Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 23:38, контрольная работа
В данной контрольной работе будет рассмотрено, в чем же заключается сущность конфликта, основные его характеристики. Второй вопрос работы посвящен описанию способов решения конфликтов, так как мало просто знать, что такое конфликт, намного важнее умение разрешать его. В третьем вопросе будет выполнено практическое задание, заключающееся в объяснении высказывания социолога Р. Дарендорфу.
1. Введение__________________________________________________3
2. Сущность, характеристика и функции конфликтов______________4
3. Способы разрешения социальных конфликтов__________________9
4. Объясните и прокомментируйте высказывание немецкого социолога Р. Дарендорфа: «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории. Кто упустит эту возможность — получает ритм себе в сопротивление».________________________________12
5. Заключение______________________________________________13
6. Список литературы________________________________________14
Форма титульного листа контрольной работы
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
Философии, истории и права |
||||||||||||||||||
(наименование кафедры) |
||||||||||||||||||
Щекотова Анна Геннадьевна |
||||||||||||||||||
(фамилия, имя, отчество студента) |
||||||||||||||||||
Институт |
ЗФЭИ |
курс |
2 |
группа |
||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА |
||||||||||||||||||
По дисциплине |
Социология |
|||||||||||||||||
На тему |
25 вариант «Социальные конфликты» |
|||||||||||||||||
(наименование темы) |
||||||||||||||||||
Отметка о зачёте |
||||||||||||||||||
(дата) |
||||||||||||||||||
Руководитель |
||||||||||||||||||
(должность) |
(подпись) |
(инициалы, фамилия) |
||||||||||||||||
(дата) |
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
Архангельск 2014 |
Социальные конфликты
План:
2. Сущность, характеристика и функции конфликтов______________4
3. Способы разрешения социальных конфликтов__________________9
4. Объясните и прокомментируйте
высказывание немецкого социолога Р. Дарендорфа:
«Кто умеет справиться с конфликтами путем
их признания, берет под свой контроль
ритм истории. Кто упустит эту возможность
— получает ритм себе в сопротивление»._______________
5. Заключение____________________
6. Список литературы_____________
Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды... В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.
Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине XX в. выделилась специальная область знания – конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.
В данной контрольной работе будет рассмотрено, в чем же заключается сущность конфликта, основные его характеристики. Второй вопрос работы посвящен описанию способов решения конфликтов, так как мало просто знать, что такое конфликт, намного важнее умение разрешать его. В третьем вопросе будет выполнено практическое задание, заключающееся в объяснении высказывания социолога Р. Дарендорфу.
2. Сущность, характеристика и функции конфликтов.
Конфликт — это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, взглядов оппонентов как субъектов взаимодействия. Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп.
Обостренные противоречия порождают открытые или скрытые конфликты, если они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимость их интересов.
Противоречия пронизывают все сферы жизни общества: экономическую, политическую, социальную, духовную. Одновременное обострение всех названных видов противоречий создает зоны кризиса. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности, которая нередко перерастает в конфликт.
Как социальное явление конфликт был впервые рассмотрен А. Смитом. В работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» он писал, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество между ними. Противоречия рассматривались им как движущие силы развития общества.
Наиболее значительный вклад в развитие социологии конфликта внесли такие крупные исследователи XIX-XX вв., как К. Маркс, Г. Зиммель, Р. Дарендорф, К.Э. Боулдинг, Л. Козер.
Социальная конфликтология К. Маркса. С позиций исторического материализма рассматривали социальный конфликт К. Маркс и Ф. Энгельс, считающие что конфликты порождаются социальным (имущественным) неравенством и проявляются в классовой борьбе. Именно классовая борьба не только неизбежна, но и необходима для обнаружения и разрешения противоречий капиталистического строя.
Теория конфликта Г. Зиммеля. Для этого немецкого социолога конфликты выступали неотъемлемым атрибутом социальной жизни в ее практических и духовных проявлениях. Он полагал, что одна из причин такого положения вещей коренится в особенностях природы людей, в их психофизиологических качествах. Индивиды изначально предрасположены не только к сотрудничеству и организованности, но и к дезорганизации, к различным деструктивным проявлениям, влекущим за собой столкновения и конфликты.
Зиммель выявляет некоторые характерные особенности генезиса и проявления социальных конфликтов. Он утверждает, в частности, что острота и динамика конфликта напрямую зависит от эмоциональной вовлеченности участников в существо спорных вопросов. Чем выше накал эмоций и страстей, чем сплоченнее группы противников, чем больше существует оснований для каждой из них считать победу самоцелью, тем более бурным оказывается столкновение и тем более тяжелыми и разрушительными могут оказаться его последствия.
