Социальные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми и играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человека в целом.
Работающие в коллективе люди различны между собой. Они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются в силу своих индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.

Файлы: 1 файл

курсовая социальные конфликты.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

1). Внутриличностный  конфликт, который выражается борьбой  противоречий внутри человека, сопровождаемой  эмоциональной напряженностью. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.

2). Межличностный  конфликт. Этот тип конфликта  самый распространенный. Конфликт между личностями возникает там, где сталкиваются разные школы, манеры поведения, их может питать и желание получить что-то, неподкрепленное соответствующими возможностями. Межличностный конфликт может также проявляться как столкновение людей с различными чертами характера, взглядами и ценностями.

3). Конфликт  между личностью и группой  может возникнуть, если эта личность  займет позицию, отличающуюся  от позиции группы. В процессе  функционирования группы вырабатываются  групповые нормы, стандартные правила поведения, которых придерживаются её участники. Соблюдение групповых норм обеспечивает принятие или не принятие индивида группой.

4). Межгрупповые  конфликты часто возникают из-за  отсутствия четкого согласования  функций и графиков работы  между группами. Межгрупповые конфликты часто возникают и между неформальными группами [3].

По формам конфликты  можно разделить на:

    • полномасштабный - открытая социальная борьба, в которой четко представлены противоборствующие стороны, их интересы, объект борьбы, стратегия и тактика поведения.
    • неполный конфликт - вовлекает меньшее число участников, у него слабо структурированы интересы и состав сторон, он в меньшей степени легализован и не отличается открытым поведением (например, скрытый или вялотекущий конфликт интересов администрации предприятия и рабочих, непринимающий формы массовой забастовки).

Конфликты по протеканию делятся на:

    • кратковременные (предмет конфликта исчерпывается в процессе контактных взаимоотношений);
    • продолжительные (затянувшиеся процессы по отношению к ожиданиям участников, часто носят деструктивный характер).

По природе  возникновения выделяют конфликты:

    • деловые - имеют производственную основу и возникают в связи с поиском путей решения сложных проблем, с отношением к имеющимся недостаткам, выбора стиля руководителя и т.д. Они неизбежны. 
    • эмоциональные - имеют сугубо личностную природу. Источник этих конфликтов кроется либо в личностных качествах оппонентов, либо в их психологической несовместимости;

По направленности взаимодействия - вертикальные и  горизонтальные, то есть между оппонентами разных рангов и одного ранга.

Предметная  сторона конфликта зависит от интересов, актуальной мотивации. Так, трудовые конфликты связаны с  удовлетворением потребностей конкретных целей в процессе трудовой деятельности, политические – с властными отношениями, экологические - порождены глобальными проблемами современного поведения участников.

    1. Функции социальных конфликтов

Большинство людей  видят в конфликтах вещь неприятную, часть проклятия рода человеческого. Но можно отнестись к конфликтам по-другому - увидеть в них потенциальный прогресс. То есть, конфликты как неотъемлемый момент социального бытия могут выполнять две функции: позитивную (конструктивную) и негативную (деструктивную). Поэтому, как считают многие исследователи, задача состоит не в том, чтобы устранить или предотвратить конфликт, а в том, чтобы найти способ сделать его продуктивным.

В общем плане  возможность конфликта выполнять  конструктивную роль связывается с  тем, что конфликт предотвращает  «застой» и «омертвение» индивидуальной или групповой жизнедеятельности и стимулирует их движение вперед. Кроме того, поскольку основой возникновения всякого конфликта является отрицание предшествующих отношений между сторонами, способствуя созданию новых условий, конфликт одновременно выполняет и адаптивную функцию. Положительные последствия конфликта для отдельного человека могут также состоять и в том, что посредством него будет изжита внутренняя напряженность.

Позитивная  функция конфликтов состоит в  том, что они часто служат выражению неудовлетворенности или протеста, информированию конфликтующих сторон об их интересах и потребностях.

В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения  между людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить психологический климат в коллективе.

Более того, бывают ситуации, когда столкновение между  членами коллектива, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя предупредить, осудить и не допустить неправильное поведение коллеги по работе, чем попустительствовать ему, не реагировать, опасаясь испортить отношения. Как выразился М. Вебер, "конфликт очищает". Такой конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служащих источником самоусовершенствования и саморазвития личности.

Тем не менее, конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. К негативным функциям социальных конфликтов следует отнести в первую очередь, сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами, увеличение враждебности между ними по мере уменьшения взаимодействия и общения. Частым явлением становится представление о другой стороне как о «враге», представление о своих целях - как о положительных, а о целях другой стороны – как об отрицательных.

Конфликт часто  настолько меняет приоритеты, что  ставит под угрозу истинные интересы сторон, препятствует осуществлению перемен и внедрению нового. Кроме того, прослеживается повышение эмоциональной и психологической напряженности в коллективе, неудовлетворенность, плохое состояние духа (например, как результат, рост текучести кадров и снижение производительности труда), меньшая степень сотрудничества в будущем.

Конфликт является деструктивным в том случае, если участники конфликта не довольны его исходом и чувствуют, что  что-то потерпели. Если же участники  удовлетворены и что-то получают в результате конфликта – конфликт считается продуктивным [6].

