Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 17:09, контрольная работа
Самой общей, абстрактной категорией социологии, описывающей многообразие форм объединения людей, является понятие «социальная общность» — совокупность людей, объединенных общими условиями существования, наладивших регулярное устойчивое взаимодействие друг с другом. Существует несколько типов социальных общностей, к которым в обыденном смысле применяется понятие «группа», но в научном понимании они представляют собой нечто иное. В одном случае термин «группа» обозначает некоторых индивидов, физически, пространственно находящихся в определенном месте. При этом разделение сообществ осуществляется лишь пространственно, с помощью физически определенных граней.
Введение ............................................................................................3
1. Понятие социальной общности и социальной группы. .................5
2. Основные виды социальных общностей. Их классификация ........8
3. Массовые общности. Виды массовых общностей.........................12
4. Групповые общности. Виды групповых общностей......................19
5. Различия массовых и групповых общностей.................................24
Заключение.........................................................................................25
Список используемой литературы..................................................... 27
По размерам тоже выделяют три основные группы. Во-первых, большие социальные общности, т.е. группы, существующие в масштабах страны в целом (это нации, классы, социальные слои, профессиональные объединения и т. д.).
Во-вторых, средние социальные общности - скажем, жители Северодвинска или всей Архангельской области; работники такого автозавода-гиганта, как ВАЗ и т.п.
В-третьих, малые социальные общности, или малые (первичные) группы, к которым можно отнести, например, семью, коллектив работников небольшого магазина и т.д.
Наконец, по содержанию социальные общности можно разделить еще на пять групп:
экономические общности(касты, сословия, классы и),социальные классы (совокупности индивидов, имеющих общие социальные признаки и выполняющих сходные функции в системе общественного разделения труда). Классы выделяются в связи с отношением к собственности на средства производства и характером присвоения социальных благ;
социально-этнические (роды, племена, народности, нации);
социально-демографические (молодежь, престарелые, дети, родители, женщины, мужчины и т.д.);
социально-профессиональные, или корпоративные, общности (полицейские, водители, моряки и другие профессиональные группы);
социально-территориальные - совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, обладающих сходным образом жизни (жители отдельных автономных республик, областей, районов, городов и т.д.).
3. Массовые общности. Виды массовых общностей
Массовые общности (квазигруппы) – это реально существующие совокупности людей, случайно объединённые общими условиями существования и не имеющие устойчивой цели взаимодействия. Квазигруппы имеют следующие отличительные черты:
1) спонтанность образования;
2) неустойчивость связей;
3) отсутствие
разнообразия во
4) кратковременность общих содействий.
Квазигруппы чаще всего существуют короткое время, после чего или окончательно распадаются, или под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы. Ученые социологи выделяют следующие виды массовых общностей: аудитория, толпа, социальные круги.
Аудитория. Под аудиторией подразумевается социальная общность индивидов, объединённая взаимодействием с коммуникатором — человеком или группой, владеющими информацией и доводящими её до этой общности. Аудитория может осуществлять как прямое взаимодействие с коммуникаторами (например, слушание докладчика на собрании, объявления управляющего в супермаркете или других общественных местах), так и опосредованное, анонимное (например, воздействие телевидения, газет и других средств массовой информации).
Таким образом, отличительной чертой аудитории является практически одностороннее взаимодействие, слабая обратная связь аудитории с коммуникатором, особенно в случае большой аудитории. Аудитория — это сложная и неоднородная социальная конструкция. Это связано, прежде всего, с тем, что индивиды по-разному понимают и усваивают информацию в силу различных персональных качеств и различных культурных стандартов и ценностей. Если одна часть аудитории ставит препятствие-барьер на пути усвоения информации, которая не соответствует их культурным нормам, то другая часть хорошо воспринимает ее. Поэтому, любая аудитория имеет тенденцию к сегредации на отдельные общности, в которых начинаются взаимные дискуссии и обмен мнениями о полученной информации. Это позволяет каждой из выделившихся общностей, которые называются социальными кругами, составить полное общее мнение относительно каких-либо событий.
В обычной жизни человек нередко сталкивается с аудиториями. Слушаем ли мы оратора в лекционном зале или тамаду за столом, читаем ли газету или слушаем новости — во всех случаях мы являемся членами аудитории самого различного типа. Проблема воздействия на аудиторию, возможностей её разделения, а также усвоения ею необходимой информации является немаловажной в политике, менеджменте, работе средств массовой информации.
