Социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 17:35, контрольная работа

Описание работы

В узкотехническом смысле мы используем слово «институт» в названии каких-либо учреждений.
Понятию « социальный институт » в отечественной социологии отводится значительное место.
Данному понятию в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…2
1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни…………………………………………………………....3
2. Виды и функции социальных институтов……………………………….…7
3. Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции (например, комитет по делам национальностей, который не оказывает влияния на решение национальных проблем; спортивный комитет, который не занимается организацией спортивной жизни)?................................................13
Заключение…………………………………………………………….………..18
Список использованной литературы………………………………….………20

Файлы: 1 файл

соц-ия переделаннаяконтр.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

В конце 80-х годов, с началом перестройки российское общество повернулось к рыночным отношениям. При этом оказалось, что марксистское обществоведение не способно обеспечить молодежь необходимыми знаниями в области рыночной экономики, менеджмента, современной социологии, психологии и философии. Пришлось срочно перестраивать учебные планы, перенимать знания технологии обучения. Народное хозяйство недополучило сотни тысяч необходимых специалистов, обладающих современными знаниями. Это повлекло за собой колоссальный ущерб в экономической области. К нему надо добавить ущерб социальный и нравственный. Ведь поколение людей, воспитанных на старых традициях, занимает ключевые позиции в обществе, следовательно, направляет страну не всегда так, как требуют новые реалии. Урон же от неправильной внешней и внутренней политики, непродуманных государственных решений вообще не поддается исчислению. Рыночные отношения породили другую дисфункцию – неподготовленность и нежелание предпринимателей вкладывать деньги в обучение персонала в сфере услуг. Мне неприятно видеть специалистов-непрофессионалов на своих рабочих местах, но, увы, их в настоящее время, больше, чем нужно, особенно в сфере обслуживания.

Функции и дисфункции бывают явными, то есть официально заявленными,  всеми осознанными и очевидными для всех, и латентными, то есть скрытыми, не заявленными. Явные функции институтов являются необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные функции выражаются в непредусмотренных результатах деятельности институтов или лиц, представляющих их.

Так, демократическое  государство, установившееся в России в начале 90-х годов, через парламент, правительство и президента стремились улучшить жизнь народа, создать в  обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону. Таковы были явные цели и задачи. На самом же деле в стране вырос уровень преступности, а уровень жизни населения упал. Таковы результаты латентных функций институтов власти. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентные – о том, что из этого получилось.

Жизненный цикл института включает четыре относительно самостоятельных, автономных стадии (фазы), которые имеют свои качественные характеристики.

I фаза – зарождение и формирование социального института. Американский исследователь Г. Ленски определил ряд ключевых социальных потребностей, которые порождают процессы появления и формирования социальных институтов:

- Потребность в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт);

- Потребность в производстве продуктов и услуг;

- Потребность в распределении благ и привилегий;

- Потребность в безопасности граждан, защите их жизни и личного благополучия;

- Потребность в регулировании системы сложившегося социального неравенства, в размещении социальных групп, слоев по позициям, статусам в зависимости от установленных критериев;

- Потребность в социальном контроле за поведением членов общества – религия, мораль, право.

II фаза – фаза эффективности. В этот период институт достигает пика зрелости, полного расцвета.

III фаза – период формализации норм, принципов, ознаменованный обюрокрачиваем, когда правила становятся самоцелью. Господство правил, подчинивших себе живых людей, возникает от чрезмерного стремления к аккуратности, четкости, субординированности. Одни институты (церковь, армия, государство, власть) «обрастают» частоколом инструкций, правил, нормативов,, а др. от этого вырождаются и погибают, например институты образования, здравоохранения.

IV фаза – дезорганизация, дезодаптация, когда институт теряет прежнюю гибкость и жизнеспособность и исчезает. Институт ликвидируется или трансформируется в новый.

3. Почему  некоторые социальные институты  продолжают существовать,           даже если они не выполняют  возложенные на них функции (например, комитет по делам национальностей, который не оказывает влияния на решение национальных проблем; спортивный комитет, который не занимается организацией спортивной жизни)?

Социальные  институты постоянно совершенствуются, преобразуются, одни исчезают, другие появляются. Функции, которые выполняют социальные институты, также меняются с течением времени, так как меняются потребности общества.

