Социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:51, реферат

Описание работы

Социальная система может быть представлена в трех аспектах. Первый аспект - как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства (город, деревня, трудовой коллектив и т. д.); второй - как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, включенные в деятельность данной системы, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций; третий - как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………….………..….3
1. Социальные институты……………………………………………......……4
2. Общие признаки социального института ……………………….…….…..7
3. Основные социальные институты …………………………………………9
4. Институт семьи………………………………………………………..……10
5. Институт образования……………………………………….…………….11
6. Институт политики…………………………………………….………..….11
7. Институт религии…………………………………………………..…...….13
Заключение…………………………………………………………...…….15
Литература……………………………………………………………….…16

Файлы: 1 файл

Социальные институты.docx

— 37.66 Кб (Скачать файл)

Институт политики содержит институты президентства, монархии, парламента, судов, правоохранительных органов и др.

Институт экономики содержит институты рынка, торговли, банковского  дела, маркетинга и др.

Институт образования  содержит институты науки, музеев, спорта, театров, библиотечного дела и др.

Институционализация - это процесс закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, т.е. образования социального института.

Признаки основных социальных институтов

Институты

Символы

Основные роли

Физические черты

Кодексы поведения

Институт семьи

Кольца, обручение, контракт

Отец, мать, ребенок 

Дом, квартира, мебель

Семейные запреты и  допущения 

Институт политики

Флаг, гимн, герб

Законодатель, судья, избиратель

Общественные здания

Конституция, законы

Институт экономики

Фабричная марка, деньги

Работодатель, покупатель, продавец

Фабрика, офис, магазин 

Контракты, лицензии

Интитут образования

Диплом, степень 

Учитель, ученик

Школа, библиотека, стадион 

Правила учащихся

Институт религии

Крест, алтарь, библия

Пастор, прихожанин

Собор, церковь 

Вера, заповеди, посты 


Некоторые институты в  обществе могут не обладать полным набором признаков. Это означает, что институт несовершенен, полностью  не развился или находится в упадке.

Если большинство институтов недостаточно развиты, значит, общество находится в упадке либо на начальных  стадиях культурного развития.

Социологи особо выделяют из всех социальных институтов институт семьи. Это, по-видимому, первый социальный институт в истории общества. Из института семьи (при переходе к более сложным культурам) возникают все другие институты.

Институт семьи

В большинстве примитивных  обществ семья - это единственный реально функционирующий институт. Например, среди современных племен Центральной Африки, многих народов  Севера мы не увидим даже намека на другие социальные институты. Все вопросы  распределения власти, продуктов  и других ценных ресурсов решаются семейно или на советах нескольких семей. При переходе к более сложным культурам начинают выделяться остальные социальные институты.

Следовательно, семья - основа всех социальных институтов.

Институт образования

Признаками института  образования являются:

  • Установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость
  • Символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни
  • Утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы
  • Кодекс устный и письменный - правили учащихся
  • Идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении

Образование представляет собой  социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.

Институт политики

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.

Существуют некоторые  проблемы, связанные с регулированием занятости и обеспечения социальной защиты населения. В данной работе рассмотрены  такие немаловажные проблемы, как нестабильность на рынке труда и невозможность охватить социальной защитой все слои населения, обусловленные отсутствием нормативно-законодательной базы и прочими трудностями, которые зиждутся на сложившейся политико-социальной атмосфере нашего формирующегося в зарождающихся рыночных отношениях и накалившейся криминогенной ситуации общества, которая усугубилась кризисом государственной власти.

Неоклассики рассматривали  рынок труда как равноценный, где опыт и предложение уравниваются при помощи колебаний уровня заработной платы, а безработица выступает  смягчающее, то есть вызванное природным  стремлением работников найти лучшее рабочее место. В двадцатом столетии оказалось, что невозможно отдавать рынок труда на “откуп” стихийным  рыночным силам. Наиважнейшими причинами  развития и активизации деятельности буржуазного государства в сфере, которая рассматривается, были:

1) развитие НТР и повышение  роли человека в общественном  производстве;

2) обеспечение общих условий  воспроизводства, в том числе  воспроизводство рабочей силы;

3) обеспечение предпринимательства  необходимыми кадрами; 

4) необходимость компромиссности  и смягчения социальных конфликтов;

5) способствование развитию  и совершенствованию интеллектуального  потенциала общества;

6) влияние идей и конкретных  социальных достижений (отсутствие  явной безработицы - прежде всего)  капитализма; 

Социальная политика - это  комплекс социально-экономических  мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т. Д.

Основными принципами проведения социальной политики являются:

1) защита уровня жизни  путем введения разных форм  компенсации при повышении цен  и проведение индексации;

2) обеспечение помощи  самым бедным семьям;

3) выдача помощи на  случай безработицы; 

4) обеспечение политики  социального страхования, установление  минимальной заработной платы  для работающих;

5) развитие образования,  охрана здоровья, окружающей среды  в основном за счет государства; 

6) проведение активной  политики, направленной на обеспечение  квалификации.

