Социальные общности и их типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 17:09, контрольная работа

Описание работы

Самой общей, абстрактной категорией социологии, описывающей многообразие форм объединения людей, является понятие «социальная общность» — совокупность людей, объединенных общими условиями существования, наладивших регулярное устойчивое взаимодействие друг с другом. Существует несколько типов социальных общностей, к которым в обыденном смысле применяется понятие «группа», но в научном понимании они представляют собой нечто иное. В одном случае термин «группа» обозначает некоторых индивидов, физически, пространственно находящихся в определенном месте. При этом разделение сообществ осуществляется лишь пространственно, с помощью физически определенных граней.

Содержание работы

Введение ............................................................................................3
1. Понятие социальной общности и социальной группы. .................5
2. Основные виды социальных общностей. Их классификация ........8
3. Массовые общности. Виды массовых общностей.........................12
4. Групповые общности. Виды групповых общностей......................19
5. Различия массовых и групповых общностей.................................24
Заключение.........................................................................................25
Список используемой литературы..................................................... 27

Файлы: 1 файл

KR Sotsiologiya.docx

— 77.18 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 1. Особенности первичных и вторичных групп

 

 

Вместе с первичными и вторичными группами выделяют формальные и неформальные группы. Несмотря на кажущееся взаимное перекрытие признаков «первичная – неформальная» и «вторичная – формальная», это несколько иной принцип разделения групп.

Неформальными называют те группы (возможно и вторичные), внутренняя связь членов которых основана на неформальных, «неофициальных» принципах. Формальными, при такой классификации, являются группы (возможно и малые первичные), взаимодействие в которых институционализировано,т.е официально признанно,узаконено. Чаще всего это бывает в целевых группах, осознанно создаваемых для достижения какой-либо цели, например в формальных организациях, таких как заводы, органы муниципального управления, учреждения и т. п.

Группы могут быть формальными и неформальными, что особенно важно для малых групп. В больших группах, которые имеют сложную инфраструктуру, формализованные подгруппы (союзы, партии) могут составлять лишь своеобразую основу общности.

      Малые группы являются одним из видов социальных групп. Отличие этого вида групп состоит в наличии непосредственного взаимодействия между ее членами и идентификации ими себя как члена группы. Дискутируемым остается вопрос, начиная с какой численности группа может считаться малой. Многие социологи считают, что группа – это два или более взаимодействующих человека. Г. Зиммель (1858–1918), представитель немецкой социологии, подчеркивал, что особенно в диадической (состоящей из двух членов) группе происходит наиболее интенсивное взаимодействие. В подтверждение такой точки зрения как пример малой группы с заведомо интенсивным взаимодействием приводится семья. Более аргументируемым представляется мнение, что процессы взаимодействия получают другое качество только с появлением третьего участника и группа в полном смысле слова начинается с численности в три человека.

При увеличении количества членов внутри группы могут появляться коалиции – относительно более тесно связанные контактами, симпатиями и антипатиями подгруппы. В группах с четным количеством участников в теории более возможно размежевание на подгруппы с одинаковой численностью. Это может затруднить принятие коллективных решений. А иногда и парализовать созидательную деятельность общей группы. Вот почему при выполнении коллективных действий, например в рабочих бригадах, группах и т.д. предпочтительнее группы с нечетным количеством членов. В таком случае появляется возможность принятия коллективных решений демократическим путем, когда меньшинство принимает позицию большинства.

Верхний предел численности малых групп также определяется неодинаково – в некоторых источниках предлагается ограничение не более чем пары десятков членов. По-видимому, это оправданно, так как в группах большего размера колличество личных контактов каждого с каждым резко уменьшается.

Исследователи делают вывод, что наиболее продуктивными, способными с наибольшей эффективностью использовать личный потенциал каждого члена, и при этом оставаясь внутренне едиными, являются группы в 5 или 7 человек.

Малая социальная группа, члены которой связаны непосредственными длительными лперсональными контактами, относится, по Ч. Х. Кули, к первичным группам. Они названы так, потому что малые группы являются первыми в жизни индивида.Члены малых групп обычно связаны тесными эмоциональными контактами, демонстрируя ориентацию на личность, а не на формальные признаки.

