Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:50, контрольная работа
Одной из главных функций управленцев и специалистов разного уровня является решение проблем через решение противоречий и конфликтов. Для этого требуются теоретические разработки, доведенные до уровня технологий, которые можно применять непосредственно в практике. Формирование представлений о конфликтах, адекватных социально-позитивным процессам в обществе должно основываться на теоретических разработках, не «оторванных» от реальных процессов.
1. Сущность социального конфликта.
2. Социальные конфликты в трудовых организациях.
3. Методы разрешения социальных конфликтов на производстве.
Содержание
Тема 6. Социальные конфликты на производстве
1. Сущность социального конфликта.
2. Социальные конфликты в трудовых организациях.
3. Методы разрешения
социальных конфликтов на
Конфликты, возникающие в человеческих отношениях, всегда интересовали ученых, которые предпринимали многочисленные попытки создать модель общественного устройства или систему взаимодействия, основанную на балансе интересов и бесконфликтности.
История человечества имеет многочисленные примеры попыток создать бесконфликтное общество, которые в большинстве своем не увенчались успехом. Тем не менее, нельзя сказать, что это плохо.
Помимо обширного круга проблем, порождаемых конфликтами, конфликты вообще имеют и положительные стороны, которые нельзя сбрасывать со счетов.
В середине XX в. исследователи примирились с тем. фактом, что появление конфликтов также характерно для человечества., как творчество и стремление к прогрессу. Это совершенно естественное явление в. общественной жизни, а его выявление и позитивное разрешение и составляет часть прогресса.
Научное исследование конфликтов привело к созданию нового научного направления - конфликтологии, которая основывается на достижениях, психологии, психиатрии и социологии. В этом контексте именно социологический аспект социальных конфликтов представляется особенно важным для понимания сути названных конфликтов и их проявлений в современном обществе.
Постоянное присутствие конфликтов в различных сферах общественной жизни требует изучения и эффективного применения технологий анализа и преодоления социальных конфликтов, направления их в позитивное русло.
Одной из главных функций управленцев и специалистов разного уровня является решение проблем через решение противоречий и конфликтов. Для этого требуются теоретические разработки, доведенные до уровня технологий, которые можно применять непосредственно в практике. Формирование представлений о конфликтах, адекватных социально-позитивным процессам в обществе должно основываться на теоретических разработках, не «оторванных» от реальных процессов. Игнорирование таких сложных процессов как конфликты, при росте их количества, разрушительных последствий и отсутствия профессиональных знаний (методов, технологий и т.д.), способствует разрастанию, углублению и развитию социально-негативных процессов, сложно поддающихся управлению или ограничению, без жестких, насильственных методов.
Социологическое осмысление
и современное понимание
Немецкий социолог Р. Дарендорф создал теорию конфликтной модели общества. По мнению ученого, в любом обществе каждый момент могут возникать социальные конфликты, в основе которых лежит конфликт интересов. Дарендорф рассматривает конфликты как обязательный элемент общественной жизни, которые, будучи источниками инноваций, способствуют постоянному развитию социума. Главная задача — научиться контролировать их.
Американский социолог Л. Козер разработал теорию позитивно- функционального конфликта. Под социальным конфликтом он понимал борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение противника.
Согласно данной теории социальное неравенство, неизбежно существующее в каждом обществе и вызывающее естественную социальную неудовлетворенность людей, нередко приводит к социальным конфликтам. Позитивные функции конфликтов Л. Козер видит в том, что они способствуют обновлению общества и стимулируют социальный и экономический прогресс.
Общая теория конфликта принадлежит американскому социологу К. Боулдингу. Конфликт в его понимании — такая ситуация, в которой стороны осознают несовместимость своих позиций и при этом стремятся опередить соперника, обыграть его. В современном обществе, по мнению Боулдинга, конфликты неизбежны, поэтому необходимо контролировать их и управлять ими.
Основными признаками конфликта являются:
наличие ситуации, которая противодействующими сторонами воспринимается как конфликтная;
наличие у участников
конфликта противоположных
взаимодействие конфликтующих сторон;
результаты конфликтного взаимодействия;
использование давления и даже силы.
