Социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 21:24, реферат

Описание работы

Согласно учению Г. Спенсера, любые социальные институты обеспечивают возможность членам общества, социальных групп удовлетворять свои потребности. Это одна из главнейших функций социального института. Кроме того, эти своего рода органы в сложной системе, каковой является общество, упорядочивают социальные отношения, согласуют их, объединяют отдельных индивидов, социальные группы и организации в одно системное целое — общество, обеспечивая его поступательное прогрессивное развитие. Так полагал Г. Спенсер и его последователи.

Файлы: 1 файл

Институты.docx

— 38.03 Кб (Скачать файл)

Функциональные качества различных  социальных институтов отличаются друг от друга. Например, собственность, обмен, банки, хозяйственные объединения  находятся в ведении института  экономики. Но утверждать, что этот институт и другие, например политические, социальные, разделяет китайская  стена, было бы ошибочно. В реальной жизни их функции переплетены столь тесно, что провести какую-либо грань между ними чрезвычайно сложно.

Политические институты — государство, партии, профсоюзы и другие общественные организации — занимаются вопросами  производства, социальной защиты и  санкций. Кроме того, они регулируют воспроизводство и сохранение нравственных, правовых, идеологических ценностей, поддерживают сложившиеся социально-классовые  структуры.

Свои специфические функциональные качества имеют социально-культурные и воспитательные институты. Прежде всего они помогают решать проблемы социализации субъектов, индивидов; делается это через усвоение закрепленных в сознании, в нормах права устойчивых социокультурных стандартов поведения. Такие стандарты поддерживаются и регулируются или силой общественного мнения, или силой закона. Обязательность исполнения норм обеспечивается принудительно силой соответствующих органов, т.е. системы институтов государства, наделенного особыми полномочиями.

Существуют еще специфические  функции социальных институтов, которые  чаше всего называют церемониально-символическими. Здесь тоже существуют свои нормы  поведения, за которыми следят данные институты. Эти нормы регулируют акты группового, межгруппового, индивидуального  поведения, определяют его порядок, деятельность субъектов.

Социальные институты взаимодействуют  с социальной средой, в качестве которой выступает общество. Чем  стабильнее, упорядоченнее функционируют все социальные институты, тем крепче общество, динамичнее его развитие. Но происходящие в обществе процессы постоянно изменяют потребности различных субъектов (отдельных людей, групп, слоев, классов), следовательно, меняется характер взаимодействия социальных институтов с социальной средой. Может наступить такая ситуация, при которой изменения потребностей не найдут отражение в структуре и функциях социального института и в его деятельности возникает дисфункция. Она выражается в первую очередь в неясности целей деятельности института, неопределенности его функций, понижении социального авторитета, трансформации отдельных функций в деятельность, направленную не на достижение рациональной цели, удовлетворение широкого круга, в первую очередь, социально-экономических потребностей людей, а на поддержание собственного существования. (Подробнее, на примерах, мы расскажем об этом чуть ниже. — Авт.). Такой институт начинает испытывать различные трудности: от недостатка материальных, финансовых средств, отсутствия хорошо подготовленных высокопрофессиональных кадров, нарастания организационных неурядиц до идеологических и политических шараханий, утраты имиджа института или государственного деятеля.

Все перечисленное в основном носит  внешний, формально организационный  характер, это внешние проявления дисфункций, а не содержательные, о  чем говорилось выше.

Чаще всего это явление связывается  с утратой основного качества института — деперсонализацией. Принцип деперсонализации заключается  в том, что функционирование социального  института, удовлетворяющего широкий  спектр социально-экономических, политико-идеологических семейно-бытовых потребностей, в  основном не зависит от личности тех, кто должен выполнять задачи, решаемые конкретным социальным институтом: от их склонностей, установок, ценностных ориентации и других субъективных характеристик. Оптимальная деятельность социального  института достигается за счет объективно действующего механизма, обеспечивающего  распределение социальных ролей (когда  каждый субъект знает свой маневр), и этим обеспечивается четкое исполнение возложенных на институт задач. Дисфункция в деятельности социального института  заставляет «подгонять» его работу под интересы отдельных лиц (государственных, административных и т.п.), их персональных качеств.

Неудовлетворенные социальные потребности  вызывают к жизни новые силы, нормативно не регулируемые виды деятельности. Они  на полузаконных или вовсе незаконных основаниях восполняют дисфункцию законных институтов. Эти новые силы вторгаются во все сферы деятельности и порождают  имущественные, хозяйственные, уголовные  и административные правонарушения, так как действуют вопреки  существующим нормам морали и права, юридическим законам.

