Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 21:12, реферат
Задачи изучения конфликтов многогранны. Каждый извлекает из этого изучения пользу для себя. Предприниматель получает сведения о том, как развивается конкуренция в условиях рынка, профсоюзный деятель узнает о методах защиты интересов своей профессиональной группы. Политический деятель и юрист получают сведения о прецедентах, имеющих для представителей этих родов деятельности особое значение. Они получают здесь и теоретические знания, поскольку конфликты в обществе развиваются не только на бытовом уровне, они пронизывают отношения как внутри государства, так и между государствами. А «простому человеку» изучение конфликтов нужно для того, чтобы избавиться от своей «простоты» и получить те сведения, без которых невозможно быть гражданином своей страны, своего отечества и действовать сообразно принципам гражданственности в различных, подчас весьма сложных общественно-политических ситуациях.
Введение 3 стр.
Характеристика социальных конфликтов 5 стр.
1.1 Этапы протекания конфликтов 6 стр.
1.2 Причины конфликтов 9 стр.
1.3 Острота и длительность конфликтов 10 стр.
1.4 Последствия конфликтов 11 стр.
Социальные конфликты в современной России 12 стр.
2.1 Классификация социальных конфликтов 13 стр.
2.2 Социально-политические конфликты 16 стр.
2.3 Социально-экономические конфликты 19 стр.
2.4 Межнациональные и межэтнические конфликты 21 стр.
Управление конфликтами и стрессами 22 стр.
Заключение 25 стр.
Список литературы 26 стр.
.Ê ñîæàëåíèþ, ïî çàíèìàåìîé â êîíôëèêòå ïîçèöèè èëè ïî ìàíåðå ïîâåäåíèÿ è äåéñòâèÿ ÷åëîâåêà íå âñåãäà ïðîñòî óñòàíîâèòü, êàêèå æåëàíèÿ èëè îïàñåíèÿ èì äâèæóò. Ëþäè ÷àñòî ñêðûâàþò ñâîè ÷óâñòâà. Áûâàåò òàêæå, ÷òî ëþäè íå îòäàþò ñåáå îò÷åòà â ñâîèõ èñòèííûõ íàìåðåíèÿõ: îíè ïðîñòî õîòÿò ÷åãî-òî, à ïî÷åìó îíè ýòîãî õîòÿò, íå çíàþò.
. ñâîåé êíèãå Ðîäæåð Ôèøåð è Óèëüÿì Þðè îòìå÷àþò, ÷òî ìíîãèå êîíôëèêòû ïðîèñõîäÿò ïîòîìó, ÷òî ëþäè çàíèìàþò îïðåäåëåííûå ïîçèöèè, à çàòåì ôîêóñèðóþò âñå óñèëèÿ íà çàùèòå ýòèõ ïîçèöèé, âìåñòî òîãî, ÷òîáû îïðåäåëèòü ñêðûòûå íóæäû è èíòåðåñû, êîòîðûå âûíóäèëè èõ ýòè ïîçèöèè çàíÿòü. Òàêèì îáðàçîì, èõ ëîæíàÿ îðèåíòàöèÿ ñòàíîâèòñÿ ïðåïÿòñòâèåì äëÿ ïîèñêà ðåøåíèÿ, êîòîðîå áû ó÷èòûâàëî ñêðûòûå èíòåðåñû ó÷àñòâóþùèõ â êîíôëèêòå ñòîðîí. Êàê ñêàçàíî â ýòîé êíèãå “Ïðèìåíåíèå èíòåðåñîâ, à íå ïîçèöèé ýôôåêòèâíåå ïî äâóì ñîîáðàæåíèÿì. Âî-ïåðâûõ, äëÿ ëþáîãî èíòåðåñà îáû÷íî ìîæåò ñóùåñòâîâàòü íåñêîëüêî âîçìîæíûõ ïîçèöèé, êîòîðûå åìó óäîâëåòâîðÿþò, ×àùå âñåãî ëþäè çàíèìàþò íàèáîëåå î÷åâèäíóþ ïîçèöèþ. Íî åñëè âû çà ïðîòèâîïîëîæíûìè ïîçèöèÿìè èùåòå ìîòèâèðóþùèå èíòåðåñû, âû ìîæåòå îáíàðóæèòü íåêîòîðóþ àëüòåðíàòèâó, êîòîðàÿ óäîâëåòâîðèò èíòåðåñû îáåèõ ñòîðîí.”
.Ôèøåð è Þðè ïîëàãàþò, ÷òî ïðèìèðåíèå èíòåðåñîâ ìîæåò äàòü ëó÷øèå ðåçóëüòàòû ïî ñðàâíåíèþ ñ ïðèìèðåíèåì ïîçèöèé, ïîòîìó ÷òî çà ïðîòèâîïîëîæíûìè ïîçèöèÿìè íàõîäÿòñÿ êàê ïðîòèâîïîëîæíûå, òàê è ñîâïàäàþùèå èíòåðåñû. Ñëåäîâàòåëüíî, ðåøåíèå ìîæíî íàéòè, îòûñêàâ ñîâìåñòíûå èëè ïåðåêðûâàþùèåñÿ èíòåðåñû.