Толпа. Толпа — это временное собрание индивидов, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. Социальная структура толпы очень незатейлива и редко бывает более сложной, чем разделение на лидеров и всех остальных. Но толпа — это нечто большее, чем простая агрегация людей. Физически ограниченное пространство приводит к социальному содействию даже в тех случаях, когда люди в толпе пытаются избегать межличностного контакта. Простое осознание присутствия вокруг других людей ведет к неявному, но богатому впечатлениями взаимообмену, основанному на общении с избеганием контакта глаз, на лицевой мимике, жестах, позах и даже стилях одежды.
Толпы весьма значительно отличаются по нраву и поведению. Толпа одного вида может быть быстро трансформирована в толпу другого вида, например в неистовствующее сборище. Однако чаще всего толпы имеют явные всеобщие характеристики:
1. Внушаемость. Люди, находящиеся в толпе, как правило, более внушаемы, чем находящиеся вне её. Они с большей вероятностью принимают мнения, чувства и действия большинства.
2. Анонимность. Человек чувствует себя незначительным и анонимным в толпе. Толпа нередко действует как единое целое. Её индивидуальные члены не выделяются и не осознают себя как отдельных индивидов.
3. Спонтанность. Индивиды, которые составляют толпу, имеют тенденцию к более непредсказуемой манере поведения, чем при нормальных условиях. Обычно люди в толпе не думают над своими действиями, и их поведение в толпе зависит только от эмоций.
4. Неуязвимость. Так как люди, составляющие толпу, ощущают себя неузнанными, они начинают чувствовать себя вне социального контроля, понимая, что до них тяжело «добраться». Например, при осуществлении актов хулиганства бушующими футбольными болельщиками (битье окон в электропоездах, порча кресел на стадионах и иные похожие действия). Каждый из принимающих в них участие не берет на себя за это ответственность, действуя со всеми вместе как единое целое.
Механизмы образования толпы, нерациональное и нередко деструктивное поведение индивида в действующей толпе всегда вызывали интерес у ученых и социологов. Некоторые теоретики определили поведение толпы как последствие групповой заразной «инфекции», в следствие которой люди во многом теряют самоидентификацию и даже самоконтроль. Первым системную версию этой теории озвучил в 1895 году французский ученый Густав Лебон. В соответствии с его версией «групповое стремление», возникающее в толпе, приводит к подавлению и почти полному исчезновению сознания у отдельных личностей. Лебон предполагал, что члены толпы находятся под влиянием некоторого общего воздействия и импульса. Это воздействие и импульс характерны только толпе. Таинственные импульс и сила составляют «коллективные устремления» толпы. Хотя они действуют на разых личностей по-разному. Существуют индивиды с высочайшей обособленной культурой. Эти лица почти никогда не «заражаются» «коллективным устремлением». Более же всего подвергаются «инфекции» люди из самых низких слоев общества с нечетко выраженной личной культурой. Такие слои всегда ассимилируются в толпе, будучи инфицированны её устремлениями.
Сейчас уже понятно, что идея «коллективного устремления» неправильна. Поведение толпы — это сумма поведений её обособленных членов. А независимо существующего и неизвестно откуда появляющегося «общественного устремления» быть не может.
Иным направлением исследования толпы стала теория «возникающих норм». Её разработал американский социолог Ральф Тёрнер в 1964 году. В соответствии с этой теорией, поведение толпы является уникальным феноменом. Этот феномен заключается в том, что в ходе взаимодействия в толпе появляется и начинает быстро прогрессировать система специфических норм. По мнению Тернера изначально у людей в действующей толпе имеются различные мотивы и установки. Одни члены являются импульсивными участниками, другие - пассивными созерцателями. Третьи высказывают мнение и дают советы и т.д. В процессе взаимодействия этих людей в толпе с большой скоростью начинают образовываться новые стандарты. Их создателями будут немногие, наиболее активные личности. В случае, если данные нормы не устраивают большинство толпы, эти личности смещаются. На их место приходят новые активные индивиды. Нахождение в замкнутом пространстве и присутствие одинаковых целей способствуют быстрому принятию возникающих стандартов или отказу от них. А также социальному контролю за соблюдением этих норм со стороны большинства. Таким образом, действия индивидумов в толпе становятся сходно направленными и относительно упорядоченными. Толпа начинает действовать.