 На ранних этапах развития человеческих обществ многие из современных институтов не существовали. Их функции исполнялись другими институтами. Так, институт образования возникает лишь с появлением групп людей, основным занятием которых является профессиональная  и социальная  подготовка  значительной  части  населения, т.е. когда сам процесс социальной и профессиональной подготовки выделяется из процесса воспитания. В Европе этот момент принято относить к появлению и развитию системы общедоступных школ и профессиональных учебных заведений (XVII-XVIII вв.). На более ранних этапах подготовка молодежи к жизни осуществлялась в рамках других социальных институтов - семьи, клана, цеха, церкви. Многие исследователи считают, что в доиндустриальных обществах не существовало самостоятельного института экономики, а процессы производства и обмена регулировались другими социальными институтами (кланом, семьей, институтами ритуального обмена).

Многие институты, существовавшие в обществах прошлого и определявшие отношения в них, в современных обществах либо исчезли вовсе, либо потеряли свое прежнее значение (например, институт клана, институт кровной мести, и т.д.).

 В связи  с этим между институтами происходит  сотрудничество, результатом которого  является переход функций от  одного института к другому. В качестве примера рассмотрим работу комитета по делам национальностей ГД РФ.

Российская  Федерация - одно из крупнейших многонациональных  государств в мире, где проживает  более 190 народов, которые говорят  более чем на 239 языках и диалектах. Преобладающее большинство народов  страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, сыгравшие историческую роль в формировании российской государственности. В таком государстве нужно с большим вниманием подходить к решению национальных вопросов.  После Октябрьской революции 1917 г. большевики создают   Народный комиссариат  по делам национальностей РСФСР (существовал с 8 ноября 1917 года по 1923 год, возглавлял  комиссариат Сталин Иосиф Виссарионович).

Многообразие  национального, религиозного и языкового  состава населения, многовековой опыт межкультурного взаимодействия, традиции учета государством интересов всех народов, проживающих в Российской Федерации, высокая степень участия институтов гражданского общества в реализации государственной национальной политики, определяют основные особенности современного этнокультурного развития народов Российской Федерации.

Меняется название института национальных отношений: Государственный комитет СССР по национальным вопросам( образован 27 марта 1990 года. упразднён 14 ноября 1991 года).

Государственный комитет РСФСР по национальным вопросам(  образован 15 ноября 1989 года, существовал по 14 июля 1990)- переименован в Государственный комитет РСФСР по делам национальностей. В декабря 1991 года преобразован в Государственный комитет РСФСР по национальной политике.

2 марта 1993 года  переименован в Государственный  комитет РФ по делам федерации  и национальностей. Образовано 10 января 1994 года объединением Государственного  комитета РФ по делам федерации  и национальностей и Государственного  комитета РФ по социально-экономическому развитию Севера Министерство Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике. 4 марта 1996 года преобразовано в Министерство по делам национальностей и федеративным отношениям РФ. 30 апреля 1998 года переименовано в Министерство региональной и национальной политики РФ.

25 мая 1999 года  преобразовано в Министерство  по делам федерации и национальностей  Российской Федерации. 17 мая 2000 года  преобразовано в Министерство  по делам федерации, национальной  и миграционной политики РФ.16 октября 2001 года упразднено. Образован Комитет ГД по делам национальностей.

Мы увидели  разные названия госинститутов в 20 - начале  21вв., а работа этих учреждений заключается в формировании законодательной базы государственной национальной политики Российской Федерации;

В разработке нормативно-правовых актов по предупреждению и разрешению межэтнических конфликтов;дальнейшее развитие правовой базы по защите прав коренных малочисленных народов Российской Федерации; законотворческая работа по дальнейшему совершенствованию процессов общественной самоорганизации граждан, относящих себя к определенной этнической общности.

Задача современной  государственной национальной политики Российской Федерации состоит в  укреплении духовной консолидации многонационального народа России как единой гражданской нации.

Таким образом, получается, что институт будет по-прежнему существовать, но под другим названием, выполняя   предыдущие и новые функции.

