Социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 21:24, реферат

Описание работы

Согласно учению Г. Спенсера, любые социальные институты обеспечивают возможность членам общества, социальных групп удовлетворять свои потребности. Это одна из главнейших функций социального института. Кроме того, эти своего рода органы в сложной системе, каковой является общество, упорядочивают социальные отношения, согласуют их, объединяют отдельных индивидов, социальные группы и организации в одно системное целое — общество, обеспечивая его поступательное прогрессивное развитие. Так полагал Г. Спенсер и его последователи.

Файлы: 1 файл

Институты.docx

— 38.03 Кб (Скачать файл)

 

 

Социальные институты.

Первым предложил науке термин «социальный институт» английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820—1903), подробно изучивший и описавший  шесть типов социальных институтов.

Согласно учению Г. Спенсера, любые  социальные институты обеспечивают возможность членам общества, социальных групп удовлетворять свои потребности. Это одна из главнейших функций социального  института. Кроме того, эти своего рода органы в сложной системе, каковой  является общество, упорядочивают социальные отношения, согласуют их, объединяют отдельных индивидов, социальные группы и организации в одно системное  целое — общество, обеспечивая  его поступательное прогрессивное  развитие. Так полагал Г. Спенсер  и его последователи.

Автор органической теории общества основательно проанализировал функционирование следующих социальных институтов:

домашние учреждения (различные  виды брака, семьи, положение женщин, положение детей, прошедшее и  будущее домашних отношений);

обрядовые учреждения (дано понятие  обряда вообще, его влияние на жизнь  общества, приветствия, формы обращения, титулы, знаки отличия и одежда, отличия классов, прошедшее и  будущее обряда);

политические учреждения (описан широчайший спектр признаков политических учреждений — политическая организация, интеграция и дифференциация, политические формы  и силы, политические главы: вожди, короли и т.п., сложные политические главы, совещательные органы, представительные собрания, министерства, органы местного самоуправления, военная судебная, исполнительная системы, законы, прошедшее  и будущее политических учреждений);

церковные учреждения (прослежена история  становления церкви от идей первобытных  людей, знахарей, жрецов, становления  церковной иерархии, церковной системы  как общественной связи, отношений  церкви и государства до прошедшего и будущего церковных учреждений);

профессиональные учреждения (анализ деятельности самых различных профессий  — врачей и хирургов, танцоров и  музыкантов, ораторов и поэтов, актеров и драматургов, биографов, историков, литераторов, судей и законников, ученых и философов, учителей, архитекторов, скульпторов, живописцев и т.д.);

промышленные учреждения (рассмотрена  сложнейшая гамма вопросов важнейшего социального института общества — экономического).

Всякий социальный институт, по Г. Спенсеру, складывается как устойчивая структура «социальных действий». Профессор Ю.А. Левада в курсе лекций по социологии, вышедшем в 1969 г., феномену «социальный институт» дал следующее определение: это «нечто подобное органу в живом организме: это узел деятельности людей, сохраняющийся стабильным на протяжении определенного периода времени и обеспечивающий стабильность всей социальной системы»1.

В западной социологии под социальным институтом чаще всего понимают устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, норм, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей  и статусов, образующих социальную систему.

Социальные институты (от лат. Institutum — установление, учреждение)— это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, призванные обеспечить надежность, регулярность удовлетворения потребностей личности, социальных групп, общества в целом. Социальные институты предопределяют жизнеспособность любого общества. Термин употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте государства, семьи, церкви, образования и т.д.

Употребляя термин «социальный  институт», чаще всего имеют в  виду всякого рода упорядочение, формализацию общественных связей и отношений, обладание  такими чертами, как: постоянное и прочное взаимодействие между участниками связей и отношений; четкое определение функций, прав и обязанностей, которые обеспечивают взаимодействие каждого из участников связи; регламентация и контроль за этим взаимодействием субъектов; наличие специально подготовленных кадров, обеспечивающих функционирование социальных институтов, и т.д.

 

Функции, формы и источники  развития

В зависимости от сферы действия и выполняемых функций социальные институты могут подразделяться на: 1) реляционные, определяющие ролевую  структуру общества по различным  признакам — пол, возраст, образование, вид занятия, способности; 2) регулятивные, определяющие границы независимых  по отношению к нормам общества действий индивида для достижения личных целей. Они же определяют санкции, предусмотренные  при выходе за эти границы. К таким  институтам относятся все механизмы  социального контроля.