Почему стала возможна такая  картина? Это попытались выяснить социологи  Академии Госслужбы при Президенте России. Они задали респондентам довольно простой вопрос: «Как можно охарактеризовать действия центральных органов государственной  власти в решении ключевых проблем  социально-экономического развития?» Абсолютное большинство опрошенных назвали альтернативу «Утрата контроля за развитием событий.» — 61%; на второе место вышел ответ: «Некомпетентное руководство.» — 31%; затруднялись с ответом 4%. Утрату контроля за развитием событий респонденты связывают прежде всего с просчетами (вольными или невольными, в силу некомпетентности или преднамеренности. — Авт.) в разработке политики реформ. Кроме того, отмечают утрату контроля «верхов» за положением дел «внизу». Давая оценку власти в открытых вопросах, опрошенные не скупились на слова и не церемонились в определениях: «Льется горячий бесконечный дождь законов, указов, распоряжений, которые никто не выполняет»1.

В результате от 40 до 80% общего объема валового внутреннего продукта России находится сегодня под контролем  криминального мира. Экономическая  преступность и коррупция в России приобретают поистине катастрофические масштабы. Наши мафиози «наращивают  свои «грязные» капиталы не в легальном  секторе экономики, а путем хапков из бюджета государства и новые миллионы долларов переводят в зарубежные банки».

В силу обозначенных и других причин в последнее десятилетие в  российском обществе наблюдается быстрый  рост преступности, которая носит  в основном организованный характер, так как действует на основах  четкой субординации, специализации  и жесткой дисциплины. Ее чертами  является планируемость, распределение преступных ролей, каждый субъект имеет свои интересы и специализацию. Огромные средства, добытые преступным путем, идут на подкуп чиновников различных правительственных структур: от поселка, города районного, областного, краевого, республиканского масштаба до столичных центров.

Естественно, что профилактику подобного  рода правонарушений надо начинать с  переориентации деятельности социальных институтов, чтобы они в большей  степени удовлетворяли имеющиеся  и возникающие социальные потребности, а также создавать новые социальные институты и трансформировать сами социальные потребности, постепенно менять общественное сознание.

 

 

Социальные организации

С социальными институтами тесно  связаны социальные организации. Социальная организация — это в широком  смысле любая организация в обществе; в узком смысле — социальная подсистема организации.

Термин «организация» (от франц. organisation, позднелат. organise — сообщаю, стройный вид, устраиваю) используется в нескольких значениях: 1) как элемент социальной структуры общества; 2) как вид деятельности какой-либо группы; 3) как степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования элементов системы.

 

Организация как элемент  социальной структуры

В социологии ведущим понятием является элемент социальной структуры. В  этом плане социальная организация  понимается как структуры система  отношений, объединяющих какое-то число  таких элементов, например, индивидов (групп) для достижения определенной цели.

Понятие «организация» употребляют  в экономике, биологии, кибернетике, многих других науках, а такие в  сферах деятельности, где действуют  социальные группы и упорядочивается  их деятельность. Реальность существования  социальных групп проявляется в  их деятельности, которая возможна в рамках социальной организации (в  форме производственных, религиозных, национальных, научных организаций, политических партий, профессиональных союзов и т.д.). Социальная организация  оформляет социальные группы в коллектив. Видный исследователь проблемы социальной организации А. И. Пригожий определяет ее как группу людей, совместно и  координированно реализующую общую  цель1.

Группа людей в форме социальной организации получает институциональное  оформление социальных различий, сформировавшихся в разных сферах жизнедеятельности  людей. Каждый член группы имеет свою собственную позицию, отражающую его  положение в системе разделения общественного труда. Например, организация  предприятия включает представителей рабочих, инженерно-технических работников, разных профессий и возрастов. Она выполняет интегративную функцию со стороны социальной системы. Социальные организации имеют ряд основных черт.

Они создаются для реализации определенных целей, стремятся как можно быстрее  и эффективнее достичь этой цели. Организации представляют собой  одновременно средство и инструмент обеспечения функции объединения  людей, регулирования их деятельности для достижения цели, которой нельзя достичь в одиночку.

Члены организации распределяются по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам. Таким образом, социальная организация — это  сложная система связанных между  собой социальных позиций и ролей  входящих в нее членов. Она дает возможность индивиду реализовать  свои потребности и интересы в  тех границах, которые устанавливаются  социальным статусом человека, нормами  и ценностями, принятыми в конкретной социальной организации.

