Социальные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
•Изучить теоретические основы социальных конфликтов: понятия, структуру, классификацию;
•Рассмотреть пути устранения социальных конфликтов;
•Сделать выводы о проделанной работе.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы социальных конфликтов 5
1.1Понятие социального конфликта 5
1.2Структура и динамика социального конфликта 7
1.3Классификация социальных конфликтов 9
1.4Функции социальных конфликтов 12
1.5Стили поведения людей в конфликтных ситуациях 14
Глава 2 Модели решения социальных конфликтов 17
Заключение 27
Список используемой литературы 29

Файлы: 1 файл

sotsialnye_konflikty.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства  здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

 

Факультет клинической  психологии и социальной работы 
Отделение социальной работы

 

Курсовая работа по теме «напиши тут тему»

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент 4курса 

факультета клинической  психологии и 

социальной работы

(отделение социальной работы)

Котовский В.В

Проверил: кмн Лукашов  Андрей Геннадьевич

 

 

 

 

 

 

 

Архангельск, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

Каждому из нас  приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются  в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми и играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человека в целом.

Работающие  в коллективе люди различны между собой. Они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются в силу своих индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.

Большинство конфликтов возникает помимо желания их участников. Это происходит из-за того, что большинство людей не имеет элементарного представления о конфликтах, либо не придает им значения.

Когда конфликт мал, то чаще всего он остается незамеченным и не находит тем самым своего адекватного разрешения. Различия кажутся  очень незначительными, чтобы побудить участников провести необходимые изменения. Однако они остаются и не могут не влиять на эффективность общей работы. Конфликт, достигший сильного состояния, сопровождается, как правило, развитием у его участников, стресса. Это ведет к снижению морали и сплоченности. Разрушаются коммуникационные сети. Решения принимаются в условиях сокрытия или искажения информации и не обладают достаточной мотивирующей силой. Коллектив может "распадаться на глазах".

Возможность возникновения  конфликта существует во всех сферах жизни общества. Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов, личностных особенностей. Известный философ и социолог Макс Вебер был убежден, что социальный конфликт – вездесущ, и каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом [2].

Проблема социальных конфликтов стала предметом изучения социологов лишь в 19-20 в.в. Первоначально  описанием конфликтных ситуаций, изучением причин и последствий конфликтов занимались историки и философы (в большинстве случаев на примере вооруженных столкновений).

Так, выдающийся философ Томас Гоббс полагал, что «война всех против всех» - это  естественное состояние общества.

В рамках социологии сложилось специальное научное направление, которое в настоящее время обозначается как «социология конфликта». Проблематике социальных конфликтов (в частности, для теоретического объяснения социокультурных изменений в современном обществе) уделяли внимание в своих работах многие классики социологии: Г.Спенсер, М.Вебер, К.Маркс, Э.Дюргейм, Р.Дарендорф, Н.Смелзер и другие.

Исходя из всего  вышесказанного, тема изучения социальных конфликтов и путей их решений является достаточно актуальной.  В нашей работе, для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

    • Изучить теоретические основы социальных конфликтов: понятия, структуру, классификацию;
    • Рассмотреть пути устранения социальных конфликтов;
    • Сделать выводы о проделанной работе.

 

Глава 1 Теоретические  основы социальных конфликтов

    1. Понятие социального конфликта

Понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой  содержания и употребляется в  разнообразных значениях. Самым  общим образом конфликт понимается как предельный случай обострения противоречий. Социальные психологи также подчеркивают, что трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями.

Одно из первых определений конфликта предложено видным американским исследователем Льюисом Козером, оказавшим значительное воздействие на формирование подхода к пониманию природы конфликта. Согласно его определения, конфликт в собственном смысле слова есть «борьба, возникшая из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностей и притязаний, и предполагающая нейтрализацию, ущемление или уничтожение целей соперников» [4].

Позже Финк дал определение конфликта, которое обнаруживает теснейшую зависимость по позиции Козера. “Социальный конфликт - пишет Финк - это любая социальная ситуация или процесс, в котором две или более единицы связаны по крайней мере одной формой психологического или интрактивного антагонизма”. Психологический антагонизм - это эмоциональная враждебность и сходные с ней явления. Интерактивный антагонизм - понимается как взаимодействие, строящееся по типу борьбы или вмешательства в дела противоборствующей стороны.

Известный польский социолог Я. Щепаньский определяет конфликт - как столкновение, вызванное противоречием  установок, целей и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации.

Реальный конфликт представляет собой социально-психологический  процесс. Социальные психологи предлагают определять конфликт как возникающее  в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления, к достижению каких-либо целей (Гришина Н.В.). Или же, аналогично, столкновение личностей в виду несовместимости потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей (Ершов А.А.).

Согласно К. Боулдингу, конфликт знаменует собой осознание и созревание противоречия и столкновения интересов.

Конфликты следует  отличать от других форм конфронтации в обществе, которые могут быть следствием:

1. отсутствия согласия между участниками дискуссии,

2. противоречия  интересов,

3. коллизии,

4. соперничества,

5. соревнования.

Важно подчеркнуть, что конфликт - это столкновение интересов различных социальных субъектов, происходящий публично. Часто  конфликт имеет политическое измерение (так как социальный конфликт задевает управленческие системы) - социальный конфликт чреват политическим конфликтом. Накопление конфликтов в обществе называется кризисом. Политический конфликт связан с взаимоотклонением ответственности и власти.