Исследования последних лет подтвердили, что теория «возникающих норм» в целом верно описывает процессы, которые происходят в толпе. Отсюда следует, что для управления поведением толпы важно определить источники возникновения норм, их носителей и возможности точечного направленного воздействия на их создателей.
Основные правила обуздания
• в наиболее возможной степени структурировать толпу (выделить лидеров, определить составляющие части толпы, их лидеров и структуру);
• предложить толпе любую значимую цель и программу ближайших действий для более осознанного поведения, цели и алгоритмы действий для отдельных частей;
• показать наличие социального контроля (назвать несколько фамилий, имён членов толпы);
• при неудаче рассеивания толпы, разделить ее на любые части, колонны, шеренги, ряды и развести по частям;
• постоянно поддерживать связь и контролировать лидеров отдельных частей;
• постоянная подача толпе позитивной информации, отсутствие которой ведет к смене настроения толпы на негативное, к панике.
Социальные круги. Среди квазигрупп наиболее близкими к устойчивым социальным общностям являются социальные круги. По определению Я. Щепаньского «социальными кругами мы называем свободные союзы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишенных устойчивых отношений между членами». Однако в этом определении не названа главная отличительная черта социальных кругов. А именно то, что содействие в них направлено почти полностью на обмен информацией.
Итак, социальные круги — это социальные общности, созданные с целью обмена информацией между их членами. Эти общности не предполагают каких-нибудь общих целей. Не предпринимают всеобщих усилий, не имеют исполнительного аппарата. Главная функция социальных кругов состоит в обмене взглядами, новостями, комментариями, доводами. Можно сказать метафорически, что круги — это общности дискутирующих людей.
Узкая направленность взаимодействий, отсутствие активности и единства делают социальные круги неустойчивыми социальными образованиями. Кроме того люди, которые их формируют, проходят определенный отбор в основном по двум критериям: 1) общая заинтересованность в теме обсуждения (собрание во дворе людей, обсуждающих политические события); 2) принадлежность к определенной субкультуре (например, деловые круги, объединяющие банкиров, круги высших слоев культуры).
Все социальные круги нередко имеют лидеров, то есть лиц, которые обобщают разные высказывания. Мнения лидеров имеют значение для членов данного круга и имеют влияние на их поведение. Такие лидеры неформальны. Они не могут контролировать поведение членов социального круга.
Изучение социальных кругов может представлять не только научный, но и практический интерес по двум причинам. Во-первых, потому что они являются такими социальными образованиями, в которых зарождается, преобразуется и формируется общественное мнение. Это общественное мнение набирает силу и воздействует на поведение людей в социальных группах. Во-вторых, потому, что социальные круги — это базовая составляющая для образования активно действующих социальных групп. Очень явно такие действия наблюдаются в политике, при формировании политических партий и движений. В данном случае сначала возникает какая-то идея преобразований, являющаяся достоянием нескольких членов. В прцессе обсуждений идея подхватывается другими членами и служит тем основанием всеобщей заинтересованности, на которой базируются социальные круги. В процессе дискуссий и обмена мнениями, появляются лидеры мнений, с помощью которых идея оформляется и становится частью общественного мнения. Овладев умами, идея призывает к действию. Постепенно из социального круга выделяется активная социальная группа, для которой данная идея служит катализатором к действию. Образованная группа выделяет из своей среды лидеров-организаторов взамен лидеров мнений. Группа постепенно приобретает признаки формальной организации и превращается в политическую партию. Отсюда можно сделать вывод что, изучая социальные круги, можно прослеживать процессы становления активных социальных групп и социальных институтов.
Итак, квазигруппы могут рассматриваться как некоторые переходные образования на пути к устойчивым социальным группам с устоявшимися взаимосвязями. При анализе признаков отличия квазигрупп от социальных групп, можно сказать что это: организованность, устойчивость, сложившаяся внутренняя структура.
4. Групповые общности.
Социальные группы являются одним из основных видов социальных общностей. Широко распространенные признаки социальной группы – присутствие взаимодействия между её членами и идентификация ими себя как члена группы. Некоторые социологи добавляют ещё один признак – знание другими о принадлежности человека к этой группе.
В зависимости от степени тесноты личных контактов группы подразделяются на первичные и вторичные. Первичной, по Ч. Х. Кули, является малая социальная группа, члены которой связаны непосредственными продолжительными личными связями. Вторичные группы – крупные социальные общности, объединенные для выполнения какой-либо цели или конкретного вида деятельности. Некоторые отлтчительные черты первичных и вторичных групп представлены в табл. 1.