Социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:51, реферат

Описание работы

Социальная система может быть представлена в трех аспектах. Первый аспект - как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства (город, деревня, трудовой коллектив и т. д.); второй - как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, включенные в деятельность данной системы, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций; третий - как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………….………..….3
1. Социальные институты……………………………………………......……4
2. Общие признаки социального института ……………………….…….…..7
3. Основные социальные институты …………………………………………9
4. Институт семьи………………………………………………………..……10
5. Институт образования……………………………………….…………….11
6. Институт политики…………………………………………….………..….11
7. Институт религии…………………………………………………..…...….13
Заключение…………………………………………………………...…….15
Литература……………………………………………………………….…16

Файлы: 1 файл

Социальные институты.docx

— 37.66 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Новосибирский Государственный  Архитектурно-Строительный Университет (Сибстрин)

Кафедра социологии, психологии и педагогики

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по социологии

Тема: Социальные институты

 

 

 

 

 

   

 

Выполнил:  студент 358 гр.

Садко С.Н..                 

Проверил:   Репина Т.А.

 

 

 

 

Новосибирск 2007

Оглавление

Введение ………………………………………………………….………..….3

  1. Социальные институты……………………………………………......……4
  2. Общие признаки социального института ……………………….…….…..7
  3. Основные социальные институты …………………………………………9
  4. Институт семьи………………………………………………………..……10
  5. Институт образования……………………………………….…………….11
  6. Институт политики…………………………………………….………..….11
  7. Институт религии…………………………………………………..…...….13

Заключение…………………………………………………………...…….15

Литература……………………………………………………………….…16

 

Введение.

В изучении социальных явлений  и процессов социология основывается на принципах историзма. Это означает, что, во-первых, все социальные явления  и процессы рассматриваются как  системы, обладающие определенной внутренней структурой; во-вторых, изучается процесс  их функционирования и развития; в-третьих, выявляются специфические изменения  и закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое. Наиболее общей и сложной социальной системой является общество, а ее элементами - люди, социальная деятельность которых  обусловливается определенным социальным статусом, который они занимают, социальными функциями (ролями), которые  они выполняют, социальными нормами  и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными  качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т. д.).

Социальная система может  быть представлена в трех аспектах. Первый аспект - как множество индивидов, в основе взаимодействия которых  лежат те или иные общие обстоятельства (город, деревня, трудовой коллектив  и т. д.); второй - как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, включенные в деятельность данной системы, и социальных функций (ролей), которые они выполняют  на основе данных социальных позиций; третий - как совокупность норм и  ценностей, определяющих характер и  содержание поведения элементов  данной системы. Первый аспект связан с понятием социальной общности, второй - с понятием социальной организации  и третий - с понятием культуры. Социальная система, таким образом, выступает  как органическое единство трех сторон - социальной общности, социальной организации и культуры.

 

Социальные институты

Этот тип социальных систем складывается на основе общностей, социальные связи которых обусловлены объединениями организаций. Такие социальные связи называются институциональными, а социальные системы - социальными институтами. Последние действуют от имени общества как целого. Институциональные связи можно называть еще и нормативными, так как их характер и содержание устанавливаются обществом в целях удовлетворения потребностей его членов в тех или иных сферах общественной жизни.

Следовательно, социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение  которых наносит ущерб социальной системе. Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные  нормы, обычаи, административные решения  и т. п. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, с другой - к одобрению желательного поведения. Поведение индивидов  обусловлено их потребностями. Эти  потребности могут быть удовлетворены  различными способами, и выбор средств  для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью или обществом  в целом. Принятие определенной системы  ценностей способствует идентичности поведения членов общности. Воспитание и социализация направлены на то, чтобы  передать индивидам установленные  в данной общности образцы поведения  и способы деятельности.

Социальные институты  руководят поведением членов общности через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в  определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений, свободу слова, права на получение  определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т. д. Например, литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества, поиска новых художественных форм; ученые и специалисты обязываются исследовать новые проблемы и осуществлять поиск новых технических решений и т. д. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной (“ материальной”) структуры, так и внутренней, содержательной.

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными  средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны - это определенная система  целесообразно ориентированных  стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Так, если есть юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и  материальных средств осуществляющих правосудие, то с содержательной точки  зрения - это совокупность стандартизированных  образцов поведения правомочных  лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения  воплощаются в определенных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката, следователя  и т. д.).

Социальный институт, таким  образом, определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений  посредством взаимосогласованной  системы целесообразно ориентированных  стандартов поведения. Их возникновение  и группировка в систему зависят  от содержания решаемых социальным институтом задач. Каждый такой институт характеризуется  наличием цели деятельности, конкретными  функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и  ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого  и подавление отклоняющегося поведения.

Важнейшими социальными  институтами являются политические. С их помощью устанавливается  и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.

