Социальные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 19:18, реферат

Описание работы

Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. В связи с этим под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения.

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ.docx

— 69.30 Кб (Скачать файл)

Например, посредством  развития правовых институтов, усиления роли религиозных отношений, укрепления и сохранения обычаев в обществе возможно обеспечить взаимопонимание и порядок в общественной жизни.

 

ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА  И СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Р. ПАРКА 

 

Роберт Парк (1864–1944) является основателем Чикагской  школы в социологии, сложившейся  в 1920е гг. в Америке в связи  со стремительным ростом города Чикаго. Социологию Парк определял «как науку  о коллективном поведении» и поэтому  исследовал все социальные процессы, которые так или иначе влияют на человека, заставляя использовать различные формы взаимодействия.

Парк выделил  основные четыре типа взаимодействия:

1) соревнование;

2) конфликт;

3) приспособление;

4) ассимиляция.

 

Любое социальное явление в обществе проходит эти типы взаимодействия и связано с природной средой, в которой оно развивается. Для Парка определяющим становится экологический подход, т. е. взаимодействие индивида с социальной и природной средой. Быстрый рост Чикаго как города мигрантов предполагал смешение форм, привычек, установок социального взаимодействия и давал совершенное поле для исследовательской деятельности.

«Общество не может быть разъято, апотом вновь собрано», – считает Парк, объясняя это тем, что индивиды, составляющие общество, объединены. Объединение индивидов выражается:

– в привязанностях;

– привычках;

– внутренней структуре.

 

В результате коллективных действий индивидов происходит объединение индивидов, через разделение труда образуются социальные институты. Такова концепция городского развития , которую предложил Парк . То, насколько индивид свободен в коллективных действиях и может открыто самовыражаться, выбирать статус в социальной иерархии, свободно передвигаться и конкурировать за место в экономике, определяет значимость человека в обществе. Маргинальная личность есть продукт культурного процесса и есть результат освобождения от локалистских традиций, уверен Парк, поэтому, хоть и маргинальная личность или группа не полностью включены в социальное образование, зато способны образовывать новые сообщества. Возникшее изначально соревнование за ресурсы и лучшие условия порождает конфликт социального взаимодействия среди индивидов или групп. Конфликт – основная стадия в переходе к новым условиям общества.

 

Проводя эмпирические исследования отклоняющегося поведения, преступности, семейной организации, способов адаптации индивидов к городской  индустриальной среде, Парк и другие представители Чикагского университета внесли концептуальные знания в области  социологии города, способов социального  взаимодействия и сотрудничества индивидов. Парк впервые исследует механизмы  социального контроля, которые эффективны в результате использования символических  средств городской среды.

 

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ  ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА К. МАРКСА

 

На теорию социального конфликта в конфликтологии оказали значительное влияние взгляды К.Маркса (1818–1883). Будучи приверженцем материалистического подхода к истории развития общества, Маркс полагал, что людям свойственно вступать в различные социальные отношения.

Социальные  отношения, как и само стремление к их организации, являются независимыми от сознания индивидов феноменами. Общество формируется благодаря  этому естественному стремлению и включает большие и малые  социальные группы.

Развивается общество на основе закона диалектики о единстве и борьбе противоположностей, в данном случае – классов.

Классовые отношения, как утверждал Маркс, являются базовыми отношениями, существующими в обществе. Они характеризуются постоянным распределением материальных и духовных ресурсов общества между классами.

Распределение не может происходить без ущемления  чьих-либо интересов, поэтому в обществе и в отношениях между классами возможны конфликты.

Основные  положения теории конфликта Маркса:

– более неравномерное  распределение ресурсов между классами порождает более острое и глубинное  противоречие;

– знание об интересах и целях, делающих существование  оптимальным, напрямую связано со знанием  о незаконном распределении ресурсов для этих целей;

– знание о  незаконном и неравномерном распределении  ресурсов в обществе способствует объединению  угнетенных и открытой борьбе с другими  классами;

– конфликт между  классами будет разрешаться насильственным путем в случае большей поляризации  между господствующим классом и  классом угнетенных;

– на поляризацию  классов общества влияет внутренняя структура и идеологическая принадлежность руководителей классов;

– значительные структурные изменения системы  общества и системы классовых  отношений происходят в результате насильственных форм конфликта;

– более существенного  перераспределения ресурсов общества между классами можно ожидать  от насильственного конфликта.

