Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 23:33, контрольная работа
Общество формируется из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы. Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.
Кругликова И.А Т-33-70-1
1.Социальные институты ; понятие ,признаки, структура.
Общество формируется из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы.
Социальный институт в
социологической интерпретации
рассматривается как
Социальные институты (insitutum — учреждение) — ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.
Все элементы общества связаны между собой общественными отношениями — связями, возникающими междусоциальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной) деятельности.
Социальными институтами (от лат. institutum — устройство) называются элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни. Такие институты общества, как государство, образование, семья и т.д., упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе.
Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяют функции институтов:
Структуру социального института образуют:
К признакам социального института относятся:
В соответствии со сферами общественной жизни можно выделить четыре основные группы институтов:
Институционализация — процесс упорядочения общественных отношений, формирования стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на четких правилах, законах, образцах и ритуалах. Например, процесс институционализации науки — это превращение науки из деятельности одиночек в упорядоченную систему отношений, включающую в себя систему званий, ученых степеней, исследовательских институтов, академий и т.д.
1.2 Функции социальных институтов
В процессе своей деятельности социальные институты выполняют как общие, так и отдельные функции, соответствующие специфике института.
Общие функции:
Отдельные функции:
1.3 Основные социальные институты
К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право. Ниже дана краткая характеристика этих институтов и представлены их основные функции.
Семья - важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д.
Государство — основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие.
Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков.
Церковь - религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян.
Наука — особый социокультурный институт по производству объективных знаний. В числе функций науки — познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства).
Право — социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Государство при помощи права регулирует поведение людей и социальных групп, закрепляя определенные отношения в качестве обязательных. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом).
2. Политическая деятельность
.
Политика - сфера деятельности,
связанная с отношениями между социальными
группами, ядром которой является проблема
завоевания ,уде-
ржания и использования государственной
власти.
Любая проблема приобретает политический
характер, если ее решение
связано с классовыми интересами, проблемой
власти.
Политика обладает большой степенью самостоятельности
и оказывает
сильное влияние на экономику и др. сферы
общества.
Политическая деятельность
- одна из форм общественной деятельности.
Но это особая, специфическая сфера деятельности.
Она представляет
собой совокупность действий общественных
групп и отдельных лиц, а так
же партий по реализации своих политических
интересов и прежде всего
по поводу завоевания, использования и
удержания власти.
Формы политической деятельности
внутри политических партий различны:
Споры, диспуты, широкий обмен мнениями
как в аудитории, так и в сред-
ствах массовой информации;
Цель
диалога - выяснения точек зрения,
достижения согласия по обсуждаемым вопросам,
а главное - осуществле-
ние согласованных действий.
Политическая деятельность, как любая
другая, разделяется на теорити-
ческую и практическую.
Для теоретической деятельности
характерны такие виды:
познавательная, прогностическая,
ценностно-ориентировачная.
Для практической деятельности:
обширный спектр видов, зависящий от конкретной
сферы политической
жизни, где осуществляются политические
действия: это внешняя поли-
тика и международные отношения, выработка
и реализация внутренней
политики гоударства,участие в жизни партий,
военная политика и т.д.
2.1 Политическое участие.
Политическое участие —
это действие, предпринимаемое частными
лицами с целью оказать влияние на государственную
политику или на выбор политических лидеров.
Политическое участие в отличие от политической
деятельности имеет лишь одного субъекта
— личность.
Политическое участие бывает постоянным
и эпизодическим, организованным и неорганизованным.
Степень его организованности во многом
зависит от политического режима. При
авторитарном и тоталитарном режимах
оно чаще всего вынужденное или принудительное,
при демократическом — свободное и сознательное.
Формы
политического участия на Западе и в нашей
стране разнообразны, например участие:
1) в осуществлении власти или противодействии
ее осуществлению (примеры участия — деятельность
представительных органов, депутатских
комиссий, примеры противодействия —
гражданское неповиновение, саботаж, вооруженное
противодействие);
2) в деятельности формальных общественных
организаций (партий, молодежных политических
организаций и т.д.);
3) в деятельности неформальных организаций
и движений (народных фронтов и т.д.);
4) в выборах
и проведении избирательных кампаний
и референдумов;
5) в публичных
манифестациях политических взглядов
с целью воздействия на общественное мнение,
политические институты или руководящие
политические группы, влияния на других
людей с целью изменения их взглядов и
действий и навязывания им своих. Манифестация
взглядов может осуществляться на политических
собраниях, митингах, демонстрациях, через
печать, радио, телевидение, в политических
беседах, дискуссиях, посредством различных
обращений к государственным органам,
политическим организациям, через наказы
избирателей и т.п.
И, пожалуй, самой распространенной формой
участия в политической жизни является
чтение политической периодики и литературы,
прослушивание и просмотр политических
радио и телепередач с последующим обсуждением.
Такая форма участия является как бы переходной
от "открытого" политического поведения
к "закрытому"— политическому бездействию,
или, как его еще называют в политической
литературе, иммобильности.
Политическое участие для многих являлось
своеобразной страховкой от неприятностей
или навязанной им обязанностью. Вместе
с тем нельзя отрицать и тот факт, что значительная
часть участников общественно-политической
работы занималась ею, стремясь удовлетворить
свои политические потребности, и верила
в то, что этим самым она приносит пользу
обществу, государству.
Психология "винтика", "маленького
человека", не осознавшего своей политической
роли, сохранилась и до настоящего времени
и обусловливает наличие большой массы
политически пассивных людей. Политической
апатии способствуют также утрата социального
оптимизма и политических ориентиров,
сомнения в успехе начатых реформ, неразвитость
демократических традиций, коррумпированность
государственных чиновников, их всевластие
и произвол в отношении рядовых граждан,
бессилие простых людей перед властью,
невозможность защитить свои интересы.
Наряду с большим отрядом "пассивных"
есть категория граждан, стремящихся вместе
с удовлетворением политических интересов
в лучшую сторону изменить существующие
порядки. Надо полагать, что число их будет
возрастать. Этому могут способствовать
два диаметрально противоположных фактора:
доведение социально-экономического положения
трудящихся до крайне низкого уровня или
улучшение их положения при одновременном
становлении гражданского общества и
повышении политической культуры населения.
3. Сущность процесса социализации личности
В социологии личность рассматривается
как итог развития индивида, наиболее
полное воплощение всех человеческих
качеств. Индивид - это единичный
представитель человеческого
Механизм и процесс формирования личности раскрывается в социологии на основе понятия «социализация». Социализация - это процесс, посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, смыслы, ценности, нормы.
На основе этого усвоения
в ходе социализации происходит формирование
социальных качеств, свойств, деяний и
умений, благодаря которым человек
становится дееспособным участником социального
взаимодействия. Социализация - это
процесс становления
Смыслом процесса социализации на ее ранних стациях является поиск своего социального места.
Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами, каждый этап которых сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией.
Десоциализация - это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.
Ресоциализация - это процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения в замен старых.
3.1 Формы социализации
Различаются две основные формы социализации -- направленная и ненаправленная.
Ненаправленная, или стихийная форма социализации - это как бы стихийное «автоматическое» формирование определенных социальных качеств в процессе и результате пребывания индивида is непосредственном социальном окружении -- в кругу семьи, сверстников, сослуживцев и т.п.
Направленная форма
Направленная и ненаправленная,
стихийная формы социализации могут
в определенных обстоятельствах
согласовываться, гармонизироваться
друг с другом или, наоборот, противоречить
друг другу. В последнем случае может
возникнуть конфликтная ситуация, осложняющая
и затрудняющая процесс социализации.
Поскольку стихийная форма