Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:34, курсовая работа
Каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования общественных отношений. Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм: норм права, норм морали, норм, установленных общественными организациями, норм обычаев, норм традиций, норм ритуалов и т.д. В общем, плане социальные нормы - это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.
ВВЕДЕНИЕ 2
возникновение и характеристика социальных норм 5
Социальные нормы характеризуются рядом признаков 5
Объективная социальная норма 7
Виды социальных норм 9
Социальные санкции 10
Выделяют четыре типа санкций 11
Функции социальных норм 12
Социальные нормы выполняют ряд важных социальных функций: 12
Классификация социальных норм 13
Типы социальных норм 14
Социальная трансляция норм 15
Изменение социальных норм 19
Заключение 20
Список литературы 23
Нормативные изменения второго типа осуществляются преднамеренно путем волевого решения субъекта, облегченного властью. Как правило, изменения в структуре власти вызывают активизацию нормотворчества, которая выражается в принятии большого числа новых законов. Обычно этому процессу сопутствует ускоренное добровольное или принудительное социальное признание новых норм.
Так за пять лет до прихода Гитлера к власти никому в Германии и в голову не могло прийти, что совсем скоро будет принят закон о расовой чистоте и смешанные еврейско-арийские семейные пары будут подвергаться презрению и нападкам со стороны тех самых немецких обывателей, которые еще недавно относились к ним мирно и добрососедски. После краха гитлеризма эта социальная норма быстро перестала быть нормой и снова стала удивлять обывателей как что- то такое, что было «не с ними».19
Заключение
Особое положение в системе социальных норм занимают обычаи – это такие правила поведения, которые складываются в определенной общественной среде, передаются из поколения в поколение, выступают естественной жизненной потребностью людей, а в результате их многократного повторения становятся привычными для них. Они несколько менее связаны с правом, чем, например, моральные нормы, но, тем не менее, не являются нейтральными.
Нормы права и обычаи обладают рядом общих признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывая какими должны или могут быть человеческие поступки, по мнению определенных коллективов.
Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, форме выражения, способу обеспечения реализации. Если обычаи появились с возникновением человеческого общества, то нормы права существуют в государственно-организованном обществе; если обычаи не закрепляются в специальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права могут реализовываться и с учетом возможности государственного принуждения.
Одни обычаи носят прогрессивный характер, другие являются вредными, и право ведет с ними борьбу. Некоторые из них весьма разумны: запрещение пить вино жениху и невесте, работникам в дни страды и т.д. Это так называемые добрые традиции, которые следует отличать от псевдотрадиций, например, никак нельзя объяснить благодушное отношение к пьянству. Закрепилась традиция, связавшая уважение к гостю с выпивкой; любую дату личного ли, общественного ли значения отмечают со спиртным. На чисто кабацкую традицию пить крепкое спиртное в неразведенном виде искусственно наложился обычай, характерный для народностей, употребляющих в основном легкие сухие вина, – ритуал многочисленных “обязательных” и “красивых” тостов. Для семьи все это, как правило, и хлопотно, и недешево, и опасно, но – традиция.
Так сложился стереотип поведения, взявший себе в оправдание ссылку на национальные черты русского народа. Но это ложь!
Многовековая история русского быта пронизана неравной борьбой работающего деревенского люда с теми, кто “курил” вино, привозил его и сбывал, спаивая народ. Веками русский мужик считал вино (виноградного вина основная часть населения России не знала, вином назывался хлебный перегон, по нынешним понятиям – пшеничный самогон) бесовским порождением, целовальников и кабатчиков – зверьем без совести, а запойных пьяниц – людьми, достойными осуждения и жалости. С этим пережитком следует бороться как нормативными средствами, так и общественными.
Список литературы
1 Фененко Ю.В. Социология: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 232 с.
2 Волков Ю.Т. Социология М.: Гардарики 2007. -512с.
3 http://www.nwapa.spb.ru/
4 Фененко Ю.В. Социология: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 232 с.
5 Общая социология. Под ред. А.Г. Эфендиева. – М, 2005. – 654 с.
6 Социология. Г.В. Осипов. – М.:2002. – 912с.
7 http://www.examens.ru
8 Волков Ю.Т. Социология М.: Гардарики 2007. -512с
9 http://www.examens.ru
10http://schools.keldysh.ru
11 http://www.nwapa.spb.ru/
12 http://www.examens.ru
13 Фененко Ю.В. Социология: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 232 с.
14 Рысь Ю. И. Степанов В. Е. Учебник – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» 2003. – 518с.
15 http://schools.keldysh.ru
16 Социология: Р.Т. Мухаев. – М.: Юнити – Дана, 2005. – 397с.
17 www.5ballov.ru. (Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2000. с. 133-136)
18 Социология. Под общей редакцией В.И. Добренькова, 2005. – 576с.
19 Социология. Под общей редакцией В.И. Добренькова, 2005. – 576с.