Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:34, курсовая работа
Каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования общественных отношений. Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм: норм права, норм морали, норм, установленных общественными организациями, норм обычаев, норм традиций, норм ритуалов и т.д. В общем, плане социальные нормы - это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.
ВВЕДЕНИЕ 2
возникновение и характеристика социальных норм 5
Социальные нормы характеризуются рядом признаков 5
Объективная социальная норма 7
Виды социальных норм 9
Социальные санкции 10
Выделяют четыре типа санкций 11
Функции социальных норм 12
Социальные нормы выполняют ряд важных социальных функций: 12
Классификация социальных норм 13
Типы социальных норм 14
Социальная трансляция норм 15
Изменение социальных норм 19
Заключение 20
Список литературы 23
Социальные санкции
– разветвленная система
позитивные и негативные, формальные и неформальные
злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, разоблачительная статья.13
Функции социальных норм
К функциям социальных норм относят: регулятивную, отражательную, организационную, ценностно-ориентирующую, стимулирующую.
Классификация социальных норм
Нормы можно классифицировать на нормы ожидания и нормы правила.
Также нормы можно классифицировать и по другому основанию: запрещающие и поощряющие.
Запрещающие нормы, как правило, имеют приставку «не». Роль запрещающих норм во все времена была значительной. Общество, используя эти нормы, очерчивает зону, сферу деятельности, выход за рамки которой может угрожать безопасности других людей, обществу в целом. В рамках различных культур зона, не подлежащая запретной регламентации, может быть шире или уже (еще относительно недавно женщинам не разрешалось участвовать в выборах, и не только в мусульманских странах; в нашей стране лишь недавно снят запрет на частнопредпринимательскую деятельность, т.е. сфера выбора была достаточно узкой, а сейчас расширилась).
Нормы поощрения имеют форму призыва к определенному образу действия и оставляют гораздо большую степень свободы у человека по поводу того, выполнять или не выполнять, насколько регулярно выполнять эти нормы («будь активен», «проявляй инициативу» и т.д.). Социологические исследования дают основание предполагать, что нормы, которые формируют у личности стремление избежать неудачу, наказание, мотивируют личность в нужном направлении гораздо сильнее, чем нормы, которые призваны формировать у личности стремление к достижению успеха.
Типы социальных норм
Первый тип – это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодёжных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). Они называются «групповыми привычками».
К примеру, американский социолог Э. Мэйо, в 1927 – 1932 годах проводивший знаменитые Хоторнские эксперименты, обнаружил нормы, которые применяли по отношению к новичкам, принятым в производственную бригаду, старшие товарищи:
Второй тип – это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Они называются «общими правилами». Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения молодёжи. Есть общенациональные традиции и нравы.17
Социальная трансляция норм
Нормы становятся таковыми только когда они приняты всеми. Понятие «общепринятая норма» означает, что все члены общества знают данное предписание, согласны с ним, признают его позитивный характер и руководствуются им в большинстве случаев, а также ожидают друг от друга поведения, соответствующего этой норме. Обязательные предписания, не получившие социального признания, не становятся нормами. Например, в советский период нашей истории социальной нормой для советских людей было нежелание выезжать на постоянное жительство за границу; стремление уехать воспринималось обществом как предательство, и отъезжающие подвергались жесткому социальному осуждению на всех уровнях социальной жизни: от них отказывались остающиеся родственники, жены бросали мужей и наоборот, государство – с санкции общества – лишало таких людей работы, профессии, статуса, их критиковали в печати и на собраниях, от них отворачивались старые друзья, наконец, их выпускали из страны без всякого имущества, кроме самых необходимых личных вещей, и минимума денег. Все это происходило не просто потому, что такова была государственная политика, а потому, что общество, воспитанное официальной пропагандой, приняло такую норму и признало ее своей. Поэтому люди выросшие в условиях «железного занавеса» не воспринимали такое ненормальное и нарушающее права человека состояние как что-то негативное. Напротив, они воспринимали его как норму и искренне осуждали «нарушителей». А в настоящее время общество отказалось от этой нормы – и никто уже не осуждает многочисленных «эмигрантов новой волны». Даже наоборот: переезд за рубеж стал чем-то социально престижным, а статус отъезжающих и даже просто имеющих такую возможность резко возрос.
В средневековом обществе человек, не вызвавший обидчика на смертельный поединок, подвергался всеобщему презрению. В настоящее время подобные поединки уголовно наказуемы.
Заповеди нагорной проповеди признаны как моральный идеал большинством людей христианского мира, однако они не могут стать нормами: общество не готово жить в соответствии с ними и строить согласно им свои социальные ожидания. Например, я никак не могу ожидать от своего врага, чтобы он меня любил и вел себя соответственно. Если это вдруг оказалось бы так, меня бы потрясло до глубины души его поведение как нечто исключительное, но рассчитывать на это заранее и строить на таком прогнозе свою стратегию я не могу: она почти наверняка окажется провальной.
Всеобщая значимость норм вовсе не означает, что все действующие в обществе нормы обязательны для всех. Так, маленький ребенок может взять чужую вещь, которая ему понравилась, просто потому что не понимает еще, что такое «собственность» и не может отличить своего от чужого. Поэтому социальный запрет на кражу к нему не относится и его поступок ненаказуем. Мы не ожидаем от инвалида, что он бросится в реку спасать тонущего, разве, что требуем от него, чтобы он позвал на помощь здоровых людей.
