Социальные конфликты и способы их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 12:06, реферат

Описание работы

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем вы вместе работаете, полагают, что вы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была вами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо вы не смогли оценить верно сложившуюся ситуацию и обстоятельства вам помешали.

Содержание работы

Введение 2
Характеристики социальных конфликтов 4
Этапы протекания конфликта. 5
Источники и причины конфликта. 8
Острота конфликта. 10
Конфликты в современной России. 13
Природа социальных конфликтов в современных условиях. 13
Социально-политические конфликты. 13
Социально-экономические конфликты. 15
Межнациональные, межэтнические конфликты. 15
Способы разрешения конфликтов 17
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 2 файла

социология готовый.docx

— 50.31 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение 2

Характеристики  социальных конфликтов 4

Этапы протекания конфликта. 5

Источники и  причины конфликта. 8

Острота конфликта. 10

Конфликты в  современной России. 13

Природа социальных конфликтов в современных условиях. 13

Социально-политические конфликты. 13

Социально-экономические  конфликты. 15

Межнациональные, межэтнические конфликты. 15

Способы разрешения конфликтов 17

Заключение 19

Список литературы 20

 

 

Введение

 

 

 Каждый человек  на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного  рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что  мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем вы вместе работаете, полагают, что вы сами виноваты в  собственной неудаче. Либо цель была вами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо вы не смогли оценить верно  сложившуюся ситуацию и обстоятельства вам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает  в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта.

Как выйти из сложившейся ситуации? Надо ли предпринимать какие-либо специальные  усилия для того, чтобы преодолеть ее и вновь завоевать расположение окружающих вас людей? Или же не нужно  этого делать: просто не следует  обращать внимание на то, как к вам  относятся другие?

Чтобы найти правильное решение  этой дилеммы весьма полезно знать, что такое конфликт, как он разворачивается, через какие фазы проходит и как  разрешается. В этом смысл изучения конфликтов.

Другой пример пояснит конфликтную  ситуацию несколько иного рода: и  вы, и ваш коллега претендуете  на определенное благо, но это благо  может принадлежать лишь одному человеку. Такая ситуация называется ситуацией  конкуренции, соревнования, соперничества. На основе ее складываются весьма естественно  и просто конфликтные отношения. Кто будет в выигрыше? Будет  ли компенсация тому, кто окажется в проигрыше? Как будут развиваться  отношения между людьми в момент состязания или конкурса и каков  будет характер этих отношений впоследствии?

На эти вопросы можно ответить лишь тогда, когда знаешь кое-что  о конфликтах, о том, что такое  конфликт.

Наиболее важные конфликты между  людьми и социальными группами концентрируются  в сфере политики. Политика есть не что иное, как сфера деятельности по разрешению и воспроизводству  конфликтов.

Вместе с тем политика не только область примирения конфликтующих  сторон. Очень часто она оказывается  средством провоцирования конфликтов. Политика сопряжена с властью. К  власти стремятся не все, но очень  многие, в особенности социально  активные люди. Но число властных позиций  в обществе ограничено. Если эти  мастные позиции не определяются нормами наследования, как это  имеет место при монархическом  политическом устройстве, то обязательно  возникает конфликт между теми, кто  имеет некоторые шансы и возможности  занимать те или иные властные позиции. Борьба за такого рода позиции весьма распространена во всяком обществе.

Следовательно, задачи изучения конфликтов многогранны. Каждый извлекает их этого  изучения пользу для себя. Предприниматель  получает сведения о том, как развивается  конкуренция в условиях рынка, профсоюзный  деятель узнает о методах защиты интересов своей профессиональной группы. Политический деятель и юрист  получают сведения о прецедентах, имеющих  для представителей этих родов деятельности особое значение. Они получают здесь  и теоретические знания, поскольку  конфликты в обществе развиваются  не только на бытовом уровне, они  пронизывают отношения как внутри государства, так и между государствами.

Факты свидетельствуют о том, что  конфликты играют в жизни людей, народов и стран гораздо большую  роль, чем хотелось бы самим людям: все хотят мира, но каждый стремится  к нему по-своему и в результате этого «по-своему» возникает война.

 

Характеристики социальных конфликтов

 

В зарубежной психологии существует традиция рассматривать конфликт как  взаимоисключаемые несовместимые  действия, цели, как несоответствие когнитивных структур, а также  как отклонение от нормы, выход из состояния равновесия. В отечественной  психологии под конфликтом понимается взаимоотношения сложных систем с несовпадающими целями или представлениями  о них.

Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, взглядов, возникающих  в процессе взаимодействия.

Функции конфликта. Обычно выделяют две функции конфликтов: деструктивную  и конструктивную. При определении  функций реального конфликта  необходим конкретный подход, поскольку  один и тот же конфликт может быть деструктивным в одном отношении  и конструктивным в другом. Играть негативную роль на одном этапе развития, в одних конкретных обстоятельствах  и позитивную — на другом этапе, в другой конкретной ситуации.

В дополнение к этим функциям конфликт может выполнять еще  пять функций: сигнальную, диагностическую, восстановительную, зондирующую и регулятивную.

Типология конфликтов. Типология  конфликтов играет не только методологическую, но и практическую роль. В настоящее  время существует большое количество различных типологий и классификаций  конфликтов, отражающих различные взгляды  и позиции авторов.

 В основу этой типологии  положен характер объективной  ситуации противоречия и понимание  данной ситуации сторонами.

М. Дойч выделяет шесть типов  конфликтов:

1. Подлинный конфликт.

2. Случайный или условный  конфликт.

3. Смещенный конфликт.

4. Неверно приписанный  конфликт.

5. Латентный (скрытый)  конфликт.

6. Ложный конфликт.

Этапы протекания конфликта.

 

Анализ конфликтов надо начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных  отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор  которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности  можно подразделить на пять основных типов:

    • физические потребности (пища, материальное благополучие и т.д.);
    • потребности в безопасности;
    • социальные потребности (общение, контакты, взаимодействие);
    • потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции;
    • высшие потребности в самовыражении, самоутверждении.

Все поведение человека упрощенно  можно представить как ряд  элементарных актов, каждый из которых  начинается с нарушением равновесия в связи появлением потребности  и значимой для индивида цели, а  заканчивается восстановлением  равновесия и достижением цели. Любое  вмешательство (или обстоятельство), создающее преграду, перерыв в  уже начавшемся или намечаемом действии человека, называется блокадой. В случае появления блокады от индивида или  социальной группы требуется переоценка ситуации, принятие решения в условиях неопределенности, постановка новых  целей и принятие нового плана  действий. В такой ситуации каждый человек пытается избежать блокады, ищет обходные пути, новые эффективные  действия, а также причины блокады. Встреча с непреодолимым затруднением в удовлетворении потребности может  быть отнесена к фрустрации, которая  обычно связана с напряжением, неудовольствием, переходящим в раздражение и злость. Реакция на фрустрацию может развиваться по двум направлениям - это может быть или отступление, или агрессия. Отступление - это избежание фрустрации путем кратковременного или долговременного отказа от удовлетворения определенной потребности. Отступление может быть двух видов:

1) сдерживание - состояние,  при котором индивид отказывается  от удовлетворения какой-либо  потребности из страха;

2) подавление - уход от  реализации целей под воздействием  внешнего принуждения, когда фрустрация  загоняется вглубь и может  в любой момент выйти наружу  в форме агрессии. Агрессия может  быть направлена на другого  человека или группу людей,  если они являются причиной  фрустрации. Агрессия при этом  носит социальный характер и  сопровождается состояниями гнева,  враждебности, ненависти.

 Агрессивные социальные  действия вызывают ответную агрессивную  реакцию и с этого момента  начинается социальный конфликт. Таким образом, для возникновения  социального конфликта необходимо:

во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей;

во-вторых, чтобы на агрессивное  социальное действие возникла ответная реакция.

Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий  следующим образом.

1. Личностный конфликт.

2. Межличностный конфликт.

3. Межгрупповой конфликт.

4. Конфликт принадлежности.

5. Конфликт с внешней  средой.

Любой социальный конфликт имеет сложную внутреннюю структуру. Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно проводить по трем основным стадиям:

- предконфликтная ситуация;

- непосредственно конфликт;

- стадия разрешения конфликта.

1 Предконфликтная ситуация.

Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения.

Предконфликтная стадия - это  период, в который конфликтующие  стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать.

Первоначально каждая из конфликтующих  сторон ищет пути достижения целей избежание фрустрации без воздействия на соперника. Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией.

Предконфликтная стадия характерна также формированием каждой из конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий.

2 Непосредственно конфликт.

Эта стадия характеризуется, прежде всего, наличием инцидента, то есть социальных действий, направленных на изменение поведения противника. Это активная, деятельная часть конфликта. Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. Их можно разделить на две группы, каждая из которых имеет в своей основе специфическое поведение людей.

К первой группе относятся  действия соперников в конфликте, носящем открытый характер  (словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие, политическая борьба и т.п.).

Ко второй группе относятся  скрытные действия соперников в конфликте. Основным образом действия в скрытом  внутреннем конфликте является рефлексивное управление. Это способ управления, когда основания для принятия решения передаются одним из действующих лиц другому. Один из соперников пытается передать и внедрить в сознание другого такую информацию, которая заставляет этого другого действовать так, как выгодно тому, кто передал данную информацию.

3 Разрешение конфликта.

Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента.

Именно завершение, а не временное прекращение. Устранение, прекращение инцидента - необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает вновь.

Разрешение социального  конфликта возможно лишь при изменении  конфликтной ситуации. Это изменение может принимать различные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причин конфликта.

Возможно также разрешение социального конфликта путем  изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте.

Конфликты могут принимать  самую разную форму - от простой ссоры  двух людей до крупного военного или политического столкновения с участием миллионов. Всем конфликтам присущи четыре основных параметра:

- причины конфликта;

- острота конфликта;

- длительность конфликта;

- последствия конфликта.

Источники и причины конфликта.

 

Источником социальных конфликтов могут являться:

  1. отсутствия согласия между двумя и более сторонами.
  2. особенности психики человека.
  3. наличие конфликтогенов (конфликтогены -слова, действия или бездействия, способствуют возникновению к развитию конфликта):
  4. эскалация (ускорение) конфликтогенов.
  5. несовпадение:
  • межличностных качеств▪ понимания и интерпретации информации

титульный социология.docx

— 10.93 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Социальные конфликты и способы их разрешения