Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:42, реферат
Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.
В результате развода и
родители, и дети переживают глубокое
потрясение и чувствуют тревогу,
раздражение и одиночество. В
связи с ростом числа разводов
образовалось множество семей с
одним родителем, в большинстве
случаев возглавляемых
Две другие альтернативы традиционной семье – совместная жизнь без вступления в брачные отношения и жизнь в коммуне. Большинство пар, не регистрирующих брак, не имеют детей. Такие партнеры имеют меньше законных прав в случае разрыва, чем супружеские пары.
Возрождения традиционной семьи,
по-видимому, не предвидится, хотя нет
и признаков полного разрушения
семьи. Однако процесс распада сохранившихся
функций семьи будет
Согласно функционалистской теории, образование способствует сохранению культурных ценностей и социальным переменам, связанным с внедрением новых технологий и переоценкой существующих знаний. Школы являются также средством социального контроля и играют важную роль в подготовке людей к работе. С точки зрения теории «человеческого капитала» образование рассматривается как капиталовложение, которое принесет вознаграждение в будущем.
Подобно другим социальным
институтам, система образования
в значительной мере пронизана конфликтами.
Сторонники теории конфликта считают,
что образование способствует угнетению
групп, которые находятся в
Образование одновременно имеет практическое и символическое значение. Боулз и Гинтис считают, что система образования служит закреплению экономического неравенства: в начальной школе заключаются навыки, необходимые для будущих рабочих; на уровне колледжа закрепляются качества, которые важны для специалистов высокого статуса.
Исторически сложилось так,
что доступ к широкому образованию
стал возможен, когда народ начал
оказывать влияние на правительство.
Вторым фактором, способствовавшим расширению
системы образования, стала промышленная
революция: успехи в развитии технологии
требовали наличия
На уровнях начальной
и средней школы разделение процесса
обучения на отдельные этапы отражает
психологические и
Группы сверстников оказывают влияние на формирование личности учащихся и их успеваемость. Троу выделил четыре типа носителей своеобразной студенческой культуры: «коллегиалов», «профессионалов», «академиков» и «нонконформистов». Политические и экономические условия определяют, какая из этих групп является самой влиятельной в данное время.
Общение с людьми из разной среды воздействует на установки и поведение студентов. У студентов колледжей обычно формируются различия в мнениях, и они становятся более либеральными, в то время как аспиранты склонны усваивать совокупность ценностей, соответствующих мировоззрению большинства представителей их профессии.
Классовая принадлежность,
расовое происхождение и пол
оказывают влияние на то, как учащиеся
усваивают знания. В системе образования
наблюдается косвенная
Школы должны выражать политические мнения многих групп. На местном уровне их выражает педагогический совет, хотя школы финансируются главным образом из правительственных фондов. Значительная часть расходов колледжей и университетов оплачивается также из фондов федерального правительства. Таким образом, правительство в какой-то мере решает, кто должен быть принят на факультет, и определяет характер проводимых исследований.
Американцы обычно считают
образование основой успеха. Существует
тесная связь между уровнем
Политическое устройство можно определить как совокупность идеологий и институтов, формирующих политическую деятельность внутри общества. В основе политической системы лежит понятие власти. Власть предполагает способность навязывать свою волю другим и мобилизовать ресурсы для достижения поставленной цели. Некоторые теоретики сравнивают власть с ограниченным количеством товара, поэтому любое ее перераспределение может повлечь за собой потери для той или иной партии. Другие полагают, что власть имеет неограниченный характер, поэтому ее концентрация в чьих-то руках не означает поражения для кого-то.
Сила – это применение физического воздействия ради навязывания своей воли другим. Властный авторитет модно определить как легитимизированную и институционализированную власть. Вебер выделил три типа господства: харизматический (основанный на преданности лидеру, якобы наделенному некоей высшей, почти мистической силой); традиционный (обусловленный традициями и обычаями) и рационально-легитимный (основанный на вере в правильность и необходимость формальных правил).
Государство – это часть общества ,которая обладает властью, силой и авторитетом, необходимыми для распределения ресурсов и средств, поддерживающих социальную систему. Сторонники социального конфликта, рассматривая государство, основное внимание уделяют борьбе различных групп за ограниченные ресурсы, в то время как в теории функционализма главное значение придается тем аспектам политической власти ,которые основаны на сотрудничестве. Маркс рассматривал государство как средство укрепления и защиты власти правящего класса. Функционалист Парсонс полагает, что общество цивилизует и нравственно совершенствует человеческую натуру. По его мнению, политическая жизнь представляет собой скорее процесс координации, а не борьбу между классами за контроль над ресурсами.
В авторитарном государстве власть сосредоточена в руках монарха или диктатора ,который управляет с помощью силы. Политические партии и идеология играют определенную роль, но в тоталитарном обществе осуществляется значительно более жесткий контроль в отношении всех аспектов жизни.
Представительная демократия – это форма государства, при которой народ делегирует свою власть на определенный срок некоторым избранным лицам, которые затем должны быть переизбраны. Для таких государств характерны следующие особенности: важное значение индивидуализма; наличие конституционного правительства; согласие тех, кем управляют лояльная оппозиция.
Политическая социализация представляет собой эволюционный процесс усвоения детьми и подростками идей, жизненных позиций и образцов поведения, характерных для окружающей их политической среды. Главные агенты социализации – семья, школа и сверстники.
На участие людей в политической жизни влияют многие факторы. Численность голосующих зависит от порядка регистрации (насколько он упрощен) и состава тех, кто имеет право участвовать в выборах. Когда требуется более активное участие в политических делах, число участников как правило снижается. Чем выше социальный статус человека, тем больше вероятность его участия в политической деятельности.
Различные общественные группы оказывают глубокое влияние на поведение избирателей. Кроме того, они непосредственно участвуют в политической жизни, выступая в поддержку (или против) мер, затрагивающих их интересы. Политические партии действуют как посредники между личностью и правительством.
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.
Политика как социальный институт создает законы и реализует властные функции, что позволяет финансировать развитие приоритетных сфер жизнедеятельности общества как отраслей. Как убедительно показала социальная российская практика, в условиях перехода к рыночным отношениям резко возрастает влияние таких социальных институтов, как культура и образование, непосредственно участвующих в создании духовного капитала государства
В группу фундаментальных экономических социальных институтов входят: собственность, рынок, деньги, обмен, банки, финансы, различного типа хозяйственные объединения, которые в совокупности образуют сложную систему производственных связей, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.
Благодаря развитию социальных
институтов происходит функционирование
всей системы экономических
Выделим четыре признака, общие для всех социальных институтов в сфере экономики и финансов:
Развитие экономики как
социального института
Базовыми институтами, с которыми взаимодействует экономика, являются политика, образование, семья, право и др.
Основными функциями экономики
как социального института
Главная цель деятельности
социального института — достиж
Устойчивость экономики
как социального института
Экономику и политику чаще
всего считают социальными
Экономика как социальный институт создает материальный базис для развития социальных отношений, ибо нестабильное и бедное общество не в состоянии поддерживать нормальное воспроизводство населения, интеллектуальную и образовательную базу развития системы. Все социальные институты связаны с институтом экономики, зависимы от него и своим состоянием во многом определяют перспективы развития российского общества, являясь мощными стимуляторами его экономического прогресса и развития политической системы.