Малые группы могут носить только неформальный характер (компания приятелей), но могут создаваться и как формальные целевые группы – производственные, учебные и т. д. В этом случае внутри формальной системы связей между членами группы неизбежно возникает и система неформальных отношений.

Отсюда появляется проблема руководства и лидерства в малых группах. Руководитель – формально назначенный член группы. Он отвечает за достижение ее целей. Эти цели могут быть самостоятельными или являться составляющей целей вторичной группы – организации в целом.

Лидер – это чаще всего член группы, имеющий наибольший авторитет. Он пользуется наиболее сильным влиянием в неформальной системе отношений. В основном потому, что он эффективнее других представляет и защищает интересы членов группы.

Малая группа в процессе групповой динамики вырабатывает собственные нормы и образцы поведения. Соблюдение таких норм обеспечивается внутригрупповыми мерами социального контроля, крайней из которых может быть отторжение «нарушителя».

       Современные общества, состоящие из сотней тысяч людей, уже не способны полноценно функционировать, основываясь лишь на родственных связях. Развитие системы разделения труда приводит к тому, что каждый отдельный человек или отдельная семья не может обеспечить собственное выживание, не вступая в особым образом упорядоченные отношения с другими людьми в рамках организаций.

 Организация – это особый вид социальной общности (группы), имеющий ярко выраженную целевую направленность.

В некоторых источниках встречается термин социальная организация. Его употребление представляется недостаточно оправданным. Так как любая человеческая организация является, по определению, социальной. Для выделения специфики собственно социальных отношений, в отличие от технических, экономических и других в организации, более корректно говорить о ее социальной подсистеме.

При системном рассмотрении организаций принято выделение трех основных подсистем:

• технико-технологической, включающей оборудование и технологии;

• собственно социальной, состоящей из членов организации и их взаимосвязей, формализованных и неформальных;

• организационно-экономической, увязывающей требования первой и второй подсистем.

Задача достижения целей организации, несводимых к сумме личных целей ее членов, численность которых может быть весьма велика, вызывает необходимость установления формальных правил взаимодействия в процессе общей деятельности. Отсюда возникает понятие формальных организаций, т. е. тех, где существуют официально закрепленные нормы поведения, иерархия статусов (прав, обязанностей и ответственности участников), специфическое разделение труда и системы вознаграждения.

Определяют три вида формальных организаций: утилитарные, нормативные, или добровольные, и принудительные.

Утилитарные организации обеспечивают работающим в них людям средства к существованию. Формально вступление человека в такую организацию добровольно, хотя понятно, что большинству людей приходится в них вступать, чтобы прожить.

Добровольные организации – это клубы, общества, ассоциации. В эти организации люди вступают добровольно, по интересам. Они выполняют функции отдыха, общения с единомышленниками, служения какому-нибудь делу или идее. Обычно такая деятельность не оплачивается.

Принудительные – это организации, попадание в которые осуществляется насильственными методами, – следственные изоляторы, психбольницы и т. д.

Для обеспечения эффективной деятельности современные формальные, особенно хозяйственные или экономические организации применяют различные организационные модели и системы управления.

Классическим примером рациональной организации служит бюрократия. Ключевыми принципами бюрократической организации являются:

• специализация;

• должностная иерархия;

• формализация правил и установлений;

• профессиональная компетентность;

• обезличенность взаимодействия;

• документированная коммуникация.

Достоинства бюрократии как системы управления организациями обеспечили ее широкое применение до середины ХХ в. Однако внутренне присущие ей недостатки, такие как строгая вертикальная иерархия, не позволяющая своевременно реагировать на изменения обстановки, привели к появлению более гибких моделей управления.

5. Различия массовых и групповых общностей.

 

Массовые общности могут рассматриваться как некоторые переходные образования на пути к устойчивым социальным группам с устоявшимися взаимосвязями. Если проанализировать признаки отличия квазигрупп от социальных групп, то это: организованность, устойчивость, сложившаяся внутренняя структура. Отличительные черты первичных и вторичных групп представлены в табл. 2.

 

Таблица 2. Свойства массовых и групповых общностей.

 

Свойства массовых общностей:

Свойства групповых общностей: 

1. Статистический характер (по своим  параметрам она совпадает с  суммой образующих ее дискретных  «единиц», выступая в качестве  не структурно расчлененного, а  достаточно аморфного образования).

