Социальные качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 16:24, лекция

Описание работы

Социальные качества, которые можно объединить в пять комплексных характеристик: сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость.
Все компоненты социального развития находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому изменения в одной из них неизбежно влекут за собой изменения в остальных трех компонентах.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 26.05 Кб (Скачать файл)

 

Ручной  труд развивает конструктивные способности  детей, полезные практические навыки и  ориентировки, формирует интерес  к работе, готовность справится с  ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как  можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее) [23; 186].

 

В процессе труда дети знакомятся с простейшими  техническими приспособлениями, осваивают  навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

 

Дети  на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных  материалов: материал подвергается различным  превращениям, из него можно делать разнообразные вещи.

 

Определяя содержание и последовательность обучения детей социально - бытовым умениям  и навыкам, необходимо учитывать  особенности их возраста, доступность  предлагаемого содержания труда, его  воспитательную ценность, а также  санитарно - гигиенические требования к его организации.

 

В ходе обучения социально - бытовым навыкам  воспитатель формирует у детей  желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя  на помощь всякий раз, когда они нуждаются  в ней. Не следует допускать, чтобы  дошкольники испытывали огорчения  от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так  как в этих случаях рождается  неуверенность в своих силах  и нежелание трудиться.

 

Необходимо  помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых  результатов, от своей полезности другим.

 

В детском  саду решается задача формирования у  детей умения трудиться в коллективе. Происходит это постепенно, путем  объединения детей в процессе труда в небольшие с общим  заданием (если у них уже есть опыт работы вдвоем - втроем, то общее  задание может выполнять группа 6-7 участников). В процессе такого труда  воспитатель формирует у детей  представления об общей ответственности  за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными  усилиями достичь результата. Все  это обогащает их опыт взаимоотношений  в деятельности, придает им положительный  характер [25; 132].

 

Таким образом, процесс формирования социально - бытовых  навыков тесно связан с процессом  формирования социально - коммуникативных  навыков.

 

Возможности самореализации личности в общении, особенности ее поведения в различных  ситуациях общения со значимыми  другими определяются коммуникативными качествами личности. Психологическим  базисом коммуникативных качеств  личности являются ее коммуникативные  навыки, которые обеспечивают ее готовность строить отношения в определенном стиле и с определенным типом  предпочитаемых партнеров.

 

Коммуникативные навыки представляют собой «индивидуально-психологические  свойства личности ребенка, обеспечивающие ей условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной  информационной, перцептивной, интерактивной  деятельности на основе субъект - субъектных отношений» [27; 110]. Коммуникативные  навыки являются условием развития личности детей и проявляются в процессе общения. Сформированность коммуникативных  навыков является субъективным условием эффективности социализации личности и самостоятельного осуществления  дошкольниками информационной, перцептивной, интерактивной деятельности.

 

Информационная  деятельность проявляется через  действия личности, сознательно ориентированные  на смысловое их восприятие другими  людьми, обмен информацией, обмен  переживаниями.

 

Интерактивная деятельность представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений, межличностное взаимодействие в  совместной деятельности.

 

Перцептивная  деятельность проявляется через  восприятие и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей), восприятие и понимание другого человека, понимание людьми друг друга (взаимовосприятие).

 

Исследователями была выявлена структура коммуникативных  навыков дошкольников, которая включает компоненты [27; 115]:

 

когнитивный (наличие представлений о роле человека в окружающем мире, в системе  взаимоотношений с другими людьми, о вербальных и невербальных средствах  общения, об эмотивной сфере человека; наличие знаний о нормах и правилах поведения в различных жизненных  ситуациях);

 

мотивационно-потребностный (наличие потребности использовать социально одобряемые формы общения, устанавливать эмоциональный контакт  в процессе общения; наличие социально- и личностно - позитивной мотивации  вступления в контакт с окружающим миром);

 

деятельностный (использование коммуникативных  умений и навыков в процессе общения; способность к эмпатии, эмоциональной  идентификации; адекватность поведения  в конфликтных ситуациях; владение вербальными и невербальными  средствами коммуникации);

 

оценочный (адекватная самооценка; адекватное восприятие действий партнера по общению).

 

Коммуникативные навыки дошкольников формируются в  процессе общения. Потребность в  общении не является врожденной. Она  возникает в процессе жизни и  функционирует, формируется в жизненной  практике взаимодействия с окружающими. На протяжении дошкольного детства  прослеживается динамика в развитии общения: от младшего к старшему дошкольному  возрасту увеличивается интенсивность  общения, его избирательность, расширяется  круг общения, деятельность, а главное - у ребенка возрастает потребность  в общении со сверстниками. Он обретает чувство собственного достоинства  и стремится, чтобы его уважали.

