Социальные конфликты и их функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 11:05, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы дать характеристику социальным конфликтам, рассмотреть функции и дать развернутую классификацию социальных конфликтов на основе различной литературы по конфликтологии и социологии.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Социальные конфликты и их функции 4
Глава 2 Классификация социальных конфликтов 8
Заключение 17
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

12090309 (и) к.р.социология.docx

— 45.26 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение 3

Глава 1 Социальные конфликты и их функции 4

Глава 2 Классификация  социальных конфликтов 8

Заключение 17

Список литературы 19

Введение

 

Социальные конфликты  являются естественной частью социальной жизни человека, они превращаются в проблему только в результате неконструктивного  управления ими или отсутствия управления. Общая стратегия и принципы управления социальным конфликтом определяют, будет  ли исход конфликта конструктивным или деструктивным. [1]

Тема данной работы является актуальной, так как каждый человек  на протяжении жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Часто  человек хочет то, что трудно достичь. Если поставленная цель не достигается, то возникает взаимное непонимание  с окружающим миром, которое постепенно перерастает в недовольство, создается  обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта. Чтобы найти  правильное решение в данной ситуации необходимо знать, что такое конфликт, его типы и методы разрешения. Конфликт в организации может принимать  множество форм. Какой бы ни была природа организационного конфликта, менеджеры должны уметь анализировать  его, понимать и управлять им.

Цель данной работы дать характеристику социальным конфликтам, рассмотреть функции и дать развернутую классификацию социальных конфликтов на основе различной литературы по конфликтологии и социологии.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Социальные конфликты и их функции

 

Социальный конфликт - конфликт, причиной которого являются разногласия  социальных групп или личностей  при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей. [9]

Социальные конфликты  в современном российском обществе органически связаны с его  переходным состоянием и противоречиями, которые лежат в основе конфликтов. Корни некоторых из них лежат  в прошлом, но свое основное обострение они получают в процессе перехода к рыночным отношениям. Образование  новых социальных групп, класса предпринимателей и собственников, растущее неравенство, становятся базой возникновения  новых конфликтов. Формируется новое  социальное противоречие в обществе между элитой, представляющей различные  группы новых собственников и  огромной массой народа, которого отстранили от собственности и от власти.

Конфликты в современных  условиях отличаются остротой и частым применением насилия. На основе углубления кризисного состояния общества, приводящего  к столкновениям различных сил  и общностей, обостряются социальные противоречия и их результатом становятся социальные конфликты.

Конфликты формируются в  различных сферах жизни общества и обычно именуются как политические, социально-экономические, духовные, национальные и т.п. Все они относятся к  категории социального конфликта, под которым понимается любой  вид борьбы и противоборства между  общностями и социальными силами.

Конфликт как социальное явление впервые рассмотрен в  работе А. Смитта «Исследование о природе и причинах богатствах народов». По его мнению, в основе конфликта лежит деление общества на классы (капиталисты, земельные собственники и наемные рабочие). И экономическое соперничество между ними.

В собственно социологической  теории сложилось два основных подхода  к пониманию сущности конфликта: функциональный и конфликтный.

В области научного знания существует отдельная наука, посвящённая  конфликтам - конфликтология. [3] По мнению многих ученых: конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Вместе с этим, конфликт является важнейшей стороной взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточкой социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта. Если интересы разнонаправлены и противоположны, то их противостояние будет обнаруживаться в массе самых разных оценок; они сами найдут для себя «поле столкновения», при этом степень рациональности выдвигаемых притязаний будет весьма условной и ограниченной. Вполне вероятно, что на каждом из этапов развертывания конфликта он будет сосредоточен в определенной точке пересечения интересов.

Большинство людей видят  в конфликтах вещь неприятную, часть  проклятия рода человеческого. Но можно  отнестись к конфликтам по-другому - увидеть в них потенциальный  прогресс. То есть, конфликты как  неотъемлемый момент социального бытия  могут выполнять две функции: позитивную (конструктивную) и негативную (деструктивную). Поэтому, как считают  многие исследователи, задача состоит  не в том, чтобы устранить или  предотвратить конфликт, а в том, чтобы найти способ сделать его  продуктивным.

В общем плане возможность  конфликта выполнять конструктивную роль связывается с тем, что конфликт предотвращает «застой» и «омертвение» индивидуальной или групповой жизнедеятельности  и стимулирует их движение вперед. Кроме того, поскольку основой возникновения всякого конфликта является отрицание предшествующих отношений между сторонами, способствуя созданию новых условий, конфликт одновременно выполняет и адаптивную функцию. Положительные последствия конфликта для отдельного человека могут также состоять и в том, что посредством него будет изжита внутренняя напряженность.

Позитивная функция конфликтов состоит в том, что они часто  служат выражению неудовлетворенности  или протеста, информированию конфликтующих  сторон об их интересах и потребностях. [2]

В определенных ситуациях, когда  негативные взаимоотношения между  людьми контролируемые, и, по крайней  мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение  принципиально важных вопросов, улучшить психологический климат в коллективе.

Более того, бывают ситуации, когда столкновение между членами  коллектива, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя  предупредить, осудить и не допустить  неправильное поведение коллеги  по работе, чем попустительствовать  ему, не реагировать, опасаясь испортить  отношения. Как выразился М. Вебер, "конфликт очищает". Такой конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических  процессов и служащих источником самоусовершенствования и саморазвития личности. [3]

Тем не менее, конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. К  негативным функциям социальных конфликтов следует отнести в первую очередь, сворачивание взаимодействия и общения  между конфликтующими сторонами, увеличение враждебности между ними по мере уменьшения взаимодействия и общения. Частым явлением становится представление о другой стороне как о «враге», представление  о своих целях - как о положительных, а о целях другой стороны –  как об отрицательных.

