К.Маркс был основателем первой социологической
парадигмы конфликта. Согласно Марксу,
именно конфликты объясняют социальные
процессы и изменения, пронизывают жизнь
общества во всех его направлениях, а так
же конфликты объясняют осуществление
революций и переход к новому обществу.
Причины социальных конфликтов К. Маркс
видит в делении общества на противоположные
( враждебные) классы. Марксистский анализ
конфликта сосредотачивается на макросоциальном
уровне, касающемся противоречий, заложенных
фундаментально.
Основные положения К.Маркса:
В основе развития общества лежат два
типа конфликтов: конфликт между производительными
силами и производственными отношениями,
конфликт между экономическим базисом
и идеологической надстройкой.
· Классовая борьба, классовый конфликт
перерастает в революцию, которая является
движущей силой истории, т.к. в результате
социальной революции общество быстро
переходит на более высокий уровень развития.·
Противоречия и конфликты носят постоянный
характер, то обостряясь, то затухая, но
никогда не прекращаясь.
· Они охватывают всю социальную систему
и ее элементы.
· Прогрессивное развитие общества возможно
за счет противоречий, противоборства,
конфликтов и революций.
· Конфликты рассматриваются исключительно
с позитивной точки зрения. Понятие «конфликт»
в социологической теории
Конфликт как социальное явление впервые
рассмотрен в работе А Смитта «Исследование
о природе и причинах богатствах народов».
По мнению классика политэкономии, в основе
конфликта лежит деление общества на классы
(капиталисты, земельные собственники
и наемные рабочие). И экономическое соперничество
между ними.
В собственно социологической теории
сложилось два основных подхода к пониманию
сущности конфликта: функциональный и
конфликтный. Основоположником функционализма
считается Г. Спенсер, чьи идеи явились
мощным стимулом развития органистической
школы. В органицизме наряду с идеями,
подчеркивающими структурно-функциональное
единство социальной системы и зависимость
её составных частей от целого, широкое
распространение получает и теория конфликта.
Представители этого направления прежде
всего фиксируют внимание на противоречиях
общественной жизни, столкновениях интересов
и борьбе различных социальных групп.
Но конкретный анализ проблем и противоречий,
существующих в обществе, подменяя аналогиями
биологического толка, почерпнутыми из
дарвинских идей «естественного отбора»
и «борьбы за существование». Отождествление
общества с организмом породило механическое
перенесение на все человечество дарвинистского
закона борьбы за существование. Современные
функционалисты - Т. Парсон, Р. Мертон и
др. выступают последователями Спенсера
и Дюркгейма. Парсон пытается ответить
на вопрос «Как возможен социальный порядок?».
Основу его концепции составляет положение
о стремлении системы к сохранению равновесия,
сбалансированности частей (тенденция
к «поддержанию границ»). Изменения и конфликты
интерпретируются им в понятиях эволюционного
приспособления различных подсистем по
отношению друг к другу. Для Парсона конфликт
деструктивен, дисфункционален и разрушителен.
Слову конфликт он предпочитает термин
«напряжение», рассматривая конфликт
как «эндемическую» форму болезни социального
организма.
Наиболее сильным выразителем конфликтной
модели в социологическом дискурсе явились
К. Маркс и Г. Зиммель
Причины социальных конфликтов К. Маркс
видит в делении общества на антагонистические
классы. Марксистский анализ конфликта
сосредотачивается на макросоциальном
уровне, касающемся фундаментальных противоречий.
Разрешение конфликта в рамках этой концепции
понимается как отрицание одной из конфликтующих
сторон, стремление к изменению существующей
системы. К. Маркс рассматривает конфликт
и консенсус как альтернативы, абсолютизируя
роль конфликта в качестве стержня всего
политического процесса.
Проблема конфликта пронизывает все основные
направления немецкого социолога макса
Вебера. Теоретические позиции М. Вебера
имеют явно выраженную конфликтологическую
направленность. С точки зрения М. Вебера
общество - это арена действия борющихся
между собой статусных групп, каждая из
которых имеет свои экономические интересы,
амбиции, понимания мира и других людей.
Он использует этот подход при анализе
земельной аристократии, поднимающейся
буржуазии, бюрократии и рабочего класса
в имперской Германии. Тот же подход используется
и в сравнительных исследованиях религии.
Успех каждой из мировых религий явился
результатом длительной борьбы. Каждая
из лидирующих статусных групп встречала
сопротивления одной или групп, преследовавших
свои материальные и идеальные интересы
во имя сохранения и утверждения исключительности
и привилегированности их собственного
«стиля жизни».
Список использованной
литературы
1.
Фролов С.С. Социология. М., Издательство
"Логос", 1996 г.
2.
Найденова Л.И. Социологические
теории конфликтов и их разрешения.//
Социально-политический
журнал, №12, 1994.