 

Маркс считал, что основу социального конфликта в обществе составляют экономические отношения и отношения, возникающие на производстве. Совокупность производственных отношений влияет на все остальные системы отношений общества: политические, правовые, государственные, семейные, коллективные и т. д. Общество развивается поступательно благодаря причинно-следственным связям. Естественно, исторический процесс развития общества и отношений в нем основан на единственном стремлении индивидов и социальных групп – справедливом распределении дефицитных ресурсов между классами.

 

КОНФЛИКТЫ И  ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 

  Итак, всем  понятно, что конфликты всегда  существовали, существуют и будут  существовать, они неотъемлемая  часть человеческих взаимоотношений.

     Возможность возникновения конфликтов  существует во всех сферах. Конфликты  рождаются из-за ежедневных расхождений  во взглядах, разногласий и противоборства  разных мнений, нужд, побуждений, желаний,  стилей жизни, надежд, интересов  и личностных особенностей.

    Но  существуют ли какие-то возможности  конструктивного и успешного  решения конфликта? 

    Конечно  же да. Ключ решения этой проблемы состоит в том, чтобы взглянуть на конфликт, как на задачу, которая должна быть решена. Нужно:

 

Определить  причину конфликта;

 

Применить соответствующую  технику решения конфликтных  проблем. Для этого существует несколько  методов: метод творческой визуализации может быть использован для анализа  причин конфликта; метод мозгового  штурма может быть полезен при  поиске альтернатив; техника волевого мышления может быть использована для  контроля с целью реализации новых  решений.

    Методами  контроля конфликтной ситуации  может овладеть каждый. Они помогут  решить проблему практически  любого типа: внутренний конфликт, с окружающими людьми.

 

 С чего  начать?

 

Всё начинается с рассмотрения конфликтов и определения  их. Затем необходимо рассмотреть  причины конфликтов и заострить  внимание на источнике напряжения. Например, некоторые конфликты вызваны  обстоятельствами; некоторые связаны  с особенностями вовлечения в  них людей (кто-то что-то не то сказал, вот и конфликт); другие могут быть из-за однообразия чего либо (например, многие женщины жалуются мужу на однообразную жизнь)

Затем попробуйте узнать о скрытых причинах конфликта. То есть  это бывает недостаток общения  с друг другом, расхождение в интересах  или планах, ошибочных предположение  в чьих-либо действиях и др. Узнать их можно если расспросить обоих людей (желательно  по одиночке) об их отношениях до конфликта.

 После  обнаружения скрытых причин и  источников конфликта следующим  шагом является решение проблемы  путем проходящей реакции. Например, если конфликт вызван недостаточным  общением или его отсутствием,  очевидная реакция состоит в  поиске путей налаживания общения.  Если конфликт связан с различием  в жизненных планах, реакция будет  заключаться в одном из компромиссов, выработанных в  результате  переговоров и поиска решений,  при которых в выигрыше остается  каждый участник конфликта. Если  же помехой является  собственные  страхи и нерешительность, то  решение заключается в выработке  методов преодоления этих препятствий  на пути.

 

Способы решения  конфликтов

 

а).Техника охлаждения эмоций

 

В серьезные  конфликты всегда вовлечены эмоции участников. Таким образом, одним  из первых шагов к разрешению конфликта  является подавление рождаемых им отрицательных  эмоций - собственных и эмоций других людей. Для этого надо дать обоим "остыть", но не в коем случае не надо говорить "Давай поговорим без эмоций". Человек ответит "Да", но за несколько секунд врятли злой человек сможет овладеть эмоциями и к тому же это уже получается давление. То есть вы заставляете человека охладить эмоции, а надо чтобы все происходило на добровольных началах.

    После  подавления эмоций появляется  возможность использовать  разум  или интуицию для того, чтобы  сформулировать возможные решения,  приемлемые для всех заинтересованных  сторон. Для этого ещё раз спросите  человека, что произошло и пусть  он вам сам расскажет причину  конфликта, но уже без эмоций. Вместе находите путь её решения

 

 б) Принципиальные  переговоры

 

    Нельзя  забывать о таком механизме  человеческого общения, как переговоры.

