Социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:42, реферат

Описание работы

Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.

Файлы: 1 файл

k_r1.docx

— 47.26 Кб (Скачать файл)

В результате развода и  родители, и дети переживают глубокое потрясение и чувствуют тревогу, раздражение и одиночество. В  связи с ростом числа разводов образовалось множество семей с  одним родителем, в большинстве  случаев возглавляемых женщинами. И для разведенных женщин, и  для матерей, никогда не вступавших в брак, наиболее острыми, по-видимому, являются экономические проблемы. Другая проблема состоит в том, что одинокие люди часто чувствуют себя униженными в обществе, где высоко ценится  брак.

Две другие альтернативы традиционной семье – совместная жизнь без  вступления в брачные отношения  и жизнь в коммуне. Большинство  пар, не регистрирующих брак, не имеют  детей. Такие партнеры имеют меньше законных прав в случае разрыва, чем  супружеские пары.

Возрождения традиционной семьи, по-видимому, не предвидится, хотя нет  и признаков полного разрушения семьи. Однако процесс распада сохранившихся  функций семьи будет продолжаться.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Институт образования

Согласно функционалистской теории, образование способствует сохранению культурных ценностей и социальным переменам, связанным с внедрением новых технологий и переоценкой существующих знаний. Школы являются также средством социального контроля и играют важную роль в подготовке людей к работе. С точки зрения теории «человеческого капитала» образование рассматривается как капиталовложение, которое принесет вознаграждение в будущем.

Подобно другим социальным институтам, система образования  в значительной мере пронизана конфликтами. Сторонники теории конфликта считают, что образование способствует угнетению  групп, которые находятся в неблагоприятном  положении. Иллих полагает, что школы следует заменить учебными заведениями, где преподаются только те предметы, которые учащиеся хотят изучать. Кроме того, работодатели должны выбирать работников исходя из их способностей, а не в зависимости от их прошлых успехов в школе.

Образование одновременно имеет  практическое и символическое значение. Боулз и Гинтис считают, что система образования служит закреплению экономического неравенства: в начальной школе заключаются навыки, необходимые для будущих рабочих; на уровне колледжа закрепляются качества, которые важны для специалистов высокого статуса.

Исторически сложилось так, что доступ к широкому образованию  стал возможен, когда народ начал  оказывать влияние на правительство. Вторым фактором, способствовавшим расширению системы образования, стала промышленная революция: успехи в развитии технологии требовали наличия квалифицированной  рабочей силы. Как только система  образования оформилась как институт, третьим важным этапом ее расширения стало формирование заинтересованных групп, которые требовали своей  доли общественного богатства.

На уровнях начальной  и средней школы разделение процесса обучения на отдельные этапы отражает психологические и биологические  возможности учащихся. На более высоких  уровнях, когда ученики подрастают, системы образования отличаются по нескольким параметра. Существуют следующее  типы этих систем: массовое и элитарное  обучение; государственное и частное образование, централизованное и нецентрализованное обучение, а также техническое и общее образование.

Группы сверстников оказывают  влияние на формирование личности учащихся и их успеваемость. Троу выделил четыре типа носителей своеобразной студенческой культуры: «коллегиалов», «профессионалов», «академиков» и «нонконформистов». Политические и экономические условия определяют, какая из этих групп является самой влиятельной в данное время.

Общение с людьми из разной среды воздействует на установки  и поведение студентов. У студентов  колледжей обычно формируются различия в мнениях, и они становятся более либеральными, в то время как аспиранты склонны усваивать совокупность ценностей, соответствующих мировоззрению большинства представителей их профессии.

Классовая принадлежность, расовое происхождение и пол  оказывают влияние на то, как учащиеся усваивают знания. В системе образования  наблюдается косвенная дискриминация  учащихся из низших классов, поскольку  учителя, принадлежащие к среднему классу, обычно более доброжелательно  относятся к ученикам, разделяющим  их ценности. Учащиеся из низшего класса могут оказаться в неблагоприятном  положении, когда более зажиточные дети переходят из государственных  школ в частные. Расовая интеграция в школах привела к позитивным результатам, но в среднем негры  все еще отстают от белых по показателям стандартизированных  тестов. Это отставание объясняется  низким качеством государственных  школ, в которых учится большинство  негритянских детей.

Школы должны выражать политические мнения многих групп. На местном уровне их выражает педагогический совет, хотя школы финансируются главным  образом из правительственных фондов. Значительная часть расходов колледжей  и университетов оплачивается также  из фондов федерального правительства. Таким образом, правительство в  какой-то мере решает, кто должен быть принят на факультет, и определяет характер проводимых исследований.

Американцы обычно считают  образование основой успеха. Существует тесная связь между уровнем образования  и успехом в работе. Но на возможность  успеха оказывают влияние и другие факторы, например социально-экономический  статус родителей.

 

  1. Институт Политики

Политическое устройство можно определить как совокупность идеологий и институтов, формирующих политическую деятельность внутри общества. В основе политической системы лежит понятие власти. Власть предполагает способность навязывать свою волю другим и мобилизовать ресурсы для достижения поставленной цели. Некоторые теоретики сравнивают власть с ограниченным количеством товара, поэтому любое ее перераспределение может повлечь за собой потери для той или иной партии. Другие полагают, что власть имеет неограниченный характер, поэтому ее концентрация в чьих-то руках не означает поражения для кого-то.