Характерная черта организации, как  считает А. И. Пригожин, возникает  на основе разделения труда, его специализации  по функциональному признаку. Организации  строятся по вертикали и по горизонтали. В вертикальных структурах всегда имеются  управляющая и управляемые подсистемы. Управляющая система координирует функционирование горизонтальных структур. Построение организации по вертикали  обеспечивает достижение единства целей, придает организации эффективность  и стабильность функционирования.

Характерная черта организации—управляющие  подсистемы формируют свои механизмы  и средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов организации.

В числе важнейших средств значительную роль играют институциональные, или  внутриорганизационные нормы, которые  создаются деятельностью институтов, обладающих особыми полномочиями. Эти  институты проводят, реализуют нормативные требования в жизнь и для этого применяют свои санкции. Названные четыре фактора, по мнению А. И. Пригожина, детерминируют организационный порядок, систему относительно стабильных целей, связей и норм, регулирующих отношения и взаимодействия.

Организации различаются в соответствии с основными сферами жизнедеятельности  общества. Большинство из них включают в себя несколько качественно  различных подсистем. Так, в производственной организации, как правило, имеются  техническая, экономическая, управленческая, социальная подсистемы. Отношения в  социальной организации, их формы определяются функциональными особенностями  конкретной организации, типом общества. Социальная организация объединяет своих членов общими интересами, целями, ценностями, нормами, поэтому предъявляет  к своим членам двоякие требования: как безличный институт и как  человеческая общность. В свою очередь, каждый индивид предъявляет к  организации свои требования, такие, как защита его социального положения, обеспечение его профессионального  и статусного роста, создание условий  для развития его личности. Взаимодействие этих требований — один из важных источников развития организации. От их реализации зависит ее социальная эффективность.

Как правило, социальная организация  — это целостная социальная система, состоящая из различных подсистем  и их элементов. Целое всегда больше своих составляющих и качественно  отличается от них. Поэтому всякая социальная организация характеризуется особым кооперативным эффектом, приростом  дополнительной энергии, называемым синергетикой, а общая энергия организации  превышает сумму индивидуальных усилий ее субъектов. Этот прирост, по мнению специалистов, образуется в  результате того, что организация  интегрирует усилия всех своих элементов (субъектов). Координация, одновременность  усилий этих субъектов дает прирост  энергии: элементы организации, включенные в ее систему, приобретают новое  качество, превращаясь в частично специализированные, выполняющие более  узкие функции, однонаправленные элементы, субъекты. Эта специализация действия элемента, индивида позволяет увеличить  эффективность его функционирования, усилить отдачу, так как энергия  концентрируется на одной цели —  управляющая подсистема координирует действия людей.

 

 

 

Типология социальных организаций

Социологи-специалисты дают типологию  социальных организаций, используя  разные подходы и методы. Но наиболее распространенными типами организации  являются формальные и неформальные. Главными критериями такого разделения служит степень формализации существующих в системах связей, статусов и норм.

Формальная организация, как правило, возникает в результате соответствующего административного, политического  решения, в ее основе лежит разделение труда, ей присуща глубокая специализация, деятельность такой организации  четко регламентирована, обусловлена  юридическими нормами и т.д. Разделение труда выступает как система  статусов — должностей, а каждая из них наделена определенными функциями. В такой организации строго упорядочиваются  должностные статусы по сходству функциональных задач, создается иерархия: руководитель — подчиненные.

Для успешного функционирования формальной организации необходима деловая  информация. Ее прохождение, принятие верного управленческого решения  зависят от организации многосторонних связей, включая и обратную. Как  правило, формальная организация безлична, рассчитана на индивидов, подготовленных для выполнения определенных функций. Между субъектами не предусматриваются  никакие иные отношения, кроме служебных, регламентированных правилами внутреннего распорядка, приказами и т.д. Эти и другие документы, указания администрации нормируют работу организации. В основе ее деятельности лежит принцип целесообразности.

Одним из первых ввел в социологию категорию формальной организации  немецкий ученый Макс Вебер. Он же высказал верное предположение, что формальная организация, как правило, стремится  превратиться в бюрократическую  систему. Он довольно высоко оценивал роль бюрократии, утверждая, что без  нее невозможен технический, технологический, организационный прогресс. Вебер  сформулировал основные черты бюрократии идеального типа. Этот тип предполагает следующие свойства: управленческая деятельность совершается постоянно; существует потолок, сфера власти и компетенции на каждом уровне и для каждого субъекта в аппарате управления; вышестоящий руководитель осуществляет контроль за нижестоящим чиновником, который отделен от собственности на средства управления, а должность отделена от субъекта, выполняющего административные функции; управленческая работа становится особой профессией; существует система подготовки чиновников, управленческие функции документируются; в управлении главным является принцип безличности.

Информация о работе Социальные институты