Институты могут быть культурными (идеологические, религиозные, связанные  с образованием, искусством и т. п.), а так-же интегративными, связанными с социальными ролями, ответственными за удовлетворение потребностей и.интересов социальной общности.

Социальные институты, постоянно  развиваясь, меняют свои формы. Источниками  развития являются эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние) факторы.

Среди экзогенных важнейшими факторами  являются воздействия на социальную систему элементов культуры и  личностей. Изменения социальных институтов под влиянием развивающихся культурных подсистем обусловлены прежде всего накоплением человечеством новых знаний. Кроме того, большое влияние на эволюцию социальных институтов оказывают изменения в ценностных ориентациях, а также в способах оценки объективной реальности, формирующих мировоззрение конкретной культурной общности.

Большое влияние на социальный институт, может оказать выдающаяся личность. Действия таких личностей часто  меняют функционирование и даже существование целых социальных институтов (например, Лютер, Петр I, Ленин). В то же время сами социальные институты играют немаловажную роль в формировании мировосприятия и миропонимания индивидов, например, институт семьи, образования и т.п.

Эндогенные изменения социальных институтов происходят в основном из-за того, что тот или иной институт перестает эффективно выполнять  свои функции, не достигает цели, которая стоит перед ним, не способствует реализации потребностей и интересов определенных социальных групп. Придать новый импульс работе социального института можно путем его реорганизации, углубленной специализации, т.е. создать новые, более дифференцированные структуры, которые будут действовать на основе иных норм и предписаний.

 

 

Институционализация

Процесс упорядочения и формализации социальных связей и отношений имеет  большую и порой драматическую  историю и называется институционализацией. Этот процесс невозможен без появления  соответствующей социальной потребности  — материальной, физиологической  или духовной. Возникновение определенных социальных потребностей, а также  условий для их реализации, удовлетворения — важнейший момент институционализации. Например, институт семьи удовлетворяет  потребность в воспроизводстве  людей, в воспитании детей, формировании отношений между полами, поколениями, социальной адаптации и т.д.

История развития социальных институтов — это, по сути, постепенное превращение  институтов традиционного типа в  современные социальные институты, это касается, например, институтов семьи, права, церкви и т.п. Чем отличаются современные институты от традиционных? Последние, как правило, характеризуются жестко предписанным ритуалом, веками освященными обычаями, а также родственными связями и отношениями. Это хорошо видно на уровне родовых отношений. Род и большесемейная община были ведущими институтами первобытного общества. Уже тогда появились институты, регулирующие отношения между родами, большесемейными общинами, находящимися как бы над этими исторически первыми социальными ячейками. Прежде всего это институты обмена произведенными продуктами, т.е. экономических связей. Затем сформировались и политические институты, которые в функциональном плане преследовали вполне конкретные цели.

Развиваясь, социальные институты  все более специализировались по функциям; в зависимости от важности тех или иных функций некоторые  из них занимали в системе социальных институтов ведущее положение. В  жизни общества по мере его развития лидировали те или иные социальные институты: вожди племен, совет старейшин, церковь, государство и т.д. В Новом и Новейшем времени в качестве ведущих выступают институты государства, науки, образования и другие, которые часто перестают зависеть от системы моральных принципов и норм, что в определенной степени ведет к отчуждению личности от общества.

По мнению американских социологов, процесс интенсивной индустриализации общества, начавшийся в США в 30-е  годы, привел к значительному повышению  роли социальной стратификации, которая  взяла на себя ряд социальных функций, традиционно выполняемых семьей. Так, Э. Чэпл и К. Кун писали:

В процессе ослабления социальных функций, выполняемых институтом семьи, некоторые  вторичные группы (например, профсоюзы) достигли такого уровня взаимодействия, которое равно взаимодействию первичных  групп (семьи и других. — Авт.) или даже превосходит их.

Социологи Т. Парсонс, Р. Бейлз и Ф. Шилз утверждают: ясно, что в более «развитых» обществах не структуры родства, а социальные институты, такие, как государство, церковь, бизнес, университеты и профессиональные организации, играют решающую роль. Процесс, посредством которого неродственные институты начинают играть первостепенную роль в социальной структуре, неизбежно влечет за собою потерю функций некоторыми или даже всеми институтами родства.

