Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 11:05, контрольная работа
Цель данной работы дать характеристику социальным конфликтам, рассмотреть функции и дать развернутую классификацию социальных конфликтов на основе различной литературы по конфликтологии и социологии.
Введение 3
Глава 1 Социальные конфликты и их функции 4
Глава 2 Классификация социальных конфликтов 8
Заключение 17
Список литературы 19
4. «Неверно приписанный
конфликт». Это конфликт «
5. «Латентный конфликт». Это конфликт, «который должен был бы произойти, но которого нет», поскольку он по тем или иным причинам не осознается сторонами.
6. «Ложный конфликт». Это
случай, когда отсутствуют «
В качестве основания для классификации Дойч называет «отношение между объективным состоянием дел и состоянием дел, как оно воспринимается конфликтующими сторонами». Подобная формулировка, однако, не может выступать в роли действительного основания, поскольку она крайне неопределенна. [8]
Одной их общепринятых классификаций конфликтов в конфликтологии является разделение их на четыре основных типа на основании сторон, вступающих в конфликт:
Эта классификация универсальна, она может применятся как к социальным конфликтам вообще, так и к частным – например, к производственным конфликтам. Рассмотрим эти виды конфликтов подробнее.
Внутриличностный (психологический) конфликт. Внутриличностный конфликт – это состояние внутренней структуры личности, характеризующееся противоборством ее элементов. Подобно тому, как существуют многочисленные основания классификации конфликтов вообще, имеются различные основания и для выделения видов внутриличностных конфликтов.
Наиболее полная классификация внутриличностных конфликтов разработана А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым, которые предложили взять за основу классификации ценностно-мотивационную сферу личности. В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают в конфликт, они выделяют следующие основные его виды: [6]
Названные типы конфликтов
не исчерпывают полностью их
классификацию. В зависимости
от других оснований можно
дать и иную типологию
Межличностный (социально-психологический)
конфликт. Этот тип конфликта, возможно,
самый распространенный. В организациях
он проявляется по-разному. Чаще всего
это борьба руководителей за ограниченные
ресурсы, капитал или рабочую
силу, время использования
Межличностный конфликт может
также проявляться и как
Конфликт между личностью и группой. Как показывают результаты экспериментов, производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым, удовлетворить свои социальные потребности. Однако, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Например, кто-то захочет заработать побольше, то ли делая сверхурочную работу, то ли перевыполняя нормы, а группа рассматривает такое «чрезмерное» усердие как негативное поведение. [6]
Между отдельной личностью
и группой может возникнуть
конфликт, если эта личность займет
позицию, отличающуюся от
Аналогичный конфликт может
возникнуть на почве должностных
обязанностей руководителя: между необходимостью
обеспечивать соответствующую
Межгрупповой (социальный) конфликт. Общество состоит из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самом высокоорганизованном обществе между такими группами могут возникать конфликты. Аналогичные процессы происходят на уровне предприятия Например, неформальные организации, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности. Еще одним примером межгруппового конфликта может служить непрекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией.
Часто из-за различия целей
начинают конфликтовать друг с другом
функциональные группы внутри организации.
Например, отдел сбыта, как правило,
ориентирован на покупателя, в то время
как производственное подразделение
больше заботится о соотношении
затрат и эффективности, а также
об экономии на масштабах. Держать большие
товарные запасы, чтобы быстро выполнять
заказы, как предпочитает отдел сбыта,
значит увеличивать затраты, а это
противоречит интересам производственных
подразделений. Дневная смена медицинского
персонала может обвинить ночную
смену в том, что та плохо ухаживает
за больными. В крупных организациях
одно подразделение может попытаться
увеличить свою прибыльность, продавая
готовую продукцию внешним
По направленности все конфликты делятся на «горизонтальные», «вертикальные» и «смешанные». [1]
К «горизонтальным» относятся такие конфликты, в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг у друга.
К «вертикальным» конфликтам относятся такие из них, которые затрагивают лица, находящиеся в подчинении один у другого. Эти конфликты изначально протекают в неравных для соперников условиях, так как руководители обладают большими ресурсами и возможностями, чем подчиненные.
В «смешанных» конфликтах
представлены и «
По функции конфликты делятся на конструктивные (созидательные) и деструктивные (разрушительные, неконструктивные). [7]
Проявления деструктивных
функций конфликта крайне
По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые – субъективными.
Существуют и так называемые эмоциональные конфликты (конфликты – склоки), причинами которых чаще всего бывают недоверие, мнительность, основанные не на объективных факторах, а на субъективных суждениях. [3]
Конфликт - это важнейшая
сторона взаимодействия людей в
обществе, своего рода двигатель социального
бытия. Это форма отношений между
потенциальными или актуальными
субъектами социального действия, мотивация
которых обусловлена
С развитием общества проблема конфликтов не потеряла свое значение, а напротив, стала еще более актуальной. Такие проблемы как экологический кризис, войны и др. остро стоят в выработке решений по их устранению в современном обществе.
Социальный конфликт является
управляемым процессом, причем с
высокой вероятностью того, что исход
управляемого социального конфликта
будет иметь конструктивный характер,
т.е. после окончания конфликта
отношения взаимодействующих
Конфликты исключительно многообразны по способам своего существования и развертывания, по источникам своего происхождения, по движущим силам, которые в известной степени определяют способ их действия, и, наконец, по мотивации, по той жизненной энергии, которая вовлекается в динамику конфликтов.
Поставленная в данной работы цель была достигнута. В работе были изучены основные теории социального конфликта, определены функции социальных конфликтов, а также рассмотрены развернутые классификации социальных конфликтов.
Подтверждением гипотезы является то, что конфликт наряду с проблемами может приносить организации и пользу. В связи с этим опытные менеджеры часто сознательно стимулируют конфликт, чтобы оживить организацию. Менеджер проектирует конструктивный, разрешаемый конфликт и извлекает выгоду из него. Таким образом, организация от наличия конфликтов становится только лучше, поскольку разнообразие точек зрения дает дополнительную информацию, помогает выявить больше альтернатив или проблем.
В результате проделанной работы можно сделать вывод: для того чтобы найти пути преодоления всевозможных конфликтов - сначала необходимо понять суть и причины возникновения данного конфликта, далее определить с какой точки зрения ассоциировать этот конфликт (с позитивной или с негативной), и затем уже искать пути решения по устранению социального конфликта.