1. Органический характер (наличие  целостности и внутренней структуры, которые не совпадают с простой  суммой свойств входящих в  нее элементов). 

2. Стохастическая (вероятностная) природа («вхождение» индивидов в нее  носит неупорядоченный «случайный» характер, ее границы открыты, «размыты», а количественный и качественный состав неопределен)

2. Определенность и устойчивость  границ (относительно высокая стабильность  существования во времени и  пространстве). 

3. Ситуативный способ существования (возникает и функционирует на  основе и в границах определенной конкретной деятельности, вне нее невозможна, поэтому неустойчива и меняется от случая к случаю)

3. Способность осуществлять многообразные  виды деятельности (тем самым  самостоятельная значимость субстанциональных  и функциональных свойств). 

4. Гетерогенность (неоднородность) состава, внегрупповая (или межгрупповая) природа (в ней «разрушаются» границы между существующими в обществе социальными, демографическими, этническими и т.п. группами).

4. Гомогенность (однородность) состава (все индивиды, входящие я группы, обладают какими-то определенными признаками). 

5. Аморфное положение в составе  более широких социальных общностей  и неспособность выступать в качестве их структурного образования

5. Вхождение в более широкие  общности в качестве их структурного  образования. 


 

 

Заключение.

 

Социальные общности и группы - это такие объединения индивидов, которые способствуют удовлетворению потребностей этих людей в результате совместных действий. В любой обществе есть много таких групп и общностей. Суть этих объединений определяется по трем основным признакам : 1) группы и общности - это органически целостная конструкция, 2)устойчивость и определенность границ таких объединений - стабильность существования; 3) в группах и общностях существуют определенные социальные отношения, которые определяют социальные ценности определенных масс индинидов. Но все же необходимо разграничивать понятия социальная группа (как особый вид социальной общности) и социальная общность в идеале. Социальные группы более стабильны и устойчивы, сплоченны и однородны, нежели другие виды социальных общностей. Для других видов социальных общностей характерны неустойчивость состава, неопределенность границ.

Многообразие социальных групп обусловлено, прежде всего, разнообразием задач, для решения которых образовались эти группы. Существуют социальные группы, которые образованны по аскриптивному признаку; статусные группы, возникшие в результате социального разделения труда, институализации социальных связей; целевые группы (организации), то есть группы, организованные для решения тех или других задач. Одновременно есть и иная классификация групп – на основе тех свойств, которые характеризуют социальные группы независимо от того, идет ли речь о трудовом классе, бизнесменах, молодежи, пенсионерах и так далее. В этом случае выделяют непосредственные или опосредованные группы, формальные и неформальные и т.д.

Ещё существует множество взаимопересекающихся видов социальных общностей, которые можно классифицировать по степени устойчивости, по размерам, по содержанию. Основными видами социальных общностей являются социальная группа, номинальная общность, социальная организация (организованная группа) и массовая общность (квазигруппа).

Массовые общности имеют следующие отличительные черты: спонтанность образования; неустойчивость взаимосвязей; отсутствие разнообразия во взаимодействиях; кратковременность совместных действий.

Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего-либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы. Социологи выделяют следующие виды массовых общностей: аудитория, толпа, социальные круги.

В данной работе я изучил разновидности социальных общностей; описал, как и с какой целью организуются эти общности.

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

 

1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. И. Добренькова. - М.: Гардарики,2001.-432с

2. Краткий словарь по социологии. -М , 1989. – 209 с.

3. Давыдов С. А. Социология: конспект лекций. -M: Эксмо; Год: 2008; 160 стр. 

4. Ритерман Т.П. Социология: Полный курс, Шпаргалка  -M.: АСТ, Астрель Год: 2009; 128 стр.

5. Забродин В. Ю.Социология.Экзаменационные ответы для студентов вузов. : Питер; Год: 2009; 159 с,

6. Горбунова М. Ю. Общая социология. Конспект лекций. –M. Эксмо: 2008 - 160 с.

7. Козырев Г.И. Основы социологии и политологии. –М.Инфра-М, 2008.

8. Харчева В. Основы социологии.- М.: "Логос", 2000. 302 с.

9. Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004. - 592 с.

Информация о работе Социальные общности и их типы