.Èòàê, êëþ÷ ê ðàçðåøåíèþ êîíôëèêòà, êîòîðûé áóäåò ýôôåêòèâåí äëÿ âñåõ, - ýòî ðàñïîçíàíèå ñêðûòûõ æåëàíèé èëè ñòðàõîâ ( äðóãîãî ÷åëîâåêà èëè âàøèõ ñîáñòâåííûõ). Òàêîå çíàíèå ïîçâîëÿåò âàì íàéòè ðåøåíèÿ, êîòîðûå óäîâëåòâîðÿò ýòè æåëàíèÿ èëè ðàññåþò ñòðàõè è óñòðàíÿþò âîçíèêøóþ ïðîáëåìó.
3.Îöåíêà ýôôåêòèâíîñòè óñèëèé, ïðåäïðèíÿòûõ
äëÿ ðàçðåøåíèÿ êîíôëèêòà
.Åñëè ïðîáëåìó ðåøèòü íå óäàëîñü, íóæíî ïîâòîðèòü âñå ïðåäûäóùèå øàãè, ñòàðàÿñü ïðè ýòîì îñîçíàâàòü ïåðåæèâàíèÿ, âîçíèêàþùèå êàê â ñëó÷àå óñïåøíîãî ðàçðåøåíèÿ ïðîáëåìû, òàê è â ñëó÷àå, åñëè âíîâü íå óäàëîñü äîñòè÷ü æåëàííûõ ðåçóëüòàòîâ.
.Îïèñàííûå ýòàïû ðàçðåøåíèÿ êîíôëèêòà ñîäåðæàò ëèøü íåêîòîðûå óêàçàíèÿ, ðåàëèçàöèÿ êîòîðûõ òðåáóåò ñ âàøåé ñòîðîíû âîâëå÷åíèÿ ëè÷íîñòè.
.Âñå îïèñàííûå ýòàïû âûõîäà èç êîíôëèêòà äîëæíû áûòü â êàæäîì êîíêðåòíîì ñëó÷àå ïðåäïðèíÿòû îáåèìè ñòîðîíàìè. Îñíîâîé äëÿ ñîâìåñòíûõ ïîèñêîâ ìîæåò ñòàòü îáìåí ìíåíèÿìè, ïðåäëîæåíèÿìè, ñîîáðàæåíèÿìè ïî ïîâîäó êàæäîãî îïðåäåëåííîãî ýòàïà.
ä). Âûðàáîòêà âçàèìîâûãîäíûõ ðåøåíèé ïóòåì ïåðåãîâîðîâ
.Åñëè âû ðåøèëè , ÷òî ïðîáëåìà ñòîèò òîãî, ÷òîáû ïîòðóäèòüñÿ íàä åå ðàçðåøåíèåì, íå óêëîíÿÿñü îò êîíôëèêòà, óñòóïàÿ â ÷åì-òî äðóã äðóãó è íàñòàèâàÿ íà ñîáñòâåííîì âàðèàíòå ðåøåíèÿ, òî âàì ñëåäóåò äåéñòâîâàòü ïóòåì ïåðåãîâîðîâ. Äëÿ ïîèñêà âçàèìîâûãîäíîãî ðåøåíèÿ âàì ñëåäóåò íàéòè îáùóþ ïî÷âó. Äâà ïóòè òàêèõ ïåðåãîâîðîâ ïðîõîäÿò ÷åðåç êîìïðîìèññ èëè ñîòðóäíè÷åñòâî.
.Ïðèâåäåííûå íèæå ñâåäåíèÿ ïîìîãóò âàì ðàçëè÷àòü ñèòóàöèè, â êîòîðûõ ïðåäïî÷òèòåëåí êîìïðîìèññ, è ñèòóàöèè, â êîòîðûõ ñàìûì ýôôåêòèâíûì áóäåò ñîòðóäíè÷åñòâî.
.Âûáèðàéòå êîìïðîìèññ, êîãäà:
.Âûáèðàéòå ñîòðóäíè÷åñòâà, êîãäà:
. Òàêèì îáðàçîì, ïðåäëàãàåìàÿ îáùàÿ ìîäåëü ìîæåò áûòü ëåãêî ïðèñïîñîáëåíà ê âåäåíèþ ïåðåãîâîðîâ. Âû íà÷èíàåòå ñ ðàáîòû íàä ñâîèìè ýìîöèÿìè è áåðåòå èõ ïîä ñâîé êîíòðîëü. Çàòåì âíèìàòåëüíî âûñëóøèâàåòå äðóãóþ ñòîðîíó, åå èíòåðåñû, íóæäû è æåëàíèÿ è äàåòå ïðè ýòîì ïîíÿòü, ÷òî ñëîâà äðóãîãî ÷åëîâåêà è äðóãèõ ëþäåé óñëûøàíû âàìè. Ïðè ýòîì âû èçëàãàåòå ñîáñòâåííûå æåëàíèÿ è èíòåðåñû, îïèñûâàÿ èõ êàê ìîæíî êîíêðåòíåå (è ÷åñòíåå). Íàêîíåö, âû ïåðåõîäèòå ê ñòàäèè ñáîðà èíòóèòèâíî íàéäåííûõ ðåøåíèé, êîëè÷åñòâî êîòîðûõ íå ñëåäóåò îãðàíè÷èâàòü. Ïîñëå ýòîãî âû ðàññìàòðèâàåòå âñå âîçìîæíûå âàðèàíòû, âûáèðàÿ îïòèìàëüíûé, êîòîðûé óäîâëåòâîðÿåò îáå ñòîðîíû. Âàø êîíôëèêò áóäåò ðàçðåøåí, è êàæäûé èç ó÷àñòíèêîâ áóäåò â âûèãðûøå.