 

Вместе  с тем, потребность в общении  и характер отношений зависят  и от партнера по общению, от того, с  кем общается ребенок. В дошкольном возрасте существуют две сферы общения - с взрослым и со сверстником

 

Многочисленные  психологические исследования показывают, что общение ребенка с взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. Оно обеспечивает приобщение детей  к общественно-историческому опыту  человечества, через его посредство происходит обмен знаниями, способами, результатами деятельности, воплощенными в материальные и духовные культурные ценности [16; 28]. Кроме того, первичное  эмоциональное общение ребенка  с взрослыми является первоисточником  развития речи. От количества и качества общения зависят уровень будущих  способностей ребенка, его характер, его будущее. Личность ребенка, его  интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях с взрослыми.

 

Однако  не менее значимым является общение  ребенка со сверстником. Именно в  связи со становлением общения со сверстниками и его развитием  в дошкольном возрасте обостряется  необходимость дальнейшего овладения  нормами взаимоотношений между  людьми. В общении с взрослым ребенок  усваивает социальный опыт, а вступая  в контакты со сверстниками, - обогащает  его, приобретает не только новые  знания, но и формирует адекватное представление о себе. Помимо этого, общаясь со сверстниками, старший дошкольник имеет возможность решать различные коммуникативные задачи, учится выстраивать отношения с окружающими по определенным правилам. Ребенок начитает осознавать себя как субъекта в системе социальных отношений. Кроме того, успешность процесса общения во многом определяется тем, как коммуникативные навыки формируются изначально, а именно в детском коллективе, в группе сверстников [16; 29].

 

Относительно  устойчивые связи и отношения  в группе детского сада складываются не случайно, стихийно, а обусловлены  соответствующими причинами. Каждый ребенок  в группе занимает определенное положение. Оно может быть как благоприятным, так и неблагоприятным. Исследования психологов показали, что положение  ребенка в группе сверстников  не является постоянным. Оно может  меняться под влиянием многих факторов.

 

Положение ребенка в группе тесно связано  с формированием качеств личности детей, но этот процесс происходит не автоматически. Основной путь улучшения  положения ребенка в группе сверстников - это выявление и развитие индивидуальных потенциальных возможностей ребенка. Одно из основных условий благоприятного и успешного пребывания дошкольника  в детском коллективе - это положительная  эмоциональная атмосфера. Даже временное  отсутствие этого условия резко  сказывается на снижении активности ребенка, снижает сферу его общения, вызывает в ней тревожность и  агрессивность [19; 79].

 

Являясь своеобразной малой группой, группа детского сада представляет собой генетически  наиболее раннюю ступень социальной организации детей, где у ребенка  формируются первые отношения со сверстниками, развиваются коммуникативные  навыки, происходит активное формирование как представлений о себе, так  и о личности в целом.

 

Общение ребенка со сверстниками имеет ряд  отличительных особенностей. Так, общение  с детьми проходит значительно более  эмоционально, свободно, раскованно, оживленно, чем с взрослыми.

 

Речевое общение дошкольников со сверстниками значительно богаче и разнообразнее  по своему назначению, по своим функциям. Такой сложный спектр отношений  детей (притворство, желание выразить обиду, фантазирование) порождает разнообразие речевых контактов и требует  умения выразить словами свои желания, настроения.

 

Взрослый  и сверстник способствуют развитию разных сторон коммуникации ребенка. В  общении со сверстником ребенок  учится выражать себя, свои желания, настроения, управлять другим, вступать в разнообразные  отношения.

 

Опыт  отношений с взрослыми и сверстниками обретает для ребенка личностный смысл, так как его содержательную основу составляет процесс познания себя. Совокупность опыта отношений  ребенка с взрослыми и другими  детьми, подкрепленного участием в  совместных видах деятельности, составляет специфический вид опыта - опыт самопознания. Его влияние на развитие детей  ощущается на всех этапах дошкольного  детства [19; 81].

 

Коммуникативные навыки формируются на всём протяжении дошкольного детства. Уровень сформированности коммуникативных навыков дошкольника  считается нормальным, если ребенок  свободно вступает в контакт со взрослыми  и сверстниками, пользуется различными формами высказывания: сообщением, вопросом, просьбой и др. Для развития коммуникативных навыков ребенок  должен овладеть средствами языка, что  означает умение свободно выражать свои мысли речевыми средствами, используя  при этом различные типы предложений  и соблюдая логику передаваемой информации.

 

Таким образом, краткий обзор основных положений  проблемы социального развития позволяет  сделать следующие выводы:

 

социальное  развитие представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат  социализации-индивидуализации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к всеобщему социальному и  постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры;

 

дошкольный  возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека;

 

социальное  развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной разнонаправленной  деятельности по освоению предметного  мира и мира отношений между людьми;

 

компонентом социального развития дошкольника  являются социальные навыки (социально - бытовые и коммуникативные), которые  формируются в разнообразной  деятельности дошкольников, в их общении  со взрослыми и сверстниками.


Информация о работе Социальные качества