Если институт производства успешно справляется со своей функцией, экономика процветает, доходы населения растут, то из государственного бюджета больше, чем прежде, поступает средств на развитие других институтов: образования, науки, культуры, социальной помощи и др. Поскольку образование, культура и наука остаются самыми престижными и одновременно самыми бедными институтами общества, то представители других институтов борются между собой за право диктовать им свою волю. Политики, фонды, благотворительные организации, партии выступают в роли спонсоров, промышленные корпорации подбирают себе кадры чуть ли не со школьной скамьи, проводя рекламные кампании и организуя профессиональную ориентацию школьников и студентов. В итоге институт образования становится ареной состязаний между другими институтами общества. Институциональная конкуренция может существовать в рамках одной и той же сферы общества, между родственными институтами. Например, в культуре подчас идет непримиримая борьба. Институт телевидения отбирает аудиторию как минимум у трех институтов культуры - кино, театра и чтения. Телевидение, киностудия и театр представляют собой разновидность социальной организации, а чтение - социальной практики. У первых есть свои органы управления, статьи финансирования, кафедры и вузы, газеты и журналы, а чтение - это коллективная привычка образованных людей получать информацию, сопереживая событиям и анализируя информацию. Хотя они все разные, между ними могут существовать отношения не только взаимодополнения, но и взаимной конкуренции.

В настоящее время  большинство правительств по всему миру делает или слишком много, или слишком мало. Они делают слишком много тогда, когда выполняют такие функции, которые ими вообще не должны исполняться, как, например, введение монополии или наложение ограничений на свободную торговлю, или такие, которые могут и должны выполняться какими-то определенными организациями гражданского общества, как, например, обеспечение телефонной связи или функционирование детских приютов. Они делают слишком мало, если не способны определить права на использование ограниченных ресурсов или если не могут обеспечить функционирование служб по охране безопасности граждан, их свобод и собственности. Один из способов высвободить ресурсы и позволить правительству на хорошем уровне выполнять свои важные функции - это не позволять ему заниматься такими делами, которыми оно не должно заниматься: или потому, что они сами по себе выходят за пределы его полномочий, или потому, что они лучше могут быть сделаны гражданами страны, свободно и добровольно объединяющими свои усилия. И тогда речь пойдет не только о том, что правительство будет лучше делать свою работу. Ведь если оно будет делать свою работу лучше, определяя права и обеспечивая им необходимую защиту, рынки и общественные организации будут лучше выполнять свою работу, обеспечивая рост изобилия и прогресс.

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, подытожив все вышесказанное, можно сделать вывод, что социальный институт предстает перед нами гигантской социальной системой, существующей исторически длительное время, удовлетворяющей фундаментальные потребности общества, обладающей решительной силой и моральным авторитетом, охватывающей большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агентств и      т. д.),  которые, в свою очередь, имеют персонал, аппарат управления, особые процедуры приема, закрепления и увольнения, многочисленные механизмы социального контроля и т. п.

Социальный институт - организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворять основные потребности общества и входящих в него индивидов. Социальный институт – это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

 Социальные  институты возникают вместе с  возникновением общества. Количество  социальных институтов не ограничивается  каким-либо жестким списком; однако в каждом обществе есть основные институты, определяющие функционирование данного общества и его культуры.

Существуют  социальные институты разного уровня - большинство из них являются частью более крупных институтов. Например, биржа - социальный институт, являющийся частью экономики.

Многие современные  институты не существовали в обществах  прошлого, хотя соответствующие потребности удовлетворялись (например, экономика, государство, парная семья, и т.д.).

Одни и те же институты в разных обществах  устроены по-разному, нецелесообразно  и невозможно автоматически копировать способы функционирования институтов даже самых развитых обществ  в других условиях. С развитием каждого конкретного общества меняется как набор представленных в них институтов, так и содержание деятельности и организация каждого института. В то же время для того, чтобы общество сохранялось как целое, необходимо, чтобы между двумя последовательными этапами его истории наблюдалась определенная преемственность институтов.

Ни один институт общества не остается неизменным в  течение  всего  периода существования общества - структура и способы его деятельности со временем  меняются, приспосабливаясь к новым условиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  2. Общая социология.Учебник для вузов. А.И. Кравченко и Анурин В.Ф., СПб, 2007г.
  3. Исаев Б.А. Социология. Краткий курс. – СПб, 2007г.
  4. Социология. Курс лекций. Учебное пособие./Ю.Г. Волков (и др.) Изд. 2е. Ростов Н/Д. Феникс, 2006.
  5. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология, курс лекций, 3-е изд.,М. 2006г.
  6. Фролов С. С. Социология.:  М.: Наука 1994
  7. Поисковая система Google.

Информация о работе Социальные институты