 В наше  время все чаще приходится  прибегать к переговорам. Но  стандартная переговорная стратегия  перестала удовлетворять людей.  Они видят лишь две возможности  ведения переговоров - быть подталкиваемыми  или  жесткими. Мягкий по характеру  человек желает избежать личного  конфликта и ради достижения соглашения с готовностью идет на уступки. Жесткий участник переговоров рассматривает любую ситуацию как состязание воли. Он хочет победить, однако часто кончает тем, что вызывает такую же жесткую реакцию, и портит свои отношения с другой стороной. 

      Существует ли альтернатива позиционному подходу?

Да и этот метод называется принципиальными  переговорами или разговором по существу.

 Он состоит  в том, чтобы решать проблемы  на основе их качественных  свойств, то есть исходя из  сути дела, а не торговаться  по поводу того, на что может  пойти или нет каждая из  сторон. Этот метод предполагает  стремление к нахождению взаимной  выгоды там, где только возможно, а там, где интересы не совпадают,  настаивание на таком результате, который был бы основан какими-то  справедливыми нормами независимо  от воли каждой из сторон. Метод  принципиальных переговоров означает  жесткий подход к рассмотрению  существа дела, но предусматривает  мягкий подход к отношениям  между участниками переговоров.  Этот метод дает возможность  быть справедливым, одновременно  предохраняя от тех, кто мог  воспользоваться честностью другой  стороны.Метод принципиальных переговоров может быть сведен к четырем пунктам:  .Первый пункт учитывает тот факт, что все люди обладают эмоциями, поэтому каждому трудно общаться друг с другом. Отсюда следует, прежде чем начать работать над существом проблемы, необходимо отделить “проблему людей” и разобраться с ней отдельно. Если не прямо, то косвенно участники переговоров должны прийти к пониманию того, что им необходимо работать бок о бок и разбираться с проблемой, а не друг с другом. Отсюда следует первая рекомендация: Сделайте разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров

    Второй  пункт нацелен на преодоление  недостатков, которые проистекают  из концентрации внимания на  позициях, заявленных участниками,  в то время как цель переговоров  стоит в удовлетворении подспудных  интересов. Второй базовый элемент  данного метода гласит:

Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях

Третий пункт  касается трудностей, возникающих при  выработке оптимальных решений  под давлением. Попытки принять  решение в присутствии другого  сужает поле зрения переговорщиков. Когда  многое поставлено на карту, способность  к созиданию ограничена. Отсюда вытекает третий базисный пункт: Разработайте взаимовыгодные варианты

Четвертый пункт. Соглашение должно отображать какие-то справедливые нормы, а не зависеть от голой воли каждого из сторон (наличие  каких-то справедливых критериев). Обсуждая такие критерии, обе стороны могут  надеяться на справедливое решение. Отсюда четвертый базисный пункт:

 Настаивайте  на использование объективных  критериев 

 Итак, принципиальный  метод позволяет более эффективно  достичь постепенного консенсуса  относительно совместного решения,  без всяких потерь. А разграничение между отношениями людей и существом проблемы позволяет иметь дело друг с другом просто и с пониманием, что ведет к дружескому соглашению. Кроме того, этот метод менее зависим от человеческих отношений.

    Несмотря  на то, что взаимоотношения с  другими людьми должны способствовать  мир и гармония, конфликты неизбежны.  Каждый здравомыслящий человек  должен обладать умением эффективно  улаживать споры и разногласия,  чтобы ткань общественной жизни  не рвалась с каждым конфликтом, а, наоборот, крепла вследствие  роста умения находить и развивать  общие интересы.

     Для разрешения конфликта важно  иметь в своем распоряжении  различные подходы, уметь гибко  пользоваться ими, выходить за  пределы привычных схем и чутко  реагировать на возможности и  поступать и мыслить по-новому. В то же время можно использовать  конфликт как источник жизненного  опыта, самовоспитания и самообучения.

 

    Конфликты  могут быть превращены в прекрасный  учебный материал, если в последующем  найдете время на то, чтобы  вспомнить, что привело к конфликту  и что происходило в конфликтной  ситуации. Тогда можно будет узнать  больше о самом себе , о вовлеченных в конфликт людях или об окружающих обстоятельствах, способствовавших возникновению конфликта. Это знание поможет принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.

Информация о работе Социальные конфликты