Социальные качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 16:24, лекция

Описание работы

Социальные качества, которые можно объединить в пять комплексных характеристик: сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость.
Все компоненты социального развития находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому изменения в одной из них неизбежно влекут за собой изменения в остальных трех компонентах.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 26.05 Кб (Скачать файл)

Социальные  качества, которые можно объединить в пять комплексных характеристик: сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость.

 

Все компоненты социального развития находятся  в тесной взаимосвязи. Поэтому изменения  в одной из них неизбежно влекут за собой изменения в остальных  трех компонентах.

 

Приведём  пример. Ребенок добился того, чтобы  сверстники, которые ранее его  отвергали, приняли в свои игры. У  него сразу же изменились социальные качества - он стал менее агрессивным, более внимательным и открытым для  общения. Его кругозор расширился новыми представлениями о человеческих отношениях и себе: я тоже хороший, меня, оказывается, любят дети, дети тоже не злые, с ними занятно проводить  время и пр. Его социальные навыки через некоторое время неизбежно  обогатятся новыми приемами общения  со сверстниками, обращения с предметами, поскольку он сможет наблюдать и  пробовать эти приемы у партнеров  по играм. Ранее это было невозможно, опыт других отвергался, потому что  отвергались сами дети, отношение  к ним было неконструктивным.

 

Процесс социального развития представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм человеческого  общежития и постоянное открытие, утверждение себя как социального  субъекта.

 

Содержание  социального развития определяется, с одной стороны, всей совокупностью  социальных влияний мирового уровня культуры, общечеловеческих ценностей, с другой - отношением к этому  самого индивида, актуализацией собственного Я, раскрытием творческих потенциалов  личности [52; 39].

 

Социальное  развитие личности осуществляется в  деятельности. В ней растущий человек  проходит путь от саморазличения, самовосприятия через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению  и самореализации.

 

В силу специфики развития психических  процессов и функций идентификация  дошкольника возможна на уровне эмпатийного  переживания, возникающего в ходе отождествления себя с другими людьми.

 

Эффективность социального развития как результата социализации-индивидуализации обусловлена  действием различных факторов. В  аспекте педагогического исследования важнейшим из них является образование, цель которого - приобщение к культуре, ее воспроизведение, присвоение и сотворение. Современные исследования личностного  развития ребенка позволяют дополнить, конкретизировать обозначенный перечень и отнести к универсальным  человеческим способностям ряд базисных характеристик личности, становление  которых осуществимо в процессе социального развития: компетентность, креативность, инициативность, произвольность, самостоятельность, ответственность, безопасность, свобода поведения, самосознание личности, способность к самооценке.

 

Развитие  социальной компетентности - важный и  необходимый этап социализации ребенка  в общем процессе усвоения им опыта  общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей  является существом общественным [20; 53]. Все факты, описывающие случаи вынужденной изоляции маленьких  детей, так называемых маугли, показывают, что такие дети никогда не становятся полноценными людьми: они не могут  овладеть человеческой речью, элементарными  формами общения, поведения и  рано погибают.

 

Социальный  опыт приобретается ребенком в общении  и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются  ближайшим окружением. Развивающая  среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

 

Огромное  значение в процессе освоения культуры и в становлении универсальных  социальных способностей имеет механизм подражания как один из путей проникновения  в смысловые структуры человеческой деятельности. Первоначально, подражая окружающим людям, ребенок овладевает общепринятыми способами поведения, вне зависимости от особенностей коммуникативной ситуации. Взаимодействие с другими людьми не дифференцировано по видовым, родовым, половым, национальным признакам [52; 66].

 

По мере актуализации интеллектуальной активности, обогащения смыслового социального  спектра взаимодействия происходит осознание ценности каждого правила, нормы; их применение начинает ассоциироваться  с конкретной ситуацией. Действия, освоенные  прежде на уровне механического подражания, приобретают новый, социально наполненный  смысл. Осознание ценности социально  направленных действий означает зарождение нового механизма социального развития - нормативной регуляции, влияние  которого в дошкольном возрасте непереоценимо.

 

Реализация  задач социального развития детей  дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы, построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики [20; 74- 78].

 

Аксеологический подход позволяет определить совокупность приоритетных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека. Применительно к социальному  развитию дошкольников в качестве таковых  могут выступать ценности коммуникативной, психосексуальной, национальной, этнической, правовой культуры.

 

Культурологический  подход позволяет принимать во внимание все условия места и времени, в которых родился и живет  человек, специфику его ближайшего окружения и исторического прошлого своей страны, города, основные ценностные ориентации представителей своего народа, этноса. Диалог культур, являющийся одной  из доминантных парадигм современной  системы образования, невозможен без  приобщения к ценностям своей  культуры.

 

Гуманистический подход предполагает признание личностного  начала в ребенке, ориентацию на его  субъективные потребности и интересы, признание его прав и свобод, самоценности детства как основы психического развития, культуротворческой функции  детства как одного из важнейших  аспектов социального развития, психологического комфорта и блага ребенка приоритетными  критериями в оценке деятельности социальных институтов.