Концепция конфликтной модели общества Р. Дарендорфа. Для Дарендорфа исходным положением его теории является тезис о принципиальной неустранимости конфликтов из социальной жизни людей. Основными признаками любого общества он считает факторы господства, подавления сопротивления и конфликтности отношения. Во власти одних групп над другими он видит основу общественных структур.
Общая теория конфликта Американского социолога Кеннет Эдвард Боулдинг в работе «Конфликт и защита: общая теория» констатирует, что в современных обществах возможно и необходимо регулирование социальных конфликтов. Боулдинг считает, что конфликт неотделим от общественной жизни. Представление о сущности социальных конфликтов позволяет обществу контролировать их и управлять ими, предвидеть последствия. По мнению Боулдинга, конфликт – это «ситуация, в которой стороны понимают несовместимость своих позиций и стремятся опередить противника своими действиями» [1.5].
Концепция Л. Козера. Известный американский социолог Льюис Козер определяет конфликт как противоборство социальных субъектов, возникающее из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для притязаний, и предполагающих нейтрализацию, ущемление или уничтожение противника.
К основным причинам конфликтов Козер относит дефицит ресурсов и нарушение принципов социальной справедливости при их распределении.
Исходя из состояния общества Козер дает классификацию социальных конфликтов. Он отмечает, что в закрытых обществах социальные конфликты могут разрушать социальные связи, разделять его на враждебные группы, приводить к революции. В открытых же обществах конфликтам дается выход, что смягчает напряженность; они могут нести в себе позитивный потенциал, способствуя развитию общества.
Источники конфликтов Причиной социального конфликта может оказаться несовпадение интересов и целей соответствующих социальных групп. На наличие этой причины указывали Э. Дюркгейм и Т. Парсонс.
Причиной социального конфликта
может стать несовпадение
Не менее важным источником конфликтов является социальное неравенство. Специалисты в области социологии конфликта отмечают, что социальные позиции людей и характер их притязаний зависят от их доступа к распределению ценностей (доходов, знаний, информации, элементов культуры и т.д.).
Функции конфликтов. В литературе высказываются две точки зрения: одна - о вреде социального конфликта, другая — о его пользе. Речь идет о позитивных и негативных функциях конфликтов. Рассматривая роль конфликта как неизбежного явления развития общества, можно выделить одну из его функций, которая состоит в разрядке психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон.
Другой позитивной функцией
конфликта является коммуникативно-
Еще одна позитивная функция конфликта, вытекающая из предыдущих, проявляется в том, что конфликт способен играть консолидирующую роль в обществе и даже быть движущей силой социальных изменений.
Однако социальные конфликты нередко носят негативный, разрушительный характер. Они могут дестабилизировать отношения в социальных системах, разрушать социальные общности и групповое единство. Так, забастовки могут нанести серьезный урон предприятиям и обществу, ибо экономический ущерб от остановок предприятий может стать фактором разбалансированности экономики. Национальные конфликты нарушают отношения между нациями. Но какие бы ни существовали точки зрения относительно функций социальных конфликтов, можно утверждать, что они являются необходимыми элементами развития общества, без них не может быть движения вперед.
Субъекты конфликта Важным вопросом при рассмотрении социальных конфликтов является вопрос о действующих лицах и исполнителях конфликтных отношений. Наряду с понятием сторона конфликта сюда могут быть отнесены и такие понятия, как участник, субъект, посредник.
Участником конфликта может быть любой человек, организация или группа лиц, которые принимают участие в конфликте, но не отдают себе отчет в целях конфликтного противоречия.
Субъектом социального конфликта является отдельный человек или социальная группа, способные создавать конфликтную ситуацию.
Известный специалист в области теории конфликтов Р. Дарендорф к субъектам конфликтов относил три вида социальных групп:
Первичные группы — это непосредственные участники конфликта, которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно несовместимых целей.
Вторичные группы — те, кто стремится быть не замешанным непосредственно в конфликте, но вносит вклад в его разжигание.
Третьи группы — силы, заинтересованные в разрешении конфликта.
Следует заметить, что социальный конфликт — это всегда борьба, порожденная конфронтацией общественных и групповых интересов.
Этапы конфликтов
Анализ содержания и
Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать.