Социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:36, контрольная работа

Описание работы

В работе рассмотрены виды и функции социальных институтов.

Содержание работы

Введение
1. Понятие «социальный институт» Институционализация общественной жизни……………………………………………………………………….1
2. Виды и функции социальных институтов..........…………………….…15
3. Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции (например, комитет по делам национальностей, который не оказывает влияния на решение национальных проблем; спортивный комитет, который не занимается организацией спортивной жизни)? Аргументируйте ответ…………………………………………………....23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

к. р..doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

    Процесс институционализации включает в себя ряд моментов:

1) Одним из необходимых  условий появления социальных  институтов служит соответствующая  социальная потребность. Институты  призваны организовывать совместную  деятельность людей в целях  удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать свое существование и т.д. Возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации.

2) Социальный институт  образуется на основе социальных  связей, взаимодействия и отношений  конкретных лиц индивидов, социальных  групп и иных общностей. Но  он, как и другие социальные  системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надиндивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.

    Что же это за системы? Каковы их основные элементы? Прежде всего, это система ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты,

возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние  равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом. Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации. 3) Третьим важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определенной совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.).

    Итак, каждый  социальный институт характеризуется  наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты - это организованные объединения людей выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями,  нормами и образцами поведения. 

Институционализация представляет собой процесс придания различным типам социальной деятельности формы социальных институтов или, другими словами, процесс упорядочения, формализации и стандартизации социальных связей.

 Институционализация – это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется.

 Процесс  институционализации, то есть  образования социального института,  состоит из нескольких последовательных  этапов:

  1. возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
  2. формирование общих целей;
  3. появление социальных норм и правил в ходе стихийного взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
  4. появление процедур, связанных с нормами и правилами;
  5. институционализация норм и правил, то есть их принятие, практическое применение;
  6. установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
  7. создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Итак, финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса.

В современных условиях в нашем обществе институционализация новых форм хозяйственной деятельности связана с появлением норм, законов, благоприятствующих их развитию, специальных учреждений, организаций, занятых подготовкой, оформлением новых форм, например, путем приватизации, защищающих интересы частных собственников.

С точки зрения институционального подхода, понимание того, как функционирует  экономическая система, требует  учета очень сложных взаимосвязей между обществом и экономикой. Взаимоотношения между обществом  и экономикой определяются набором  институциональных ограничений, которые определяют способ функционирования экономической системы. Институты являются ключом к пониманию взаимоотношений между обществом и экономикой и влияния этих взаимоотношений на экономический рост (или стагнацию и упадок). В конечном счете институты выступают фундаментальными факторами функционирования экономических систем в долгосрочной перспективе.

Для институционального подхода огромное значение имеет история. Она имеет  значение не просто потому, что можно  извлечь уроки из прошлого, но и потому, что настоящее и будущее связаны с прошлым непрерывностью институтов общества. Выбор, который делается сегодня или завтра, сформирован прошлым. А прошлое может быть понято только как процесс институционального развития.

Институциональный подход снимает вопрос общего и особенного пути развития той или иной страны, поскольку предполагается существование индивидуальной институциональной матрицы у каждой страны, а именно - переплетение взаимосвязанных формальных правил и неформальных ограничений, ведущих экономику каждой страны по своему пути, отличного от пути развития другой страны.

Общность заимствованных правил игры в странах с различными институциональными системами ведет к существенно  разным последствиям. Хотя правила  те же самые, но механизмы и практика контроля за соблюдением этих правил, нормы поведения и субъективные модели игроков другие. Следовательно, другими становятся и реальная система стимулов, и субъективная оценка игроками последствий принимаемых решений.

В рамках институционального подхода, рынок рассматривается как определенная институциональная структура, охватывающая законы, правила игры и, что наиболее важно, определенный тип поведения, отношений и связей. Все остальное - это неэффективная имитация рыночной деятельности, это инерция развития, стихия, не поддающаяся пока регулированию со стороны общества и государства.

На рубеже XIX - XX вв. в экономической  науке сложился комплекс идей, означавших радикальный разрыв с базовыми постулатами  ортодоксальной теории, но вместе с тем остававшихся в рамках рыночной парадигмы - институционализм. 

1. институционалисты  подчеркивают значение общественных установок, культуры, вообще социума в формировании индивидуума, его интересов, склонностей, способов ведения хозяйственной деятельности в отличие от неоклассиков, которые делают акцент на отдельном, изолированном индивидууме.

