Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 19:46, доклад
Термин «институт» происходит от латинского слова institutum — установление, устройство. В социологию этот термин пришел из юриспруденции, где под ним понималась совокупность юридических норм, регулирующих социально-правовые отношения в той или иной сфере (например, институтами назывались собственность, наследование, брак и т.п.).
создание возможностей для удовлетворения потребностей членов общества;
обеспечение социальной интеграции, устойчивости общественной жизни;
социализация индивидов;
воспроизводство членов общества;
социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности;
производство и распределение материальных благ.
Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интересам общества. Функции бывают явными, когда деятельность института общества осознается людьми и носит намеренный характер. Однако существуют и латентные (скрытые) функции, то есть такая деятельность социального института, последствия которой не осознаются участниками или не носят намеренный характер. К явным функциям школы относятся приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества. Но у нее есть также скрытые функции: приобретение определенного социального статуса, завязывание дружеских связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда.
В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С содержательной точки зрения дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функций, падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в «символическую», ритуальную деятельность,
то
есть деятельность,
не направленную на
достижение рациональной
цели. Нарастание дисфункций
в деятельности социальных
институтов может
вести к социальной
дезорганизации общества.
Семья
Образование
Государство
Экономика
Религия
I. Кодекс устный и письменный.
Нормы:
некоторые семейные запреты и допущения учебное расписание, Госстандарт, правила учащихся конституция
Статусы:
жена,
ребёнок, теща Студент,
преподаватель, декан президент,
политический лидер
II.Социальные установки и образцы поведения (роли) - общая
ориентация человека на какой-либо социальный объект.
привязанность,
лояльность, ответственность,
уважение, любовь... любовь
к знаниям, карьерная
ориентация получение
прибыли, расчетливость,
бережливость
III. Идеология - система идей санкционирующих нормы.
дом,
индивидуализм, романтическая
любовь идеология академической
свободы, равенство
при обучении право
на труд, свободная торговля.
IV. Символы - знаки, комплексы знаков, создание образа института.
брачные
ритуалы эмблемы, атрибуты
факультетов, студенческие
песни, флаг фабричная
марка
V. Материальные условия.
дом, мебель аудитории, библиотеки, оборудование. производственные отношения и оборудование