Многие нормы вообще обращены только к людям, занимающим определенное социальное положение. Это так называемые «ролевые нормы». С ними связаны «ролевые конфликты», когда выполнение одной социальной нормы сопряжено с нарушением другой.
Всеобщая значимость норм, таким образом, - это их распространение на подавляющее большинство взрослых и совершеннолетних, здоровых и дееспособных членов общества. Такие нормы общество передает из поколения в поколение путем воспитания на их основе детей в семье. Помимо этого способа существуют и другие способы передачи норм. Мы воспринимаем и передаем своим детям и другим людям социальные нормы через функционирующие в обществе кодексы, своды правил – например, правила дорожного движения, правила хорошего тона и т.д., Благодаря постепенному накоплению жизненного опыта – методом «проб и ошибок», в систематическом процессе обучения, через образцы, заданные в традиции, сказках, мифах. То, в какой именно форме транслирует свои нормы и ценности данное конкретное общество, зависит от типа культуры. Так, миф является базисной формой трансляции в архаических и традиционных обществах, закон и право – в современных. Большую роль в передаче норм и ценностей играют религия и идеология.
Признание норм также происходит различными способами. Действительно, как получается, что люди, руководствуясь социальными нормами, поступают в ущерб собственным реальным интересам? Эта проблема всегда занимала социологов. В частности П. Блау выдвинул гипотезу о том, что признание норм и способность подчиняться им, пусть даже и не в собственных интересах, обусловлена пониманием того, что все люди связаны долгосрочными цепями социального взаимодействия. Любой социализованный индивид предвидит, что со временем то, что он теряет для себя, следуя норме, будет компенсировано в его дальнейших взаимоотношениях с обществом. Другой социолог Дж. Коулмен считает возникновение социальных обязательств рациональным поведенческим ответом на попытки образования групповых коалиций по интересам. Противоположную позицию в этом вопросе занимают К. Кук и Р. Эмерсон, считающие, что существование социальных норм не может полностью объясняться в рамках теории рационального выбора, поскольку здесь участвует моральный, то есть внерациональный, фактор. Этого же мнения придерживается и Дж. Элстер. Ему удалось показать, что социальные нормы не принимаются на внешнем уровне, а интернализуются и потому их усвоение не является рациональным выбором. Он считает, что принятие нормы регулируется чувствами стыда, достоинства, и вины, и в гораздо меньшей степени – расчетом на вознаграждение и страхом перед возможным наказанием.
Действительно, существуют различные уровни освоения и принятия норм. Обычно низший уровень принятия нормы – это уровень мотивации страхом перед негативными социальными санкциями. Более высокий уровень – мотивация здравым смыслом, когда норма принимается и соблюдается на основе понимания ее необходимости и социальной полезности. Всякая норма при этом функционирует не изолированно, а в системе других принятых обществом норм. Например, норма бережного отношения к природе вытекает из другой нормы – считать леса и луга полезными и красивыми. Но в развитом обществе ключевым способом признания норм остается интернализация – «овнутрение» человеком нормы, когда она становится элементом внутреннего мира и воспринимается как идущая изнутри, как своего рода голос совести. В архаических обществах интернализация тоже имеет место, но в форме табуирования – глубокого внерационального усвоения норм группы путем запрета, ставшего привычкой. В случаях, когда норма принимает форму табу, даже одна только мысль о возможности ее нарушить вызывает у человека глубокий стыд, отвращение и страх – вплоть до нервного расстройства. Большинство норм, регулирующих семейные отношения, являются по своей природе табу и существуют с глубокой древности. Это, прежде всего табу на кровосмешение- запрет сексуальных отношений между близкими родственниками по крови. З. Фрейд показал в своих трудах, что тяга к кровосмешению заложена в подсознании человека, однако глубоко закрепившееся усвоение социальных табу препятствует у большинства людей не только ее реализации, но даже и просто ее осознанию. Конфликт бессознательного влечения и социальной нормы вызывает у человека неврозы и другие психические заболевания. К сексуальным табу следует отнести и запрет однополой любви и скотоложества.18
Изменение социальных норм
Нормативная система, как и другие элементы общества, подвержена изменениям. Это и текущие исторические изменения, связанные с эволюцией общества, постепенной трансформацией системы ценностей, секуляризацией или, наоборот, всплеском религиозного фундаментализма, изменениями в сфере семьи и взаимоотношений полов и т.д. Это и резкие изменения, обусловленные нормотворческой и законодательной деятельностью властей, государственными переворотами и революциями, победой и крушением тоталитарных режимов. Обычно изменения первого типа происходят медленно, исподволь, на длительном историческом отрезке, и начинаются с постепенного сведения уходящих норм и санкций к чистой формальности. Общество незаметно утрачивает интерес к соблюдению или несоблюдению таких норм, что проявляется в отмирании общественных неформальных санкций за их нарушение со стороны группы при сохранении санкций юридических. Например, в правовой системе современного российского государства до сих пор существует уголовная статья за хищение государственной собственности в особо крупных размерах, причем масштаб наказания и количественное определение «особо крупных размеров» может сейчас вызывать лишь недоумение, так как эта сумма не превышает нескольких средних зарплат. Параллельно с существованием этой статьи происходит приватизация государственного имущества в несоизмеримо больших масштабах, но юридически закрепленная норма продолжает существовать.