Социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:36, контрольная работа

Описание работы

В работе рассмотрены виды и функции социальных институтов.

Содержание работы

Введение
1. Понятие «социальный институт» Институционализация общественной жизни……………………………………………………………………….1
2. Виды и функции социальных институтов..........…………………….…15
3. Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции (например, комитет по делам национальностей, который не оказывает влияния на решение национальных проблем; спортивный комитет, который не занимается организацией спортивной жизни)? Аргументируйте ответ…………………………………………………....23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

к. р..doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)
  • потребности в продолжении рода (удовлетворяются институтом семьи);
  • потребности в безопасности и социальном порядке (институт государства);
  • потребности в добывании средств к существованию (экономический институт)
  • потребность в социализации (образовательный институт);
  • потребности в определении смысла жизни и решении проблем человеческого существования (религия).

Внутри фундаментальных институтов скрываются более мелкие. Это определенные системы методов, приемов, образцов поведения. Внутри государства мы можем обнаружить институты президентства, судебной власти, адвокатуры, прокуратуры, армии. В отличие от основного института неглавный выполняет специализированную задачу, обслуживает конкретный обычай или удовлетворяет нефундаментальную потребность. Общая же черта тех и других — выполняемые функции.

           Если институт помимо пользы  приносит обществу вред, то такое  действие называют дисфункцией.  Об институте говорят, что он обладает дисфункцией, когда некоторые из последствий его деятельности препятствуют осуществлению другой социальной деятельности или другого института. Или, как определяет дисфункцию  один из социологических словарей, это «любая социальная деятельность, вносящая негативный вклад в поддержание эффективной деятельности социальной системы». Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определенные роли. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств. К примеру, экономические институты по мере своего развития предъявляют более высокие требования к тем социальным функциям, которые должны выполнять институт образования.

       Функции  и дисфункции социальных институтов  бывают явными, если они отчетливо выражены, всеми сознаются и вполне очевидны, либо латентными, если они скрыты и остаются неосознанными для участников социальной системы.

Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются  в кодексах и закреплены в системе  статусов и ролей. Латентные функции выступают непреднамеренным результатом деятельности институтов или лиц, представляющих их.

Демократическое государство, установившееся в России в начале 90-х годов при помощи новых  институтов власти – парламента,  правительства и президента, казалось бы, стремилось улучшить жизнь народа, создать в обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону. Таковы были явные, заявленные во все услышанные цели и задачи. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентное – о том, что из этого получилось.

К явным функциям школы как института образования относятся

приобретение грамотности  и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей  общества. Но у института школы  есть также и скрытые функции: приобретение определенного социального статуса, который позволит взобраться выпускнику на ступеньку выше неграмотного сверстника, завязывание прочных дружеских школьных связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда.

Не говоря уже о  целом ряде таких латентных функций, как формирование взаимодействия классной комнаты, скрытого учебного плана и ученических субкультур. Явными, т.е. достаточно очевидными, функциями института высшего образования можно считать подготовку молодежи к освоению различных специальных  ролей и усвоение господствующих в обществе ценностных стандартов, морали и идеологии, а неявными – закрепление социального неравенства между имеющими высшее образование и не имеющими.

Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой "теневой экономики", выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т.п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

 Исследователи выделяют  две формы существования социальных  институтов: простую и сложную.  Простые социальные институты  - организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института.

Все социальные институты  обычно подразделяют на главные  (основные, фундаментальные) и неглавные (не основные, частые). Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных подходов, подразумевая под этим главные институты:

1. Экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность;

2. Политический — институт  власти;

3. Семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и социализацию детей;

4. Военный – институт, организующий законное наследие;

5. Религиозный – институт, организующий  коллективное почитание богов. 

Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять  важнейшие жизненные потребности общества как единого целого. Известно пять таких основных потребностей, им соответствуют пять основных социальных институтов:

- потребность в воспроизводстве  рода (институт семьи и брака).

