Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:42, реферат
Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.
7. Институт религии
Религию можно определить как «систему верований и ритуалов, на основе которых группа людей, объясняет то, что находит сверхъестественным и священным».
Можно выделить следующие основные элементы религии:
а) группа верующих;
б) интерес к явлениям, которые считаются священными и сверхъестественными;
в) вероисповедание,
или специфическая система
г) ритуалы, или образцы поведения по отношению к священным и сверхъестественным силам;
д) представление о «праведном» образе жизни.
Существует несколько способов классификации религии. Первый систематизирует религии по названиям, данным их представителями. Другой способ (называемый системой Беллаха) ориентируется на степень примитивности или сложности определенного типа религии. Беллах выделил пять следующих категорий религий: примитивную, архаическую, историческую, раннемодерную и модерную. Третья система, предложенная Вебером, акцентирует внимание на характере верования о спасении души – следует ли избрать пассивный (мистицизм) или активный (аскетизм) способ спасения души в этом или ином мире.
К религиозным организациям относятся церковь, секта, деноминация и культ. Церковь тесно связана с обществом и действует внутри него. Секта отвергает ценности господствующего общества и, как правило, требует «обращения» верующих и преданности определенным верованиям и ритуалам. Деноминация или вероучение – промежуточная форма между церковью и сектой. Она поддерживает нормальные отношения с обществом, но ей приходится конкурировать с другими деноминациями для привлечения новых членов. Наконец. Культ можно считать сектой, придерживающейся крайних воззрений и призывающей к радикальным изменениям личности и общества.
Религия помогает человеку в какой-то мере преодолеть страх смерти и пережить несправедливости, с которыми он сталкивается в жизни.
Дюркгейм полагает, что
социальная функция религии –
отражение и укрепление общественных
связей. Особенно яркое воплощение
эта функция находит в
Сторонники конфликтологической теории утверждают, что религия поддерживает господство одних групп общества над другими. Низшим классам внушают надежду на лучшую жизнь в ином мире, что отвлекает их от проблем земных. В теории конфликта подчеркивается взаимосвязь между религиозными движениями и политическими конфликтами.
Религия может способствовать
социальным переменам. В знаменитом
исследовании Вебера выявлена связь
между кальвинистскими
Различные религиозные группы
занимают разные социальные позиции, но
за последние десятилетия
Трудно оценить религиозность, или религиозное чувство. Посещаемость церкви нельзя считать надежным показателем религиозности, поскольку некоторые люди ходят в церковь по другим причинам. В то же время бывает так, что подлинно религиозные люди не посещают церковь.
Для современной религии характерна тенденция к секуляризации – религиозные верования и ритуалы ставятся под сомнение, религия утрачивает свое социальное влияние. Развитие науки, установление национального государства, распространение капитализма, компромиссы по спорным вопросам религии, утрата связей людей с общностью и конкуренция церкви с другими институтами способствует секуляризации. В ответ на эту тенденцию организованная религия стала проявлять стремление к экуменизму – достижению более глубокого сотрудничества и взаимопонимания между различными конфессиями и вероучениями.
В период 60-х и 70-х годов возникло много новых религий в ходе процесса, названного новым религиозным сознанием. Выделены три типа новых вероучений: религии восточного происхождения («Сознание Кришны»), учения, связанные с развитием потенциальных возможностей человека (учение Сильвы «об управлении разумом») и харизматические религии (например, Церковь единения). Обычно эти верования привлекают молодых образованных людей, жизненные цели и позиции которых еще не определились.
Заключение.
Все социальные институты прошли длительный путь эволюции, в процессе которого изменялись их состав, содержание, функции и роль в обществе. Они претерпели значительные изменения в историческом развитии и по форме опредмечивания регулятивных механизмов. Если на первых этапах истории человечества социальный контроль основывался на обычаях и традициях, верованиях и авторитете вождей, то в ХХ веке регулятивные механизмы все больше формализуются и в развитых странах приобретают правовой характер.
Социальные институты
складывались и формировались на
протяжении всей истории человечества.
Система норм и правил, формы социального
контроля и санкций прошли длительную
эволюцию. Изменялось их содержание, механизм
функционирования, а также сфера
регулятивного воздействия на общество.
Несомненно, роль и влияние социальных
институтов в регулировании общественных
отношений постоянно и
Таким образом, история развития социальных институтов – это постепенное превращение институтов традиционного типа в современный социальный институт. Современные социальные институты отличаются от традиционных, прежде всего, более формализованным характером. Если в первобытном обществе социальные институты, как правило, характеризуются жестко предписанным ритуалом, веками освященными обычаями и традициями, а также кровнородственными связями и отношениями, то в современном обществе социальные институты представляют собой организации, которые создаются и поддерживаются сознательно и целенаправленно, формализуются различными способами, включая организационные и правовые, что придает им большую эффективность в регулировании общественных отношений.
Социальный институт является исторически сложившейся устойчивой формой организации совместной деятельности людей, которая, в то же время, может подвергаться различным изменениям в ходе развития общества. В процессе общественного развития социальные институты стали более специализированными по функциям, а некоторые из них заняли господствующее место в системе социальных институтов.
Библиографический список: