Социальные конфликты и способы их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 20:06, контрольная работа

Описание работы

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем вы вместе работаете, полагают, что вы сами виноваты в собственной неудаче.

Содержание работы

Социальные конфликты и способы их решения.
Программа социологического исследования.
Этническая социология.
Принципы производительности Гаррингтона Эмерсона.
Социологическое исследование на одну из предложенных тем.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx социология.docx

— 46.88 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  ИСТОРИИ, СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЦИОЛОГИИ

 

 

Вариант №_2____

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверил: ________________

Выполнил: студент _3_ курса

специальность (направление)

_________________________

Ф.И.О. ___________________  

шифр __________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2012

 

Вариант 2

  1. Социальные конфликты и способы их решения.
  2. Программа социологического исследования.
  3. Этническая социология.
  4. Принципы производительности Гаррингтона Эмерсона.
  5. Социологическое исследование на одну из предложенных тем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается  трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу  и готовы обвинить окружающих нас  людей в том, что мы не смогли достичь  желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем вы вместе работаете, полагают, что вы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была вами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны  неудачно, либо вы не смогли оценить  верно сложившуюся ситуацию и обстоятельства вам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта.

Как выйти из сложившейся  ситуации? Надо ли предпринимать какие-либо специальные усилия для того, чтобы преодолеть ее и вновь завоевать расположение окружающих вас людей? Или же не нужно этого делать: просто не следует обращать внимание на то, как к вам относятся другие?

Чтобы найти правильное решение  этой дилеммы весьма полезно знать, что такое конфликт, как он разворачивается, через какие фазы проходит и как  разрешается. В этом смысл изучения конфликтов.

Другой пример пояснит  конфликтную ситуацию несколько  иного рода: и вы, и ваш коллега  претендуете на определенное благо, но это благо может принадлежать лишь одному человеку. Такая ситуация называется ситуацией конкуренции, соревнования, соперничества. На основе ее складываются весьма естественно  и просто конфликтные отношения. Кто будет в выигрыше? Будет  ли компенсация тому, кто окажется в проигрыше? Как будут развиваться  отношения между людьми в момент состязания или конкурса и каков будет характер этих отношений впоследствии?

На эти вопросы можно  ответить лишь тогда, когда знаешь кое-что  о конфликтах, о том, что такое  конфликт.

Третий пример приведем из отношений между большими группами людей. Открыто крупное месторождение  газа. Освоение- его даст существенный экономический выигрыш и вместе с тем нанесет огромный ущерб окружающей местности, экологическому равновесию, приведет к разрушению традиционного образа жизни местного населения. Как правило, в такого рода ситуациях мнения людей разделяются. Одни стоят за первый вариант и апеллируют к прогрессу и экономическим интересам, другие - к экологическому равновесию и к необходимости защищать обычаи и культуру малочисленных народов. Расхождение во мнениях легко превращается в групповой и личностный конфликт, который в конце концов получает какое-то разрешение. Чтобы найти оптимальное решение, нужно обладать не только знанием экономических расчетов, но и знанием того, как развиваются такого рода конфликты. Ведь такого рода ситуации возникают повсеместно. Столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление; производственной и общественной жизни. Можно сказать, что такого рода конфликты существуют всюду - в семье, на работе, в школе. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.

Наиболее важные конфликты  между людьми и социальными группами концентрируются в сфере политики. Политика есть не что иное, как сфера  деятельности по разрешению и воспроизводству  конфликтов. Не случайно долгое время  в истории любого человеческого  общества наблюдается соединение в  одном лице функций правителя  и судьи. Князь в древнерусском  государстве не только военный защитник и сборщик дани, но и судья. Он определяет, кто прав и кто виноват  в конфликтах, возникающих между  заимодателем и должником, продавцом  и покупателем, претендентами на наследство, выросшими детьми, желающими  отделиться от своих родителей вопреки  их воле, и о массе других повседневных ситуаций.

Вместе с тем политика не только область примирения конфликтующих  сторон. Очень часто она оказывается  средством провоцирования конфликтов. Политика сопряжена с властью. К  власти стремятся не все, но очень  многие, в особенности социально  активные люди. Но число властных позиций  в обществе ограничено. Если эти  мастные позиции не определяются нормами наследования, как это  имеет место при монархическом  политическом устройстве, то обязательно  возникает конфликт между теми, кто  имеет некоторые шансы и возможности  занимать те или иные властные позиции. Борьба за такого рода позиции весьма распространена во всяком обществе. Характер ее зависит от политического режима, который существует в данном обществе в данный момент. Собственно, суть любого политического режима заключается именно в том, что он определяет формы политического конфликта в борьбе за властные полномочия. Он определяет те способы, пользуясь которыми участники политической борьбы или конкуренции добиваются своих целей, главная из которых - победа над своим противником, оппонентом, соперником.

Изучать конфликты нужно  для того, чтобы научиться понимать политическую жизнь общества, чтобы  не оказаться пешкой в политических играх, чтобы разбираться в хаосе  политических действий и направлений и участвовать в политической жизни, даже если это участие ограничивается выборами в Государственную думу - вполне сознательно, отдавая себе отчет в том, что идеальных правителей быть не может, что все избираемые или назначаемые на государственные посты люди - обычные смертные. Их качества и политические, и человеческие во многом определяются тем, как они ведут себя в политических конфликтах, какие стороны их личности раскрываются в конфликтных ситуациях.

Следовательно, задачи изучения конфликтов многогранны. Каждый извлекает  их этого изучения пользу для себя. Предприниматель получает сведения о том, как развивается конкуренция  в условиях рынка, профсоюзный деятель  узнает о методах защиты интересов  своей профессиональной группы. Политический деятель и юрист получают сведения о прецедентах, имеющих для представителей этих родов деятельности особое значение. Они получают здесь и теоретические  знания, поскольку конфликты в  обществе развиваются не только на бытовом уровне, они пронизывают  отношения как внутри государства, так и между государствами.

А «простому человеку»  изучение конфликтов нужно для того, чтобы избавиться от своей «простоты» и получить те сведения, без которых  невозможно быть гражданином своей  страны, своего отечества и действовать  сообразно принципам гражданственности  в различных, подчас весьма сложных  общественно-политических ситуациях.

Актуальность.

Что значит изучать конфликты  и как это следует делать?

Сложность ответа на этот вопрос заключается в том, что на первый взгляд здесь вообще нет предмета для какого-либо особого изучения. Всем известно, что есть конфликты  и есть согласие между людьми, что  жизнь в согласии лучше, чем бесконечные  споры, препирательства, и тем более, чем враждебность людей друг к другу. Русская пословица гласит: «худой мир лучше доброй ссоры», а наш практический разум и обыденное сознание говорят о том, что конфликтных ситуаций лучше избегать, тогда твой жизненный путь будет более благоприятным.

Однако дело в том, что  при всеобщем понимании высказанных  выше истин люди не могут жить без  конфликтов. Исторический опыт свидетельствует, что многие народы прошли через разрушительные войны. Жизнь в мире была скорее исключением, чем правилом.

При этом сами войны были результатом конфликтов между народами, странами и государствами. Особенный  ущерб народам приносили гражданские  войны, когда "брат шел на брата, а  сын на отца». И эти войны возникали  в результате конфликтов. Накануне военных столкновений и в ходе их всегда находились люди, призывавшие к миру, к тому, чтобы не прибегать к насилию. Но голос этих людей не был услышан правителями, революционерами, полководцами. Конфликты не угасали, а разрастались, сами примирители попадали в такую ситуацию, когда их примиренческие высказывания рассматривались как пособничество врагу, измена государственным и национальным интересам.

Факты свидетельствуют о  том, что конфликты играют в жизни  людей, народов и стран гораздо большую роль, чем хотелось бы самим людям: все хотят мира, но каждый стремится к нему по-своему и в результате этого «по-своему» возникает война.

Эта ситуация была замечена еще древними историками и мыслителями. Каждый крупный конфликт не оставался  бесследным. Войны описывались и  анализировались в исторической литературе и многие историки выделяли в качестве причин военных столкновений несовпадение интересов враждующих сторон, стремление одних захватить  территорию и покорить население  и стремление других защититься, отстоять свое право на жизнь и независимость. 
Но не только историки описывали и изучали причины конфликтов и вооруженных столкновений. В XIX и XX вв. проблема конфликтов стала предметом изучения социологов. По сути дела в рамках социологии сложилось инициальное направление, которое ныне обозначается как «социология конфликта». Изучение конфликтов означает и первую очередь ознакомление с весьма богатой и многообразной литературой по этой проблематике, усвоение теоретических и практических знаний, накопленных в (рамках данного направления социологической мысли. Разумеется, и в других областях обществоведения накапливались знания о конфликтах. Речь идет о психологии, политической науке, истории, об экономических теориях, об этнологии. Мы будем обращаться по мере надобности и к этим дисциплинам. Но в первую очередь нас будет интересовать социология конфликта, в рамках которой разрабатываются, с одной стороны, общетеоретические проблемы конфликта, а с другой - практические методы анализа и разрешения конфликтов разного рода.