Большое значение для социологического анализа социальных конфликтов имеет выделение основных типов. Существуют следующие разновидности конфликтов:
1. по количеству
участников конфликтного
внутриличностные — состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами своей жизни, которые связаны с наличием у него противоречащих друг другу потребностей, интересов. стремлений и могут вызвать аффекты;
межличностные - разногласие между двумя или более членами одной группы или нескольких групп;
межгрупповые - происходят между социальными группами, которые преследуют несовместимые цели и своими практическими действиями препятствуют друг другу;
2. по направленности конфликтного взаимодействия:
горизонтальные - между людьми, не находящимися в подчинении между собой;
вертикальные - между людьми, находящимися в подчинении между собой;
смешанные - в которых представлены и те и другие. Наиболее распространены вертикальные и смешанные конфликты, составляющие в среднем 70-80% от всех конфликтов;
3. по источнику возникновения:
объективно обусловленные — вызванные объективными причинами, устранить которые можно, только изменив объективную ситуацию;
субъективно обусловленные - связанные с личностными особенностями конфликтующих людей, а также с ситуациями, которые создают преграды на пути удовлетворения их желаний, стремлений, интересов;
4. по своим функциям:
созидательные (интегративные) - способствующие обновлению, внедрению новых структур, политики, лидерства;
разрушительные (дезинтегративные) - дестабилизирующие социальные системы;
5. по длительности протекания:
кратковременные - вызванные взаимным непониманием или ошибками сторон, которые быстро осознаются;
затяжные - связанные с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречия, так и от черт характеров столкнувшихся людей;
6. по своему внутреннему содержанию:
рациональные — охватывающие сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов;
эмоциональные - в которых участники действуют на основе личной неприязни;
7. по способам
и средствам разрешения
мирные;
вооруженные.
8. по учету содержания проблем, вызвавших конфликтные действия:
экономические;
политические;
семейно – бытовые;
производственные;
духовно – нравственные;
правовые;
экологические;
идеологические и другие конфликты.
Анализ протекания конфликта проводят в соответствии с его тремя основными стадиями: предконфликтная ситуация, непосредственно конфликт и стадия разрешения.
Перечислить все возможные
причины возникновения
В организации ресурсы всегда ограничены. Руководство должно решить, как распределить материалы, информацию, людские ресурсы и финансы между разными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации.
Различия в целях. Специализированные подразделения организации и даже подгруппы формируют свои цели, несут ответственность за их достижение, получают плату за конечный результат. Поэтому подразделения и рабочие группы могут уделять больше внимания их достижению, чем целям всей организации. Причиной конфликта, как правило, является и то, что ни функции, ни средства, ни обязанности, ни власть, ни ответственность не распределены четко по подразделениям и рабочим местам.
Различия в ценностях – также очень распространенная причина конфликта. Вместо того, чтобы объективно оценивать ситуацию, люди акцентируются на тех взглядах, альтернативах и аспектах ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для группы и личных потребностей.
Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Распространенные проблемы передачи информации, вызывающие конфликт - неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе.
Плохая передача информации
является и следствием конфликта. Так,
между его участниками
Неудовлетворенность уровнем деловой или управленческой компетенции руководителя имеет большой демотивирующий потенциал. Очевидно, важно знать, чего ждет персонал от своих руководителей, и делать из этого надлежащие выводы. Если удается добиться совпадения потребителей индивидов с потребностями организации, очевидно, что персонал будет выкладываться ради удовлетворения этих потребностей, чего не обеспечит никакое принуждение.
Р.Л. Кричевский указывает три группы причин конфликтных отношений: обусловленные трудовым процессом, психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, личностным своеобразием членов группы. Конфликты различают по их значению для организации, а также способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что приводит к резкому снижению эффективности работы группы или организации.
Типы
конфликтов в организациях и их функциональные
и дисфункциональные
Источником обострения конфликтов между большими группами является накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастанием притязаний, радикальное изменение самосознания и социального самочувствия. Как правило, сначала процесс накопления неудовлетворенности идет медленно и подспудно, пока не происходит некоторое событие, которое играет роль своего рода спускового механизма выводящего наружу это чувство неудовлетворенности. Неудовлетворенность, приобретающая открытую форму, стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются лидеры, отрабатываются программы и лозунги, формируется идеология защиты интересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необратимым. Он либо превращается в самостоятельный и постоянный компонент общественной жизни, либо завершается победой инициирующей стороны, либо решается на основе взаимных уступок сторон.
В рамках социально - конфликтологического анализа интересно рассмотреть взаимосвязи людей в рамках их отношений в производственном коллективе.
Во-первых, это взаимосвязи функционального характера, определенные совместной трудовой деятельностью. Данные взаимосвязи носят как непосредственный, так и опосредованный характер.