  Конфликт часто настолько  меняет приоритеты, что ставит  под угрозу истинные интересы  сторон, препятствует осуществлению  перемен и внедрению нового. [4] Кроме того, прослеживается повышение эмоциональной и психологической напряженности в коллективе, неудовлетворенность, плохое состояние духа (например, как результат, рост текучести кадров и снижение производительности труда), меньшая степень сотрудничества в будущем.

Конфликт является деструктивным  в том случае, если участники конфликта  не довольны его исходом и чувствуют, что что-то потерпели. Если же участники  удовлетворены и что-то получают в результате конфликта – конфликт считается продуктивным.

Конфликт внутри группы может  способствовать ее сплочению или  восстановлению внутреннего единства в том случае, если последнему угрожает вражда или антагонизм членов группы. Вместе с тем далеко не все разновидности  конфликта благоприятны для внутригрупповой  структуры, равно как не во всякой группе могут найти применение объединяющие функции конфликта. Та или иная роль конфликта во внутригрупповой адаптации  зависит от характера вопросов, составляющих предмет спора, а также от типа социальной структуры, в рамках которой  протекает конфликт. Однако виды конфликтов и типы социальных структур сами по себе не являются независимыми переменными.

Группы, отличающиеся тесными  внутренними связями, значительной частотой взаимодействий и высоким  уровнем личностной вовлеченности, имеют тенденцию к подавлению конфликтов. Частые контакты между  членами таких групп придают  большую насыщенность эмоциям любви  и ненависти, что в свою очередь  провоцирует рост враждебных настроений. Однако реализация чувства враждебности осознается как угроза сложившимся  близким отношениям; это обстоятельство влечет за собой подавление негативных эмоций и запрет на их открытое проявление. В группах, где индивиды находятся  в тесных отношениях друг с другом, происходит постепенная аккумуляция, а, следовательно, и усиление внутренних антагонизмов. [6]

Таким образом, в свободно структурированных группах и  открытых обществах конфликт, который  нацелен на снижение антагонистического напряжения, выполняет функции стабилизации и интеграции внутригрупповых отношений. Предоставляя обеим сторонам безотлагательную возможность для прямого выражения  противоречащих друг другу требований, такие социальные системы могут  изменить свою структуру и элиминировать  источник недовольства. Свойственный им плюрализм конфликтных ситуаций позволяет искоренить причины внутреннего  разобщения и восстановить социальное единство. Благодаря терпимости в  отношении социальных конфликтов и  попытке их институционализации  такие системы получают в свое распоряжение важный механизм социальной стабилизации. Кроме того, конфликт внутри группы часто содействует  появлению новых социальных норм или обновлению существующих. С этой точки зрения социальный конфликт есть способ адекватного приспособления социальных норм к изменившимся обстоятельствам. Общества с гибкой структурой извлекают  из конфликтных ситуаций определенную пользу, поскольку конфликты, способствуя  возникновению и изменению социальных норм, обеспечивают существование этих обществ в новых условиях. Подобный корректирующий механизм вряд ли возможен в жестких системах: подавляя конфликт, они блокируют специфический  предупредительный сигнал и тем  самым усугубляют опасность социальной катастрофы.

Глава 2 Классификация  социальных конфликтов

 

Вопросом классификации  конфликтов занимаются ученые различных  научных дисциплин. Чем и объясняется  многообразие спектра типологии  и классификации конфликтов. Социальный конфликт как явление многоплановое  пронизывает общество, являясь универсальным  механизмом его развития. В силу этого конфликты имеют место  во всех сферах функционирования социальных систем.

Типологизация конфликта играет важную методологическую роль. Она служит не только средством охвата и упорядочения накопленных знаний, что уже само по себе весьма существенно, но и часто играет заметную эвристическую роль в процессе получения новых знаний. [5] Попытки проанализировать имеющиеся конкретные примеры конфликтных ситуаций с точки зрения выбранного основания классификации нередко обнаруживают совершенно новые аспекты конфликтов, ускользавшие ранее от внимания исследователя.

В полной мере, однако, методологическая роль типологизации конфликта может сказаться лишь при выполнении основных логических требований, предъявляемых к научной классификации. В частности, основание классификации должно быть четко выделено и последовательно проведено, в результате чего классификация должна оказаться полной (по выделенному основанию) и непересекающейся.

Упомянутые логические требования, однако, весьма часто нарушаются. В качестве характерного примера можно привести типологию конфликтов, предлагаемую М. Дойчем. Дойч выделяет следующие шесть типов конфликта: [7]

1. «Подлинный конфликт».  Это конфликт, «который существует  объективно и воспринимается  адекватно». (Если жена хочет использовать  свободную комнату в доме для  занятия живописью, а муж в  качестве кабинета, они вступают  в «истинный» конфликт.)

2. «Случайный, или условный, конфликт». Существование этого  типа конфликта «зависит от  легко изменяемых обстоятельств,  что, однако, не осознается сторонами». («Подлинный конфликт» предыдущего  примера превращается в «случайный»,  если допустить, что жена и  муж не замечают, что имеется  еще мансарда, гараж или какое-то  другое помещение, которое легко  может быть преобразовано в  кабинет или студию.)

3. «Смещенный конфликт».  В этом случае имеется в виду «явный конфликт», за которым скрывается некоторый другой, скрытый конфликт, лежащий в основе явного. (Предыдущий пример модифицируется в пример «смещенного конфликта», если энергичный спор по поводу свободной комнаты происходит в условиях, когда муж и жена фактически мало иди совсем не заинтересованы в студии или кабинете, а возникшее столкновение служит проявлением какого-то другого, более серьезного, возможно даже неосознаваемого конфликта.)

Информация о работе Социальные конфликты и их функции