 

Антропологический подход позволяет повысить статус психолого-педагогической диагностики в определении динамики социального развития дошкольников, учитывать различные (возрастные, половые, национальные) особенности личностного  развития в процессе нравственного, полового, патриотического, интернационального, правового воспитания.

 

Синергетический подход позволяет рассматривать  каждый субъект педагогического  процесса (дети, воспитатели, родители) как саморазвивающиеся подсистемы, осуществляющие переход от развития к саморазвитию. В аспекте социального  развития детей данный подход предусматривает, к примеру, постепенную смену  общих ориентаций педагога в становлении  основных видов деятельности (от восприятия - к воспроизведению по образцу - к самостоятельному воспроизведению - к творчеству).

 

Полисубъектный  подход предполагает необходимость  учета влияния всех факторов социального  развития (микрофакторов: семья, сверстники, детский сад, школа и др.; мезофакторов: этнокультурные условия, климат; макрофакторов: общество, государство, планета, космос).

 

Системно-структурный  подход предполагает организацию работы по социальному развитию дошкольников в соответствии с целостной педагогической системой взаимосвязанных и взаимообусловленных  целей, задач, содержания, средств, методов, форм организации, условий и результатов  взаимодействия педагогов с детьми.

 

Комплексный подход предполагает взаимосвязь всех структурных компонентов педагогической системы применительно ко всем звеньям  и участникам педагогического процесса. В содержание социального развития включается ориентировка ребенка в  явлениях общественной и собственной  жизни, в самом себе.

 

Деятельностный  подход позволяет определить доминанту  взаимоотношений ребенка с окружающим миром, актуализировать реализацию потребностей в осознании себя субъектом  деятельности. Социальное развитие осуществляется в процессе значимых, мотивированных видов деятельности, особое место  среди которых занимает игра, как  самоценная деятельность, обеспечивающая ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя здесь  и теперь, достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном  общении равных.

 

Средовой  подход позволяет решить задачу организации  образовательного пространства как  средства социального развития личности. Среда представляет собой совокупность ниш и стихий, среди которых  и во взаимодействии с которыми протекает  жизнь детей. Ниша - это определенное пространство возможностей, позволяющее  детям удовлетворить свои потребности. Условно их можно разделить на природные, социальные, культурные. Применительно  к задачам социального развития организация образовательного пространства требует создания предметно-развивающей  среды, обеспечивающей наиболее эффективное  приобщение детей к эталонам культуры (общечеловеческой, традиционной, региональной). Стихия представляет собой ничем  не сдерживаемую силу, действующую  в природной и общественной среде  в виде различных социальных движений, проявляющихся в настроениях, потребностях, установках. В отношении плана  социального развития стихия будет  обнаружена во взаимодействии детей  и взрослых, в доминанте ценностных ориентаций, иерархии целевых установок  по отношению к ранжированию воспитательных задач.

 

В данной работе мы остановимся на особенностях такой важной для ребёнка ступени  социального развития, как формирование у него социальных навыков.

 

Навык - «автоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникающие в результате упражнений, упрочившиеся способы действий» [8; 84].

 

В дошкольном возрасте у детей активно развиваются  социально бытовые и социально - коммуникативные навыки.

 

Выделяют  следующие группы социально - бытовых  навыков, которыми дети должны овладеть в дошкольном возрасте:

 

. Навыки  по уходу за собой:

 

умение  одеваться, застегивать пуговицы, кнопки, вешать одежду, мыть лицо, шею, уши, вытирать нос платком, чистить зубы, причесывать  волосы, пользоваться туалетом.

 

. Навыки, относящиеся к питанию:

 

умение  намазать хлеб маслом, налить чай, накрыть  стол, убрать со стола, раздать пищу, есть ложкой, пить из чашки и т.д.

 

. Элементарные  движения:

 

Умение  вытирать ноги при входе в помещение  с улицы , сесть на стул, подниматься  по лестнице и т.д.

 

. Навыки, относящиеся к ручному труду:

 

Умение  держать иглу, сделать узелок на нитке, пришить пуговицу, сшить для  куклы одежду, постирать для куклы  и т.д.

 

. Уход  за помещением:

 

Умение  открыть окно, открыть дверь ключом, вытирать пыль, постелить постель, зажечь и выключить свет.

 

«Программа  воспитания в детском саду» раскрывает объем социально бытовых навыков  и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. Формирование данной группы навыков осуществляется в рамках трудового воспитания детей [23; 185].

 

Труд  детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у  них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают  четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно - бытовой  труд, труд в природе и ручной труд.

 

Самообслуживание  направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости  действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

 

Хозяйственно - бытовой труд дошкольников необходим  в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению  с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен  на поддержание чистоты и порядка  в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в  групповой комнате или на участке  и по собственной инициативе устранять  его. Хозяйственно - бытовой труд направлен  на обслуживание коллектива и поэтому  заключает в себе большие возможности  для воспитания заботливого отношения  к сверстникам.

 

Труд  в природе предусматривает участие  детей в уходе за растениями и  животными, выращивание растений в  уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет  для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему  живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического  развития детей, совершенствования  движений, повышения выносливости, развития способности к физическому  усилию.

Информация о работе Социальные качества