Институциональные связи, как  и иные формы социальной связи, на основе которых складываются социальные общности, представляют собой упорядоченную  систему, определенную социальную организацию. Это система принятых видов деятельности социальных общностей, норм и ценностей, которые гарантируют сходное  поведение их членов, согласовывают  и направляют в определенное русло  стремления людей, устанавливают способы  удовлетворения их потребностей, разрешают  конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивают состояние  равновесия между стремлениями различных  индивидов и групп данной социальной общности и общества в целом. В  случае когда это равновесие начинает колебаться, говорят о социальной дезорганизации, об интенсивном проявлении нежелательных явлений (например, таких, как преступления, алкоголизм, агрессивные  действия и т. п.).

Под социальным институтом ученые понимают комплекс, охватывающий, с одной стороны, совокупность нормативно-ценостно обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей, и с другой - социальное образование, созданное для использования  ресурсов общества в форме интеракции для удовлетворения этой потребности.

Таким образом, социальные институты - это специфические образования, обеспечивающие относительную устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества, некоторые  исторически обусловленные формы  организации и регулирования  общественной жизни. Институты возникают в ходе развития человеческого общества, дифференциации видов деятельности, разделения труда, формирования специфических видов общественных отношений.

Общие признаки социального  института

К числу общих признаков социального института можно отнести:

- выделение определенного  круга субъектов, вступающих в  процессе деятельности в отношения,  приобретающие устойчивый характер;

- определенную (более или  менее формализованную) организацию;

- наличие специфических  норм и предписаний, регулирующих  поведение людей в рамках социального  института;

- наличие социально значимых  функций института, интегрирующих  его в социальную систему и  обеспечивающих его участие в  процессе интеграции последней. 

Эти признаки не являются нормативно закрепленными, они скорее вытекают из обобщения аналитических материалов о различных социальных институтах современного общества. Но в целом  они являются удобным инструментом для анализа процессов институциолизации  социальных образований.

Социологический подход фиксирует  особое внимание на социальных функциях института и его нормативной  структуре. В частности, реализация институтом социально значимых функций  обеспечивается наличием в рамках социального  института целостной системы  стандартизированных образцов поведения, т.е. ценностно-нормативной структуры.

К числу важнейших функций, которые социальные институты выполняют  в обществе, относятся:

- регулирование деятельности  членов общества в рамках социальных  отношений;

- создание возможностей  для удовлетворения потребностей  членов общества;

- обеспечение социальной  интеграции, устойчивости общественной  жизни;

- социализация индивидов.

Структура социальных институтов чаще всего включает определенный набор  составных элементов, выступающих  в более или менее оформленном  виде в зависимости от типа института. Тут можно выделить следующие  структурные элементы социального  института:

- цель и сферу деятельности  института;

- функции, предусмотренные  для достижения цели;

- нормативно-обусловленные  социальные роли и статусы,  представленные в структуре института;

- средства и учреждения  достижения цели и реализации  функций.

Из всех возможных критериев  классификации социальных институтов целесообразно остановиться на двух: предметном (содержательном) и формализованном. На основании предметного критерия, т.е. характера содержательных задач, выполняемых институтами, выделяются: политические институты (государство, партии, армия); экономические институты (разделение труда, собственность, налоги и т.п.); институты родства, брака  и семьи; институты, действующие  в духовной сфере (образование, культура, массовые коммуникации и др.)

На основании второго  критерия, т.е. характера организации, институты делятся на формальные и неформальные. Деятельность первых основана на строгих, нормативно и, возможно, юридически закрепленных предписаниях, правилах, инструкциях и т.д. в  неформальных институтах такая регламентация  социальных ролей, функций, средств  и методов деятельности и санкций  за ненормативное поведение отсутствует. Она заменяется регулированием неформальным через традиции, обычаи, социальные нормы и т.п.

Каждый социальный институт входит в исторически конкретную социальную структуру, соответствует  интересам конкретной социальной группы, выполняет ряд взаимосвязанных  функций, таких, например, как: 1) воспроизводство  представителей той или иной социальной группы; 2) социализацию конкретных индивидов  в форме передачи им социально  значимых норм и ценностей; 3) поддержание  стабильности и морального порядка  внутриинституционального характера, а также имеет внешнее оправдание, реализующееся в процессах социального обмена. При этом важно подчеркнуть, что отдельные организации и конкретные социальные группы сами по себе не составляют социального института, в связи с чем описание, анализ функций и прогноз тенденций развития вполне определенного социального института не сводится к рассмотрению только его “видимых воплощений” и требуют разумного сочетания подхода системного и междисциплинарного с подходом конкретно-историческим и эмпирическим.

Основных социальных институтов в обществе пять. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества.

Фундаментальные потребности  общества

Основные социальные институты

1. Потребности в воспроизводстве  рода 

1. Институт семьи и  брака 

2. Потребности в безопасности  и социальном порядке 

2. Политические институты 

3. Потребности в добывании  средств существования 

3. Экономические институты 

4. Потребности в передаче  знаний, социализации подрастающего  поколения. 

4. Институты образования 

5. Потребности в решении  духовных проблем, смысла жизни 

5. Институт религии 


Внутри основных институтов скрываются неосновные социальные институты, которые удовлетворяют менее значимые потребности общества, выполняют специализированные задачи.

Институт семьи и брака  содержит институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования, имя наречения и другие.

Информация о работе Социальные институты