Сила – это применение физического воздействия ради навязывания  своей воли другим. Властный авторитет  модно определить как легитимизированную и институционализированную власть. Вебер выделил три типа господства: харизматический (основанный на преданности лидеру, якобы наделенному некоей высшей, почти мистической силой); традиционный (обусловленный традициями и обычаями) и рационально-легитимный (основанный на вере в правильность и необходимость формальных правил).

Государство – это часть  общества ,которая обладает властью, силой и авторитетом, необходимыми для распределения ресурсов и средств, поддерживающих социальную систему. Сторонники социального конфликта, рассматривая государство, основное внимание уделяют борьбе различных групп за ограниченные ресурсы, в то время как в теории функционализма главное значение придается тем аспектам политической власти ,которые основаны на сотрудничестве. Маркс рассматривал государство как средство укрепления и защиты власти правящего класса. Функционалист Парсонс полагает, что общество цивилизует и нравственно совершенствует человеческую натуру. По его мнению, политическая жизнь представляет собой скорее процесс координации, а не борьбу между классами за контроль над ресурсами.

В авторитарном государстве  власть сосредоточена в руках монарха или диктатора ,который управляет с помощью силы. Политические партии и идеология играют определенную роль, но в тоталитарном обществе осуществляется значительно более жесткий контроль в отношении всех аспектов жизни.

Представительная демократия – это форма государства, при  которой народ делегирует свою власть на определенный срок некоторым избранным  лицам, которые затем должны быть переизбраны. Для таких государств характерны следующие особенности: важное значение индивидуализма; наличие конституционного правительства; согласие тех, кем управляют лояльная оппозиция.

Политическая социализация представляет собой эволюционный процесс  усвоения детьми и подростками идей, жизненных позиций и образцов поведения, характерных для окружающей их политической среды. Главные агенты социализации – семья, школа и  сверстники.

На участие людей в  политической жизни влияют многие факторы. Численность голосующих зависит  от порядка регистрации (насколько  он упрощен) и состава тех, кто  имеет право участвовать в  выборах. Когда требуется более  активное участие в политических делах, число участников как правило снижается. Чем выше социальный статус человека, тем больше вероятность его участия в политической деятельности.

Различные общественные группы оказывают глубокое влияние на поведение  избирателей. Кроме того, они непосредственно  участвуют в политической жизни, выступая в поддержку (или против) мер, затрагивающих их интересы. Политические партии действуют как посредники между личностью и правительством.

Наиболее масштабной задачей  социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.

Политика как социальный институт создает законы и реализует властные функции, что позволяет финансировать развитие приоритетных сфер жизнедеятельности общества как отраслей. Как убедительно показала социальная российская практика, в условиях перехода к рыночным отношениям резко возрастает влияние таких социальных институтов, как культура и образование, непосредственно участвующих в создании духовного капитала государства

 

 

 

 

  1. Экономика как социальный институт

В группу фундаментальных экономических социальных институтов входят: собственность, рынок, деньги, обмен, банки, финансы, различного типа хозяйственные объединения, которые в совокупности образуют сложную систему производственных связей, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

Благодаря развитию социальных институтов происходит функционирование всей системы экономических отношений  и общества в целом, осуществляется социализация личности в социально-трудовой сфере, происходит передача норм экономического поведения и моральных ценностей.

Выделим четыре признака, общие  для всех социальных институтов в  сфере экономики и финансов:

  • взаимодействие между участниками социальных связей и отношений;
  • наличие подготовленных профессиональных кадров, обеспечивающих деятельность институтов;
  • определение прав, обязанностей и функций каждого участника социального взаимодействия в экономической жизни;
  • регламент и контроль эффективности процесса взаимодействия в экономике.

Развитие экономики как  социального института подчиняется  не только экономическим законам, но и социологическим. Функционирование этого института, его целостность  как системы обеспечивают различные  социальные институты и социальные организации, которые следят за работой  социальных институтов в сфере экономики  и финансов, контролируют поведение  их членов.

Базовыми институтами, с  которыми взаимодействует экономика, являются политика, образование, семья, право и др.

Основными функциями экономики  как социального института являются:

  • согласование социальных интересов хозяйствующих субъектов, производителей и потребителей;
  • удовлетворение потребностей личности, социальных групп, слоев и организаций;
  • укрепление социальных связей внутри экономической системы, а также с внешними социальными организациями и институтами;
  • поддержание порядка и предотвращение неконтролируемой конкуренции между хозяйствующими субъектами в процессе удовлетворения потребностей.

Главная цель деятельности социального института — достижение стабильности и ее поддержание.

Устойчивость экономики  как социального института обусловлена прежде всего такими объективными факторами, как территориальные и климатические условия, наличие человеческих ресурсов, уровень развития материального производства, состояние реального сектора экономики, социальная структура общества, правовые условия и законодательная база функционирования экономики.

Экономику и политику чаще всего считают социальными институтами, которые оказывают наибольшее влияние  на развитие общества и его стабильность как социальной системы.

Экономика как социальный институт создает материальный базис для развития социальных отношений, ибо нестабильное и бедное общество не в состоянии поддерживать нормальное воспроизводство населения, интеллектуальную и образовательную базу развития системы. Все социальные институты связаны с институтом экономики, зависимы от него и своим состоянием во многом определяют перспективы развития российского общества, являясь мощными стимуляторами его экономического прогресса и развития политической системы.

Информация о работе Социальные институты