Подобные взгляды складывались в США в 50-е годы, когда институты  государственно-монополистического капитала ставили своей задачей тотальный  контроль над всеми общественными  процессами. Эти тенденции подметил еще в XIX в. Г. Спенсер. Анализируя регулятивную систему, в том числе институт власти, он привлек внимание к механизмам «социального контроля». Политическое управление Г. Спенсер рассматривал как один из видов этого контроля. Основоположник учения о социальных институтах утверждал, что весь социальный контроль держится на «страхе перед  живыми и перед мертвыми». Страх  перед живыми поддерживает государство, а страх перед мертвыми — церковь. Эти два института, по его мнению, возникли и постепенно развились  из «эмбриональных» форм, которые  появились еще при родовом  строе, в первобытном обществе.

Социальный контроль за повседневным поведением людей, считает Спенсер, осуществляется «церемониальными институтами», которые старше, чем церковь и государство, а действуют значительно эффективнее. Они регулируют общение, символизируя «статус» и «ранг» субъектов, вступающих в отношения между собой, поддерживая «чувство субординации».

Социальный институт, как было отмечено ранее, образуется на основе социальных связей, взаимодействий и отношений  конкретных субъектов (индивидов, групп, общностей). Но он не сводится к сумме  этих субъектов и их взаимодействий. Социальный институт носит надындивидуальный  характер, обладает собственным, новым  системным качеством и своей  логикой развития. Итак, социальные институты — это организованные социальные системы, выполняющие определенные функции, с устойчивой структурой, интегрированными элементами.

Они включают системы ценностей, норм, идеалов, образцов деятельности и поведения  всех субъектов социокультурного процесса. Системы ценностей обусловливают  сходное поведение индивидов, всех субъектов социального действия, согласовывают их стремления, устанавливают  формы, способы удовлетворения их потребностей и интересов, разрешают конфликты, на определенное время обеспечивают состояние равновесия в рамках той  или иной социальной общности или  общества в целом. Для того чтобы  социальный институт функционировал, мало иметь в его структуре  полный набор социокультурных элементов. Важно, чтобы они стали частью внутреннего мира личности, переросли  в социальные роли и статусы.

Процесс формирования ценностных ориентации личности, ее ожиданий и т.д. — важнейший  компонент институционализации.

Еще одним важным компонентом институционализации  является организационное формирование социального института: создание его  материальной, финансовой, ресурсной  базы. Обычно это совокупность людей, учреждений, наделенных материальными  и финансовыми средствами для  выполнения определенных социальных функций, будь то институт церкви, семьи, высшего  образования и т.п.

Формирование социального института  проходит стихийно или сознательно, но в любом случае он характеризуется  наличием цели. Кроме цели обязательно имеются функции, которые обеспечивают достижение этой цели, а также набор социальных ролей, характерных для данного института.

Итак, исходя из сказанного можно дать еще одно определение: Социальный институт — это специфическое образование, выполняющее общественно значимые функции и обеспечивающее достижение определенных целей, относительную устойчивость социальных связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Выполняя свои функции, социальные институты стимулируют действия субъектов, согласующиеся со стандартами  поведения, и подавляют их девиантное (отклоняющееся от стандартов. — Авт.) поведение, т.е. контролируют поведение субъектов.

Каждый институт выполняет свою социальную функцию. Их совокупность составляет общие социальные функции институтов как элементов тех или иных социальных систем.

Как правило, выделяют четыре основных социальных института: 1) институт семьи, выполняющий наиболее важную функцию  — воспроизводство членов общества, 2) институт здравоохранения, 3) институт социальной защиты и 4) в более широком  плане — государства.

В рамках государства, где действуют  еще и другие институты, например, образования, средств массовой информации, реализуется другая важная функция — социализация.

В рамках государства есть еще функции  производства и распределения. Они  обеспечиваются экономическими, социальными  и политическими институтами. Большая  роль здесь принадлежит институтам управления и контроля, которые реализуют  эти функции, опираясь на систему  социальных норм и предписаний. Взаимопереплетаясь, действуют моральные и правовые нормы, традиции, обычаи, решения администрации. Поведение субъектов регулируется через систему поощрений и наказаний.

Информация о работе Социальные институты