов и т.д.);  
         4) в выборах и проведении избирательных кампаний и референдумов;  
         5) в публичных манифестациях политических взглядов с целью воздействия на общественное мнение, политические институты или руководящие политические группы, влияния на других людей с целью изменения их взглядов и действий и навязывания им своих. Манифестация взглядов может осуществляться на политических собраниях, митингах, демонстрациях, через печать, радио, телевидение, в политических беседах, дискуссиях, посредством различных обращений к государственным органам, политическим организациям, через наказы избирателей и т.п.  
 
И, пожалуй, самой распространенной формой участия в политической жизни является чтение политической периодики и литературы, прослушивание и просмотр политических радио и телепередач с последующим обсуждением. Такая форма участия является как бы переходной от "открытого" политического поведения к "закрытому"— политическому бездействию, или, как его еще называют в политической литературе, иммобильности.  
 
Политическое участие для многих являлось своеобразной страховкой от неприятностей или навязанной им обязанностью. Вместе с тем нельзя отрицать и тот факт, что значительная часть участников общественно-политической работы занималась ею, стремясь удовлетворить свои политические потребности, и верила в то, что этим самым она приносит пользу обществу, государству.  
 
Психология "винтика", "маленького человека", не осознавшего своей политической роли, сохранилась и до настоящего времени и обусловливает наличие большой массы политически пассивных людей. Политической апатии способствуют также утрата социального оптимизма и политических ориентиров, сомнения в успехе начатых реформ, неразвитость демократических традиций, коррумпированность государственных чиновников, их всевластие и произвол в отношении рядовых граждан, бессилие простых людей перед властью, невозможность защитить свои интересы.  
 
Наряду с большим отрядом "пассивных" есть категория граждан, стремящихся вместе с удовлетворением политических интересов в лучшую сторону изменить существующие порядки. Надо полагать, что число их будет возрастать. Этому могут способствовать два диаметрально противоположных фактора: доведение социально-экономического положения трудящихся до крайне низкого уровня или улучшение их положения при одновременном становлении гражданского общества и повышении политической культуры населения.

 

    3.  Сущность процесса социализации личности

В социологии личность рассматривается  как итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Индивид - это единичный  представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д.

Механизм и процесс  формирования личности раскрывается в  социологии на основе понятия «социализация». Социализация - это процесс, посредством  которого индивидом усваиваются  основные элементы культуры: символы, смыслы, ценности, нормы.

На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний и  умений, благодаря которым человек  становится дееспособным участником социального  взаимодействия. Социализация - это  процесс становления социального  «Я».

Смыслом процесса социализации на ее ранних стациях является поиск  своего социального места.

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми  жизненными циклами, каждый этап которых  сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией  и ресоциализацией. 

Десоциализация - это процесс  отучения от старых ценностей, норм, ролей  и правил поведения.

Ресоциализация - это процесс  обучения новым ценностям, нормам, ролям  и правилам поведения в замен  старых.

      

 3.1 Формы социализации

Различаются две основные формы социализации -- направленная и ненаправленная.

Ненаправленная, или стихийная  форма социализации - это как бы стихийное «автоматическое» формирование определенных социальных качеств в  процессе и результате пребывания индивида is непосредственном социальном окружении -- в кругу семьи, сверстников, сослуживцев  и т.п.

Направленная форма социализации - это специально разработанная обществом  или его определенными институтами  и организациями система средств  воздействия на развивающуюся личность с целью сформировать ее в соответствии с доминирующими в данном обществе (или общности) ценностями, идеалами, интересами и целями. Одним из важных способов направленной социализации является воспитание - процесс сознательно  организованного, планомерного и целенаправленного  воздействия на сознание и поведение  развивающейся личности с целью  формирования у нее определенных понятий, ценностных ориентации, принципов, социальных установок и подготовки ее к активной производственной, общественной и культурной деятельности.

Направленная и ненаправленная, стихийная формы социализации могут  в определенных обстоятельствах  согласовываться, гармонизироваться  друг с другом или, наоборот, противоречить  друг другу. В последнем случае может  возникнуть конфликтная ситуация, осложняющая  и затрудняющая процесс социализации. Поскольку стихийная форма социализации, детерминированная преимущественно  микросоциалыюй средой (семья, компания сверстников и т.п.), нередко несет  в себе немало устаревших, отживших норм, правил, стереотипов поведения; она может наряду с положительным  воздействием на личность оказать на нее негативное влияние, способное  подтолкнуть ее к отклоняющимся  от общепринятых в обществе норм, к  социальной патологии. Следовательно, стихийная социализация без включения  механизмов направленной социализации может стать ущербной как для  формирования личности, так и для  определенной социальной общности и общества в целом. Поэтому очень важно ее дополнение, а в некоторых случаях и преобразование корригирующим целенаправленным влияниям направленной социализации.

Информация о работе Социальные институты