Практические методы социологического анализа конфликтов заключаются прежде всего в том, чтобы выяснить, как сами конфликтующие стороны воспринимают конфликт и как они его оценивают. В этих целях используется метод экспертного интервью как с теми людьми, которые хорошо знают историю вопроса, так и с лидерами и рядовыми участниками конфликтующих направлений. Это очень трудоемкая и деликатная работа, так как далеко не всегда мотивы конфликта лежат на поверхности и адекватно осознаются участниками конфликта с той и другой стороны. Сбор материала на месте конфликта предполагает опрос свидетелей столкновений, ознакомление с масштабом ущерба, нанесенного сторонами друг другу. Необходимо также выяснить, были ли попытки примирения в конфликте и чем они закончились, на какой стадии находится переговорный процесс, кто, в нем участвует, каков статус посредников и лиц, участвующих в ведении и организации переговоров: могут ли они обеспечить выполнение тех решений, к которым придут конфликтующие стороны? Практически социолог, исследуя конфликтную ситуацию на месте, может пользоваться всей совокупностью традиционных и нетрадиционных методов. Надо при этом заметить, что именно в разработке проблематики конфликта особенно важны гибкие методы. Опросы статистического характера здесь не дадут больших результатов, другое дело - изучение менталитета противостоящих сторон с помощью интервью, включая подчас и повторные обращения к респонденту. По поводу обнаружения пристрастий со стороны исследователя среди социологов, изучающих конфликты, нет единой точки зрения. Одни считают, что он не должен их обнаруживать, так как это отразится на достоверности информации и на возможности получения материалов от обеих сторон конфликта. Другие - опирающиеся на так называемую активистскую социологию, разрабатываемую французским социологом Аланом Турэном и его школой, полагают, что социолог должен непосредственно участвовать на стороне той силы, которую он считает прогрессивной, и содействовать тому, чтобы участники конфликта постоянно рефлексировали но поводу своих действий и высказываний, отдавали себе отчет в том, как они формулируют цели своего движения и какими средствами они собираются пользоваться и пользуются на самом деле. Среди российских социологов к направлению Турэна принадлежит группа, возглавляемая Л.А. Гордоном, подготовившая целый ряд публикаций по современному демократическому и рабочему движению в России. Что касается сбора первичного материала по национальным конфликтам, то наилучшие результаты дает метод участия в переговорных процессах. Применительно к конфликтам производственного характера следует обратить внимание на методы инновационных и деловых игр. Успешная разработка таких методов осуществляется B.C. Дудченко и Л.А. Дудченко.

Короче говоря, социологу, желающему участвовать в изучении конфликтов, нет необходимости начинать с пустого места. Среди российских авторов, разрабатывающих методы исследования конфликтов, следует назвать Ф.М. Бородкина (Новосибирск) - автора одной из первых книг по этой проблематике - и А.К. Зайцева, директора Калужского социологического института, специализирующегося на изучении производственных и региональных конфликтов.

Традиционный вопрос, с  которым сталкивается любой исследователь  в этой области, состоит в следующем: можно ли использовать методы, разработанные  в западной литературе, для изучения российской действительности? Ответ  здесь достаточно прост. Использовать методики и наработки при сборе  и анализе материала в принципе не запрещается, но это надо делать, как говорится, с умом, имея и виду специфику российской действительности и российского менталитета. А  главным образом нельзя забывать о том специфическом этапе  развития России, который переживает страна сейчас и который сказывается  на психологическом состоянии каждого  человека. Вместе с тем наша позиция  в этом вопросе состоит в следующем. Социология представляет особое направление  знания, которое имеет определенную классику, традиции, накопленные знания, теоретические разработки. Все это  составляет мыслительный арсенал человечества. Не освоив этого арсенала, не овладев  теоретическими концепциями, разработанными в мировой науке, нельзя ничего понять и в российской действительности. Ни одна страна и ни один народ не изобретает заново для сугубо своих  целей научное знание. Эта истина справедлива не только для технических  областей знания и естественнонаучных направлений, но и для социальных, и для гуманитарных дисциплин. Социология находится на стыке последних, т.е. она обеспечивает переходные мосты между гуманитарным знанием и социальными науками. Тем более важно, чтобы она опиралась на практику развития контактов между национальными школами, обогащая тем самым мировую культуру.

Благодаря анализу двух противоположных  традиций социального мышления - аристотелевской  и гоббсовской - выявляется основной вопрос социальной философии, заключающийся в обосновании либо приоритета индивида по отношению к обществу, либо приоритета общества по отношению к конкретному человеку.

Соответственно конфликты  подразделяются на три основные группы - конфликты по поводу жизненных  средств, конфликты как столкновения интересов и ценностные конфликты. Это тройственное членение заменяет дихотомический подход, наиболее часто  встречающийся в литературе: конфликт по поводу ресурсов и ценностный Конфликт. После рассмотрения более специфических  вопросов взаимодействия конфликтов на макро- и микроуровнe, детально рассматривается проблема власти в современной социологии. Для анализа динамики политической ситуации в России используется концепция политического пространства, предложенная французским социологом П. Бурдье. Вычленение четырех полей политического пространства в российской политике принадлежит П. Бурдье.

Информация о работе Социальные конфликты и способы их решения