- потребность в безопасности  и социальном порядке (институт государства и др. политические институты).

- потребность в добывании и  производстве средств существования  (экономические институты).

- потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения,  подготовке кадров (институт образования).

- потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что  главных институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение — удовлетворять важнейшие жизненные  потребности коллектива или общества в целом.

У каждого главного института  существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур. Например, экономические институты не могут  обойтись без таких механизмов, как  конвертация валюты, защита частной  собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д. Также внутри института семьи и брака, находятся и институты материнства и отцовства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей и т. д. Скажем, обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания. В отличие от основного института неосновной институт выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность.

Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:

Типы социальных институтов.

Экономические институты - их назначение в том, что они обеспечивают распределение индивидов в системе общественной организации труда и в системе отношений собственности; контролируют процесс распределения, регулируют денежное и товарное обращение (собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различном типа).

Политические институты - основная функция - установление, исполнение и поддержание власти, доминирующей в обществе социальной группы. Обеспечивают воспроизводство идеологических ценностей, стабилизируют социальные структуры (государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации).

Социокультурные и воспитательные институты - ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.

Нормативно-ориентирующие  институты - механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель - придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.

Нормативно-санкционирующие  институты - общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.

Церемониально-символические  и ситуационно-конвенциональные институт - эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.

 

Почему некоторые  социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные  на них функции (например, комитет по делам национальностей, который не оказывает влияния на решение национальных проблем; спортивный комитет, который не занимается организацией спортивной жизни)? Аргументируйте ответ.

По моему мнению, социальные институты сохранили свои нормы, устои, а его функции утратили силу вот потому и продолжают существовать.

Эндогенные изменения  социальных институтов происходят в  основном из-за того, что тот или  иной институт перестаёт эффективно выполнять свои функции, не достигает  цели, которая стоит перед ним, не способствует реализации потребностей и интересов определенных социальных групп. Придать новый импульс работе социального института можно путём его реорганизации, углубленной специализации, т.е. создать новые, более дифференцированные структуры, которые будут действовать на основе иных норм и предписаний.

Может наступить такая  ситуация, при которой изменение  потребностей не дадут отражения  в структуре и функциях социального  института и в его деятельности возникает дисфункция. Дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределённости функций, понижении его социального авторитета трансформации раздельных функций в деятельность, направленную не на достижение рационально цели, а на поддержание собственного существования. Такой институт начинает испытывать различные трудности: недостаток материальных средств, подготовленных кадров, нарастания организационных неурядиц. Всё это – внешние, формально-организационные проявления дисфункций, а не содержательные о чём говорилось выше.

В такой ситуации чаще всего теряется основное качество социального института – деперсонализация. Принцип деперсонализации заключается в том, что функционирование социального института удовлетворяющего социальным потребностям, в основном не зависит от личности тех, кто должен выполнять задачи решаемые данным институтом: от их склонностей, установок ценных ориентаций и иных субъективных характеристик. Оптимальная деятельность социального института достигается за счёт эффективно действующего механизма, обеспечивающего распределение социальных ролей (когда каждый субъект знает свой манёвр), и этим обеспечивается чёткое исполнение возложенных на институт задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Без социальных институтов общество существовать не может, поэтому необходимые  проявления активности и превращаются в институты. Драки – в спортивные поединки, беспорядочная половая жизнь — в семью. Но не все роли могут быть институциональными. «Мамина помощница» — не институциональная роль, дочь — да, так как является постоянной, строго контролируемой обществом. Устойчивость институциональных ролей позволяет нивелировать индивидуальные различия между людьми, тем самым, укрепляя группы, объединения, общества. Так, солдат для офицера является объектом приказания вне зависимости от личных его качеств. И солдат подчиняется офицеру, невзирая на ум или глупость последнего. В итоге возникает организованная дисциплинированная сильная армия.

Информация о работе Социальные институты