2. институционалисты рассматривают экономическое поведение индивида как результат главным образом устойчивых стереотипов деятельности, обычаев и привычек. Неоклассики, напротив, относятся к "экономическому человеку" как своего рода калькулятору, постоянно рассчитывающему прибыли и убытки, полезности и жертвы.

3. в качестве основного  объекта анализа институциональная  теория берет не индивидуума,  как это делают неоклассики,  а институты. 

4. институциональная  теория отрицает одно из важнейших  положений неоклассики о том, что экономика тяготеет к состоянию равновесия, поскольку рассматривает экономику как открытую систему, постоянно развивающуюся под влиянием эффекта "кумулятивной причинности", т.е. взаимосвязанных и взаимоусиливающих факторов.

5. институционализм рассматривает индивида как продукт постоянно эволюционирующей социальной и культурной среды. Это помогает объяснить созидательную и новаторскую деятельность человека. В этом институционалисты также расходятся с неоклассиками, которые рассматривают человека как своего рода раба устойчивых предпочтений.

6. институционалисты  уделяют большое внимание взаимодействию  и конфликтам между индивидуумом  и властью, не сводя поведение  экономических агентов к чисто  предпринимательской, коммерческой  деятельности, как это делают неоклассики.

7. институциональная  теория рассматривает технологию  как первичную силу социально-экономического  развития, причем силу эндогенную  и развивающуюся по определенным  эволюционным законам. Это отличает  институциональный подход от  неоклассической теории, рассматривающей технологию как фиксированный на каждый данный момент экзогенный фактор.

В развитии институционализма  выделяется, на наш взгляд, три волны. Первая - "старый" институционализм [1898-1940], ее представители Т. Веблен, У.Митчелл, Дж. Коммонс, У. Гамильтон, вторая - "новая институциональная экономика" (60-70-е годы) - Р. Коуз, М.Олсон, Р. Познер, О. Уильямсон, Г. Демзец, Р. Нельсон, С. Уинтер и др., третья волна - "новейший институциональный подход" к изучению общества и хозяйства (90-е годы) - Д.Норт, Дж. М. Ходжсон.

 

Виды и функции  социальных институтов.

Социальный институт – нормативно регулируемая совокупность. Общество поддерживает его деятельность путем капиталовложений и подготовкой  кадров, и социальный институт всегда объективирован, структурирован, функционален. Успех его деятельности зависит и от четкого определения целей, и от рационального разделения труда, и от признания престижа.

Функция (от лат. «исполнение, осуществление») – назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т.д. в обществе.)

        Функция социального института – это та польза, которую он приносит обществу, т.е. это совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

Первой и важнейшей функцией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может существовать как токовое. Оно не может существовать, если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, приобретать средства проживания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов. Действительно, если мы хотим понять, в чем суть функции того или иного института, мы должны прямо связать ее с удовлетворение потребностей. Одним из первых указал на эту связь Э.Дюркгейм: «Спрашивать, какова функция разделения труда, это значит исследовать, какой потребностью она соответствует». Ни одно общество не сможет существовать, если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, добывать средства пропитания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям,  заниматься решением духовных вопросов.

Список универсальных, т.е. присущих всем институтам функций можно продолжить, включив в него функции:

  • Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений.

Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих поведение своих членов и делающих его предсказуемым. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.

    • Регулятивная функция.

Социальный институт обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем передачи индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности - институты семьи, образования, религии и др.

    • Интегративная функция.

Включает в себя процессы сплочения и взаимозависимости  членов социальных групп, происходящие под воздействием норм, правил, санкций и систем ролей. 

    • Транслирующая функция.

Общество не могло  бы развиваться, обладай оно возможностью передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить как путем расширения социальных границ института, так и путем смены поколений. Потому, институты предусматривают механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.

    • Коммуникативная функция.

Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

         Наряду с универсальными существуют  специфические функции. Это такие  функции, которые присущи одним  институтам и не свойственны  другим, например, установление порядка  в обществе (государство), открытие и передача новых знаний, наука и образование, и др.        

Предназначение  социальных институтов — удовлетворение фундаментальных потребностей людей. Ради этого он и существует, однако для её осуществления каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие совместную деятельность людей.

 Их всего пять, но столько  же имеется и основных социальных  институтов:

Информация о работе Социальные институты