    1. Стили поведения людей в конфликтных ситуациях

При создании конфликтной  ситуации или начале развертывания  самого конфликта его участникам необходимо выбрать форму, стиль  своего дальнейшего поведения с тем, чтобы это в наименьшей степени отразилось на их интересах.

К.Томас и  Р.Килменн выделили следующие пять основных стилей поведения в конфликтной  ситуации:

  • приспособление, уступчивость;
  • уклонение;
  • противоборство;
  • сотрудничество;
  • компромисс.

Основу классификации составляют два независимых параметра:

1)   степень  реализации собственных интересов,  достижения своих целей,

2)   уровень кооперативности,  учет интересов другой стороны.

Каждый человек  может в какой-то степени использовать все эти формы поведения, но обычно имеется приоритетная форма.

Рассмотрим  подробнее эти стили поведения.

Уклонение (избегание, уход). Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет  отстаивать свои права, сотрудничать для  выработки решения, воздерживается от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решение. Такое поведение нельзя назвать бесконфликтным, так как затягивание решения конфликта приводит к нарастанию напряженности в коллективе.

Противоборство, конкуренция  характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей: применением власти, принуждением, других средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него. Такое поведение неконструктивно, так как партнер в лучшем случае пассивно подчиняется диктату при внутреннем несогласии.

Уступчивость, приспособление. Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных  отношений с оппонентами путем  сглаживания разногласий за счет собственных интересов.

Сотрудничество означает, что индивид активно участвует  в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но, не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения.

При компромиссе  действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при  котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Нередко этот вариант  используется для манипулирования партнером.

Существуют  различные причины возникновения  конфликтов: объективные особенности  взаимодействия людей, социально-психологические, индивидуально-психологические, возрастные, половые особенности индивидов, приводящие к обострению внутригрупповых и межгрупповых взаимодействий. В зависимости от того, какие факторы и причины вычленяются при рассмотрении данного конфликта, он может анализироваться на следующих трех уровнях:

1)   социологическом  (анализ организации процесса  взаимодействия людей как определенной системы общественных отношений);

2)   социально-психологическом  (анализ социально-психологического  строения и особенностей участвующих  в конфликте групп людей);

3)   индивидуально-психологическом  (анализ психологических особенностей  индивидов – участников конфликта).

Личностные  причины конфликтов нередко коренятся  в предрасположенности человека к конфликтам, которая имеет либо ситуативные либо характерологические  предпосылки.

Ситуативные предпосылки  – это такие психические состояния  человека, в которых он более склонен к конфликтному реагированию. К ним относятся такие состояния, как неудовлетворенность актуальной потребности, повышенная возбудимость, недостаточная или искаженная информированность, состояние внушаемости и т.д.

К характерологическим предпосылкам конфликта следует отнести те черты характера, которые предрасполагают к столкновению с окружающими, вызывают отрицательное отношение к человеку, чувство антипатии, противодействие. Такими чертами являются: нетерпимость к недостаткам других, пониженная самокритичность, импульсивность к агрессивному поведению, к подчинению других, невнимании к людям, корыстолюбие, эгоизм.

Далее в нашей  работе мы рассмотрим способы разрешения социальных конфликтов.

 

Глава 2 Модели решения социальных конфликтов

Разрешение  социального конфликта – это  преодоление основного противоречия в интересах сторон, устранение его  на уровне причин конфликта. Решение  конфликта может быть достигнуто самими конфликтующими сторонами без  помощи каких-либо посторонних лиц, либо путем подключения к решению какой-либо третьей стороны (посредника).

Таким образом, модель решения конфликта – это  совокупность определенных методик  его преодоления. Это далеко не случайно выбранный способ, а непосредственно  зависящий от показаний проведенной диагностики конкретного конфликта.

Модели, применяющиеся  при разрешении конфликтов, складываются на основе имеющихся в обществе культурных и правовых установок по отношению  к конфликту, поощряющих или запрещающих  тот или иной способ разрешения конфликта. Модель разрешения любого конфликта строится на применении различных методов – насильственных (репрессии, демонстрация силы, разные формы принуждения) или мирных (переговоры, соглашение, компромиссы).

Существуют  четыре принципиальных способа (модели), посредством которых конфликтующие стороны могут решить свои противоречия и выйти из состояния конфликта. Первый – силовой (одностороннее доминирование), второй – компромисс, третий – интегральная модель, и четвертый – разъединение сторон. Возможна и определённая комбинация названных четырех способов (симбиозная модель).

Одностороннее доминирование (силовая модель) –  способ, предполагающий удовлетворение интересов одной из конфликтующих  сторон за счет интересов другой. Силовые  способы разрешения конфликта, по сути, ведут к уничтожению или полному подавлению интересов одной из сторон конфликта. При этом используются разнообразные средства принуждения, от психологических до физических. Часто это способ переноса вины и ответственности на более слабую сторону. Таким образом, подменяется подлинная причина конфликта и в одностороннем порядке навязывается доминирующая воля более сильного субъекта.

Силовой способ используется когда один из субъектов  весьма активен и намерен идти в конфликте до победного конца. Стремление решить конфликт с «позиций силы» обычно выражается в ультиматумах, угрозах, насильственных действиях с целью добиться от противника подчинения и принудить его делать то, что от него требуется. Слабая сторона с помощью силы принуждается к подчинению и выполнению требований более сильной стороны. Эту модель чаще применяют люди, переоценивающие свои силы.

Информация о работе Социальные конфликты