Институт религии

Религия является необходимым  составным элементом общественной жизни, в том числе и духовной культуры общества. В развитой форме  религиозные организации представляют собой сложную централизованную и иерархическую систему —  церковь. Церковь, как общественно-историческое образование — один из важнейших  социальных институтов. И поэтому  она может и должна быть подвергнута  анализу с позиций социологии. Социология религии — это одно из направлений социологии, объектом исследования которого являются различные  религиозные феномены, в том числе  и церковь. Ее основоположниками  считаются Э. Дюркгейм и М. Вебер. Дюркгейм заложил традицию функционального  изучения религии как “коллективного представления”, воплощающего систему  верований и действий, санкционированных  обществом. М. Вебер рассматривал религию  как определенный мотив социального  действия, исследовал ее роль в процессе крупных общественных преобразований.

Социология религии не берется отвечать на вопрос об истинности или ложности тех или иных положений  вероучения, религиозных догм, о  степени адекватности отражения  религиозным сознанием действительности. Религиозное сознание изучается  социологией как социальный факт, как одна их реально существующих систем мировоззрения, социальных норм и ценностей в том аспекте, в каком оно выступает регулятором  социального поведения личности, группы, общества. Социология религии  исследует не только распространенность религиозного сознания в обществе и, соответственно, степень влияния  религии на общественные процессы, но также и его внутреннее содержание в такой мере и в таких аспектах, которые позволяют судить о тенденциях и динамике его изменения и развития под влиянием изменений, происходящих в обществе.

В современной социологии религии можно выделить два уровня изучения религиозных феноменов: теоретический  и эмпирический. На теоретическом  уровне церковь рассматривается  как общественная подсистема и изучается  ее взаимодействие с другими социальными  структурами. На эмпирическом уровне изучается  религиозность отдельных личностей, различных социально-демографических  групп, нормы и ценности, влияние  принадлежности к той или иной конфессии на жизненные позиции  и образ жизни людей, причины  существования религии (воспроизводства  религиозности) в обществе. Связующим  звеном между теоретическим и  эмпирическим социологическим исследованием  выступает изучение церкви в качестве специфического социального института. В этом случае церковь предстает  как устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, идей, принципов, ценностей и норм, регулирующих повседневную жизнедеятельность людей и организующих их в систему социальных статусов и ролей в зависимости от их отношений к Богу, другим сверхъестественным силам, дающим духовную опору человеку.

История России и СССР, где  общественно-политической и духовной жизни одним из значительных “действующих лиц” была и продолжает оставаться Русская Православная Церковь, позволяет  проследить противоречивые процессы, имевшие место во взаимоотношениях между государством и церковью, переосмыслить  многие устоявшиеся взгляды на место  и роль ее в жизни общества.

 

Заключение.

Высокая степень единства людей в социальных общностях, их сплоченность (коллективность), сходность  их позиций объективно способствует снижению числа правонарушений. Когда  степень единства (интегрированность) социальной общности (класса, общества) достаточно высока, то падает количество отклонений в поведении членов этой общности. Наоборот, рост числа отклонений в поведении - показатель распада  ее интегрированности. В некоторых  случаях неэффективность влияния, например, на подростка со стороны  ближайшей социальной общности (семьи), недостаточность его социализации (в смысле включения в систему  ценностей и норм поведения, характерных  для общества в целом) могут привести к усилению влияния на него стихийно складывающихся группировок, где бытуют противоправные взгляды и представления  и действуют антисоциальные нормы  поведения. Сюда можно отнести некоторые  группы подростков с антисоциальным поведением, воров-рецидивистов, алкоголиков  и т. д. Влияние таких социальных общностей часто бывает прямо  связано с низким социально-воспитательным эффектом семьи, школьного или производственного  коллектива, звеньев политической системы  общества. Еще один момент, на который  следует обратить внимание, также  связанный с ослаблением социальных связей между людьми, - это негативные последствия научно-технической  революции: урбанизация, возникновение  больших городов и т. д. Хотя она  исторически прогрессивна, но может  вызвать и некоторый рост аморальных явлений, связанных с перемещением людей, миграцией населения.

 

 

Литература:

  1. “Социология” Москва издательство “Мысль” 1990 год.
  2. Ашин Г. Смена элит. // Общественные науки и современность. 1995. - № 1.- с.40-50.
  3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: Изд-во “Медиум”. - 1995. – 322 с.
  4. Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов.—3-е изд., испр. и доп..—М.: Академический проект.- 2003. – 384 с.
  5. Осипов Г.В. Институциональная социология. М., 1993. – с.258.
  6. Смелзер Н. Социология: пер. С англ. - М.: Феникс, 1994.- 688с.
  7. Современная американская социология / Под ред. В.И. Добренькова. - М.: Изд-во МГУ, 2001. - 296с.
  8. Социологический словарь / сост. А.Н. Елсуков, К.В. Шульгина. - 2-е изд. перераб. и доп. - Минск, 1991. - 528с.
  9. Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие / Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, А.В. Кабыща и др. / Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 416с.
  10. Социология: Учеб. Пособие /Под ред. А.Н. Елсукова - Минск: тетрасистемс, 1998.- 560с.
  11. Ушакин С.А. Университеты и власть. // Общественные науки и современность. 1999. - № 2. - с55-65.

 


Информация о работе Социальные институты