Çàêëþ÷åíèå .Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî âçàèìîîòíîøåíèÿ ñ äðóãèìè ëþäüìè äîëæíû ñïîñîáñòâîâàòü ìèð è ãàðìîíèÿ, êîíôëèêòû íåèçáåæíû. Êàæäûé çäðàâîìûñëÿùèé ÷åëîâåê äîëæåí îáëàäàòü óìåíèåì ýôôåêòèâíî óëàæèâàòü ñïîðû è ðàçíîãëàñèÿ, ÷òîáû òêàíü îáùåñòâåííîé æèçíè íå ðâàëàñü ñ êàæäûì êîíôëèêòîì, à, íàîáîðîò, êðåïëà âñëåäñòâèå ðîñòà óìåíèÿ íàõîäèòü è ðàçâèâàòü îáùèå èíòåðåñû.
.Äëÿ ðàçðåøåíèÿ êîíôëèêòà âàæíî èìåòü â ñâîåì ðàñïîðÿæåíèè ðàçëè÷íûå ïîäõîäû, óìåòü ãèáêî ïîëüçîâàòüñÿ èìè, âûõîäèòü çà ïðåäåëû ïðèâû÷íûõ ñõåì è ÷óòêî ðåàãèðîâàòü íà âîçìîæíîñòè è ïîñòóïàòü è ìûñëèòü ïî-íîâîìó.  òî æå âðåìÿ ìîæíî èñïîëüçîâàòü êîíôëèêò êàê èñòî÷íèê æèçíåííîãî îïûòà, ñàìîâîñïèòàíèÿ è ñàìîîáó÷åíèÿ.
. Êîíôëèêòû ìîãóò áûòü ïðåâðàùåíû â ïðåêðàñíûé ó÷åáíûé ìàòåðèàë, åñëè â ïîñëåäóþùåì íàéäåòå âðåìÿ íà òî, ÷òîáû âñïîìíèòü, ÷òî ïðèâåëî ê êîíôëèêòó è ÷òî ïðîèñõîäèëî â êîíôëèêòíîé ñèòóàöèè. Òîãäà ìîæíî áóäåò óçíàòü áîëüøå î ñàìîì ñåáå , î âîâëå÷åííûõ â êîíôëèêò ëþäÿõ èëè îá îêðóæàþùèõ îáñòîÿòåëüñòâàõ, ñïîñîáñòâîâàâøèõ âîçíèêíîâåíèþ êîíôëèêòà. Ýòî çíàíèå ïîìîæåò ïðèíÿòü ïðàâèëüíîå ðåøåíèå â áóäóùåì è èçáåæàòü êîíôëèêòà.
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû:
Âîéêóíñêèé À. ß ãîâîðþ, ìû ãîâîðèì: Î÷åðêè î ÷åëîâå÷åñêîì îáùåíèè.-Ì:Ïðîãðåññ, 1990
Êíÿçåâà Ì.Í. Êîíôëèêò, ÝÊÎ, 1992, ¹2
Ìåëèáðóäà Å. ß-òû-ìû: Ïñèõîëîãè÷åñêèå âîçìîæíîñòè óëó÷øåíèÿ îáùåíèÿ./ Ïåð. ñ ïîëüñ. - Ì:Ïðîãðåññ,1986
Ñêîòò Ã Äæèííè. Êîíôëèêòû: ïóòè ïðåîäîëåíèÿ./ ïåð. ñ àíãë. - Êèåâ: Èçäàò. Îá-âî “Âåðçèëèí è Ê ËÒÄ”,1991
Ñêîòò Ã Äæèííè. Ñïîñîáû ðàçðåøåíèÿ êîíôëèêòîâ./ ïåð. ñ àíãë. - Êèåâ: Èçäàò. Îá-âî “Âåðçèëèí è Ê ËÒÄ”,1991
Ôèøåð Ð, Þðè Ó. Ïóòü ê ñîãëàñèþ èëè ïåðåãîâîðû áåç ïîðàæåíèÿ./ ïåð. ñ àíãë. - Ì:”Íàóêà”, 1990