Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 16:24, лекция
Социальные качества, которые можно объединить в пять комплексных характеристик: сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость.
Все компоненты социального развития находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому изменения в одной из них неизбежно влекут за собой изменения в остальных трех компонентах.
Социальные
качества, которые можно объединить
в пять комплексных характеристик:
сотрудничество и забота об окружающих,
соперничество и
Все компоненты социального развития находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому изменения в одной из них неизбежно влекут за собой изменения в остальных трех компонентах.
Приведём
пример. Ребенок добился того, чтобы
сверстники, которые ранее его
отвергали, приняли в свои игры. У
него сразу же изменились социальные
качества - он стал менее агрессивным,
более внимательным и открытым для
общения. Его кругозор расширился новыми
представлениями о человеческих
отношениях и себе: я тоже хороший,
меня, оказывается, любят дети, дети
тоже не злые, с ними занятно проводить
время и пр. Его социальные навыки
через некоторое время
Процесс социального развития представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм человеческого общежития и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта.
Содержание социального развития определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний мирового уровня культуры, общечеловеческих ценностей, с другой - отношением к этому самого индивида, актуализацией собственного Я, раскрытием творческих потенциалов личности [52; 39].
Социальное
развитие личности осуществляется в
деятельности. В ней растущий человек
проходит путь от саморазличения, самовосприятия
через самоутверждение к
В силу
специфики развития психических
процессов и функций
Эффективность
социального развития как результата
социализации-индивидуализации обусловлена
действием различных факторов. В
аспекте педагогического
Развитие социальной компетентности - важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным [20; 53]. Все факты, описывающие случаи вынужденной изоляции маленьких детей, так называемых маугли, показывают, что такие дети никогда не становятся полноценными людьми: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения, поведения и рано погибают.
Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
Огромное
значение в процессе освоения культуры
и в становлении универсальных
социальных способностей имеет механизм
подражания как один из путей проникновения
в смысловые структуры
По мере актуализации интеллектуальной активности, обогащения смыслового социального спектра взаимодействия происходит осознание ценности каждого правила, нормы; их применение начинает ассоциироваться с конкретной ситуацией. Действия, освоенные прежде на уровне механического подражания, приобретают новый, социально наполненный смысл. Осознание ценности социально направленных действий означает зарождение нового механизма социального развития - нормативной регуляции, влияние которого в дошкольном возрасте непереоценимо.
Реализация
задач социального развития детей
дошкольного возраста наиболее эффективна
при наличии целостной
Аксеологический подход позволяет определить совокупность приоритетных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека. Применительно к социальному развитию дошкольников в качестве таковых могут выступать ценности коммуникативной, психосексуальной, национальной, этнической, правовой культуры.
Культурологический
подход позволяет принимать во внимание
все условия места и времени,
в которых родился и живет
человек, специфику его ближайшего
окружения и исторического
Гуманистический подход предполагает признание личностного начала в ребенке, ориентацию на его субъективные потребности и интересы, признание его прав и свобод, самоценности детства как основы психического развития, культуротворческой функции детства как одного из важнейших аспектов социального развития, психологического комфорта и блага ребенка приоритетными критериями в оценке деятельности социальных институтов.
Антропологический
подход позволяет повысить статус психолого-педагогической
диагностики в определении
Синергетический
подход позволяет рассматривать
каждый субъект педагогического
процесса (дети, воспитатели, родители)
как саморазвивающиеся
Полисубъектный подход предполагает необходимость учета влияния всех факторов социального развития (микрофакторов: семья, сверстники, детский сад, школа и др.; мезофакторов: этнокультурные условия, климат; макрофакторов: общество, государство, планета, космос).
Системно-структурный
подход предполагает организацию работы
по социальному развитию дошкольников
в соответствии с целостной педагогической
системой взаимосвязанных и
Комплексный
подход предполагает взаимосвязь всех
структурных компонентов
Деятельностный
подход позволяет определить доминанту
взаимоотношений ребенка с
Средовой подход позволяет решить задачу организации образовательного пространства как средства социального развития личности. Среда представляет собой совокупность ниш и стихий, среди которых и во взаимодействии с которыми протекает жизнь детей. Ниша - это определенное пространство возможностей, позволяющее детям удовлетворить свои потребности. Условно их можно разделить на природные, социальные, культурные. Применительно к задачам социального развития организация образовательного пространства требует создания предметно-развивающей среды, обеспечивающей наиболее эффективное приобщение детей к эталонам культуры (общечеловеческой, традиционной, региональной). Стихия представляет собой ничем не сдерживаемую силу, действующую в природной и общественной среде в виде различных социальных движений, проявляющихся в настроениях, потребностях, установках. В отношении плана социального развития стихия будет обнаружена во взаимодействии детей и взрослых, в доминанте ценностных ориентаций, иерархии целевых установок по отношению к ранжированию воспитательных задач.
В данной работе мы остановимся на особенностях такой важной для ребёнка ступени социального развития, как формирование у него социальных навыков.
Навык - «автоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникающие в результате упражнений, упрочившиеся способы действий» [8; 84].
В дошкольном возрасте у детей активно развиваются социально бытовые и социально - коммуникативные навыки.
Выделяют следующие группы социально - бытовых навыков, которыми дети должны овладеть в дошкольном возрасте:
. Навыки по уходу за собой:
умение одеваться, застегивать пуговицы, кнопки, вешать одежду, мыть лицо, шею, уши, вытирать нос платком, чистить зубы, причесывать волосы, пользоваться туалетом.
. Навыки, относящиеся к питанию:
умение намазать хлеб маслом, налить чай, накрыть стол, убрать со стола, раздать пищу, есть ложкой, пить из чашки и т.д.
. Элементарные движения:
Умение вытирать ноги при входе в помещение с улицы , сесть на стул, подниматься по лестнице и т.д.
. Навыки, относящиеся к ручному труду:
Умение держать иглу, сделать узелок на нитке, пришить пуговицу, сшить для куклы одежду, постирать для куклы и т.д.
. Уход за помещением:
Умение открыть окно, открыть дверь ключом, вытирать пыль, постелить постель, зажечь и выключить свет.
«Программа
воспитания в детском саду» раскрывает
объем социально бытовых
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
Хозяйственно - бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно - бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
Труд
в природе предусматривает