Западными социологами  и философами конфликты признаются важнейшими факторами социального  развития. Английский философ и социолог Г. Спенсер считал конфликт "неизбежным явлением в истории человеческого  общества и стимулом социального  развития".

Немецкий философ и социолог Г. Зиммель, называя конфликт “спором”, считал его психологически обусловленным явлением и одной из форм социализации.

Классик социологии Р. Дарендорф указывал в своих трудах на тесную связь конфликта с понятиями кризиса и противоречий. Кризис, по Р. Дарендорфу, - это результат патологических изменений в содержании и формах жизни населения, серьезных изменений механизма контроля в политике, экономике и культуре, взрыва массового недовольства граждан, радикального разрыва с традиционными нормами и ценностями. По мнению Р. Дарендорфа, конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе; это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта.

Таким образом, под социальным конфликтом в современной  социологии понимают любые виды борьбы между индивидами, цель которых - достижение либо сохранение средств производства, экономической позиции, власти или  других ценностей, пользующихся общественным признанием, а также завоевание, нейтрализация или устранение действительного либо мнимого противника.

    1. Структура и динамика социального конфликта

Конфликт вырастает  из конфликтной ситуации, которая  составляет базу конфликта. Конфликтной  ситуацией называют такую ситуацию, в которой проявилась и осознана сторонами несовместимость действий одной стороны с нормами и ожиданиями другой.

Конфликтная ситуация включает прежде всего объект конфликта. Объект конфликта - то, из-за чего возник конфликт между оппонентами, на что претендует каждый из его участников. Объект конфликта может быть материальным (например, какая-нибудь престижная вещь), так и идеальными (например, правила поведения, статус в коллективе и т.п.).

В конфликтную  ситуацию входят и участники конфликта (оппоненты). Участники конфликта обладают разной «силой», имеют разный ранг в зависимости от того, кого они представляют (например, человек говорит только от своего имени или выражает мнение большинства людей).

В структуре  конфликта также выделяют внутреннюю и внешнюю позицию участников.

Во внутренней позиции участников можно выделить цели, интересы и мотивы участников; она непосредственно влияет на течение  конфликтной ситуации, находится  как бы за кадром и часто не проговаривается  в ходе конфликтного взаимодействия. Внешняя позиция проявляется в речевом поведении конфликтующих, она отражается в их мнениях, точках зрения, пожеланиях [1].

Различать внутреннюю и внешнюю позиции участвующих  в конфликте людей необходимо, чтобы увидеть за внешним и  ситуативным - внутреннее и существенное.

Оппоненты и  объект конфликта, со всеми их отношениями  и характеристиками, составляют конфликтную  ситуацию, которая всегда предшествует собственно конфликту и может  существовать задолго до его возникновения, никак не проявляясь.

Чтобы из конфликтной  ситуации вырос конфликт, должен возникнуть инцидент, то есть действия участников конфликта, притязающих на объект. При  этом люди могут начать инцидент, когда  реального противоречия нет (конфликт иллюзорен). Либо, напротив, конфликтная ситуация может существовать задолго до начала инцидента (конфликт «тлеющий»).

Структура конфликта  по мере своего развития может измениться: в нем может происходить (преднамеренно  или стихийно) подмена объекта  конфликта, могут изменяться и участники (некто может дирижировать конфликтом). Подмена участников может быть вымышлена (один представляет участников так, как ему хочется). Все эти реальные и воображаемые изменения сути конфликта надо учитывать.

Динамика конфликта  складывается из трех основных стадий: предконфликтную (нарастание), конфликтную (реализация) и послеконфликтную (затухание) [6].

Первая стадия - накопление обострения противоречий из-за резкого расхождения интересов, ценностей, установок; фрустрация, неудовлетворенность, угрозы.

Вторая стадия - острые разногласия, разрушение прежней структуры, нормальных связей; атака одной из сторон своего противника через открытое противоборство.

Третья стадия - тенденция к нормализации конфликта  и ликвидации его как такового. Однако настроение участников некоторое время еще подогревается воспоминаниями о причиненных друг другу неприятностях. Отсюда - необходимость профилактических мер для снятия стресса.

Конфликт считается  завершенным, если устранена его  причина - конфликтная ситуация; устранение инцидента еще не означает ликвидации конфликта.

Конфликт может  закончиться или субъективно (по инициативе одного из оппонентов), или  объективно (в результате изменения  конфликтной ситуации).

    1. Классификация социальных конфликтов

Разные авторы приводят классификацию конфликтов с различных точек зрения, например, с позиции причин возникновения, основных форм жизнедеятельности (конфликты в трудовой, религиозной, политической, экономической сферах жизни), по группам участников, по степени их вовлеченности в конфликт, по продолжительности и т.д.

Рассмотрим  некоторые из классификаций.

 

Таблица 1 Классификация конфликтов

Наименование

Внутри  системы

Вне системы

Личностный

Групповой

Организационный

Нация

Государство

Внутриролевые

Внутригрупповые

Внутриорганизационные

 

Вутригосударственные

Межличностные

Межгрупповые

Межорганизационные

Межэтнические

Межгосударственные


 

Классификацию конфликтов можно провести по двум параметрам: по типам субъектов (личностный, групповой, организационный, нация как специфическая макрогруппа, государство как специфический институт) и по протеканию конфликта внутри системы или вне системы.

По отношению  к субъекту выделяются следующие  типы конфликтов:

Информация о работе Социальные конфликты