Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 17:35, контрольная работа
В узкотехническом смысле мы используем слово «институт» в названии каких-либо учреждений.
Понятию « социальный институт » в отечественной социологии отводится значительное место.
Данному понятию в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.
Введение……………………………………………………………………….…2
1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни…………………………………………………………....3
2. Виды и функции социальных институтов……………………………….…7
3. Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции (например, комитет по делам национальностей, который не оказывает влияния на решение национальных проблем; спортивный комитет, который не занимается организацией спортивной жизни)?................................................13
Заключение…………………………………………………………….………..18
Список использованной литературы………………………………….………20
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие «социальный
институт».
2. Виды и
функции социальных институтов…
3. Почему некоторые
социальные институты
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………….………20
Введение
Понятию « социального
института » принадлежит центральное
место в анализе общественной
жизни. Оно предполагает возможность
обобщения, идеализации и абстрагирования
из многообразных действий людей наиболее
существенных типов социальных
отношений. Большое внимание изучению
социальных институтов
общества придает социология.
Термин « институт» имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского: institutum - установление, устройство.
Со времени
он приобрел два значения - узкое
техническое (название
В узкотехническом
смысле мы используем слово «институт» в названии
каких-либо учреждений.
Понятию « социальный институт »
в отечественной социологии отводится
значительное место.
Данному понятию в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.
1.Понятие
«социальный институт».
Социальный институт (от лат. institutum — установление, учреждение)-
исторически сложившаяся устойчивая форма
организации совместной деятельности
людей. Согласно определению, данному
известным американским социологом Н.
Смелзером, социальный институт
- совокупность ролей и статусов, предназначенных
для удовлетворения определенной социальной
потребности.
С. С. Фролов, считает, что правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а об институциональных признаках, т. е. общих для всех институтов чертах и свойствах. Он выделяет пять признаков:
1.Установки и образцы поведения (привязанность, толерантность в национальных отношениях, ответственность и уважение в семье, законопослушание, лояльность и субординация в работе);
2.Символические культурные признаки (свадебные обряды, обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.);
3.Унитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии);
4.Устный и письменный кодексы (запреты,мораль, правовые гарантии, законы, правила);
5.Идеология (любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие, католицизм или протестантизм в христианстве).
Чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт» связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений
Процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией. Процесс институционализации включает в себя ряд моментов.
Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т.д.
Институт образования обеспечивает возможность человеку развивать и совершенствовать свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать своё существование и т.д. Возникновение определённых общественных потребностей и условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации.
Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействий и отношений конкретных лиц - индивидов, социальных групп и иных общностей. Социальные институты обладают своими собственными системными качествами.
Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций - это первый элемент институализации.
Речь идёт о системе ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.
Наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были включены ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации.
Третьим важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию.
Институт высшего образования состоит из определенной совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников в министерстве, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы (министерство или Госкомитет по высшей школе и т.д.), которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т.д.) и правовыми актами для организации своей деятельности.
Таким образом, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института.
Социальные институты — это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
2. Виды и функции социальных институтов.
Все социальные институты обычно подразделяют на основные и неосновные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на основные и неосновные, их классифицируют и по иным критериям.
К примеру,
институты различаются
Внутри основных институтов находятся неосновные, которые называются также социальными практиками или обычаями. У каждого основного института существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур. Например, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т. д. Внутри института семьи и брака, находятся и институты материнства и отцовства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей и т. д. Обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания. В отличие от основного института неосновной институт выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность.
Каждый институт выполняет
характерную для него социальную
функцию. Совокупность этих социальных
функций складывается в общие
социальные функции социальных институтов
как определённых видов социальной
системы. Эти функции очень
Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определённой упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила т. н. «институциональная школа». Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет, Д. Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов:
1.Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.
2.Социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др.
3.Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля — органы власти.
4.Функции управления и контроля. Осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т.д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.
Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:
Экономическо-социальные институты - собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа - обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства соединяя, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.
Политические институты — государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.
Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и защиту определенных ценностей и норм.
Нормативно-ориентирующие институты — механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель — придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.
Нормативно-санкционирующие — общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.
Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., регламент собраний, заседаний, деятельность объединений.
Если институт вместо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. К примеру, функция института образования — готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то необходимых специалистов общество не получит. Школы и вузы выпускают в жизнь дилетантов. Функция превращается, таким образом, в дисфункцию.
Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интересам общества. Она может расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества.
К примеру, к концу 60-х годов СССР готовил специалистов с высшим образованием на душу населения больше, чем любая страна в мире. Уровень подготовки и система образования были, возможно, самым высоким на планете. В США дискутировался вопрос о вызове, брошенном миру советской системой образования. Американцы разработали систему практических мероприятий с целью догнать и перегнать в этой области Советский Союз. Шли годы. И сегодня наши школьники и студенты – одни из самых образованных, но, увы, не во всех вузах и регионах страны. Приоритет отдается столичным городам и столичным вузам, со старой научной базой, созданной в СССР. Но ,в целом, советская, а затем российская система образования в период с 70-х по 90-е годы развивались слишком медленно. Возник серьезный разрыв между теоретической подготовкой студентов и практическими навыками молодых специалистов. На предприятиях с передовой технологией вузовских знаний не хватало, а там, где трудились на устаревшем оборудовании, знаний было излишне много.