Социальные последствия Второй Мировой войны для СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 00:37, курсовая работа

Описание работы

С началом Великой Отечественной войны вновь начался рост численности безнадзорных и беспризорных детей, выросла детская преступность. Были приняты постановления СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» от 23 января 1942 года и «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством» от 15 июня 1943 года. Постановления регламентировали меры по решению проблемы беспризорности. На органы НКВД возлагались обязанности по открытию детских колоний для содержания в них несовершеннолетних преступников (в возрасте от 11 до 16 лет). К концу 1943 года число подростков в этих колониях достигло 50 тыс. человек.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….с. 3-5

ГЛАВА 1. Исторический контекст…………………………………………с. 6-11
§ 1.1 Социальная политика перед Второй Мировой войной………………..с. 6-8
§ 1.2 Социальные проблемы и социальная политика во время Великой Отечественной войны…………………………………………………………с. 9-11

ГЛАВА 2. Социальные последствия Второй Мировой войны
§ 2.1 Социальные проблемы и социальная политика послевоенного времени…………………………………………………………………………с. 12-
§ 2.2 Послевоенные репрессии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

                    Кафедра социальной работы и  социальной педагогики

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТЕМА: «СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ  ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ ДЛЯ СССР»

 

Специальность «Социальная  работа»

 

 

 

Цуцкова Ольга  Альбертовна

студентка 2 курса, дневного отделения

 

 

Проверили:

Бирюкова Р.М. 
доцент, кандидат философских наук 
Фирсов М.В. 
профессор, доктор исторических наук

 

 

 

Москва

 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….с. 3-5

 

ГЛАВА 1. Исторический контекст…………………………………………с. 6-11

§ 1.1 Социальная политика перед Второй Мировой войной………………..с. 6-8

§ 1.2 Социальные проблемы и социальная политика во время Великой Отечественной войны…………………………………………………………с. 9-11

 

ГЛАВА 2. Социальные последствия Второй Мировой войны

§ 2.1 Социальные проблемы и социальная политика послевоенного времени…………………………………………………………………………с. 12-

§ 2.2 Послевоенные репрессии

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

ГЛОССАРИЙ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

 

 

С началом Великой Отечественной войны вновь начался рост численности безнадзорных и беспризорных детей, выросла детская преступность.

Были  приняты постановления СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» от 23 января 1942 года и «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством» от 15 июня 1943 года. Постановления регламентировали меры по решению проблемы беспризорности. На органы НКВД возлагались обязанности по открытию детских колоний для содержания в них несовершеннолетних преступников (в возрасте от 11 до 16 лет). К концу 1943 года число подростков в этих колониях достигло 50 тыс. человек.

В 1950 году насчитывалось 6543 детских дома, в которых воспитывалось 637 тыс. детей. В 1952 году Совет Министров СССР принял постановление «О мерах ликвидации детской беспризорности в РСФСР» от 8 апреля 1952 года. В 1960 году в школах-интернатах обучалось около 1 млн несовершеннолетних

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Исторический контекст

§ 1.1 Социальная политика перед Второй Мировой войной

 

После революции 1917 года в России изменился политический режим, что в свою очередь повлекло за собой изменение всей системы управления государством. Сменились ориентиры внешней и внутренней политики, поменялись и их цели. В частности, изменились и принципы традиционной российской благотворительности.

Этот период в истории  российской социальной работы можно  назвать периодом государственного обеспечения. Продлился он с 1917 по 1991 год и характеризовался жестким государственным контролем над всеми сферами жизни общества. Идеология того времени не допускала существования никаких форм благотворительности. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были национализированы в короткие сроки, их имущество было передано государству, а сами организации упразднены. Любая частная благотворительная деятельность пресекалась, так как благотворительность трактовалась как явление, свойственное лишь капиталистическим классовым обществам, и поэтому чуждое социалистической идеологии1.

Функции благотворительности  целиком и полностью взяло  на себя государство, и хотя развитие социальной работы этого времени шло в русле мировых тенденций, теория организации социальной поддержки разрабатывалась в рамках концептов социалистической идеологии2.

Государством ставилась задача по улучшению снабжения населения продовольственными и промышленными товарами, социального страхования и социального обеспечения жилищного строительства, здравоохранения и курортного обслуживания.

С 1922 года рамки социального  обеспечения расширились. Оно было нацелено на материальное обеспечение и обслуживание всех граждан СССР в старости, в случае болезни, полной и частичной утрате трудоспособности, а также многодетных семей. Особое внимание уделялось пенсионному обеспечению и пособиям. Были организованы первые санатории, профилактории и дома отдыха для трудящихся. Особое внимание обращалось на охрану труда3. Конституция 1924 года внесла изменения в систему социального обеспечения, теперь уже населения, а не трудящихся, как было раньше, и его же социального страхования: «Должно быть произведено полное социальное страхование рабочих:

а) для всех видов наемного труда;

б) для всех видов потери трудоспособности.

Именно: от болезней, увечья, инвалидности, старости, профессиональных болезней, материнства, вдовства и сиротства, а также безработицы».

Таким образом, к концу 20-х годов законодательно было оформлено полное социальное обеспечение всех слоев трудящихся, всех видов потери трудоспособности, а также впервые в мире – от безработицы4.

В 1920-е годы появляются и первые научные труды в области социального обеспечения и социального страхования5. Среди них можно выделить исследования Н. Милютина, А. Забелина, В. Яроцкого и других общественных деятелей. С их исследований начинается становление марксистско-ленинского подхода к социальной политике.

Работы этих общественных деятелей объединяют сходные подходы в постановке задач социальной политики (прежде всего, охрана труда и социальное обеспечение трудящегося населения), средств и способов их решения (выплата пособий по безработице и утрате трудоспособности, профессиональная профилактика, перестройка заводов и фабрик), а также в идее необходимости тотального государственного контроля над социальной политикой.

Помимо заботы о трудящемся населении в теоретических трудах 20-30 годов большое внимание уделяется проблемам так называемой социальной патологии6, (например, проституции, профессиональному нищенству и беспризорности). Однако совсем не рассматривается проблема алкоголизма, хотя она и существует.

В 1928-1932 гг. проводится разработка законодательства о пенсионном обеспечении по старости как самостоятельном виде социального обеспечения, где определялся возраст для получения пенсии по старости, а также устанавливался необходимый для назначения пенсии трудовой стаж - одинаковый для мужчин и женщин 7.

Особое внимание в 30-е  годы наравне с декларированием  полного государственного обеспечения  трудящихся уделяется борьбе с тунеядством.

В 1937 г. выходит новое  положение о Народном комиссариате социального обеспечения РСФСР, в задачи которого входило государственное обеспечение инвалидов труда и других категорий граждан, руководство деятельностью учреждений социального обеспечения, подготовка кадров работников по социальному обеспечению и ряд других задач. 

Естественно, что, будучи фактически монополией государства, решение социальных проблем целиком и полностью зависело от экономики страны. Социальная работа этого времени практически на 100% финансируется из госбюджета.

Таково было положение  социальной политики СССР перед началом  Второй Мировой войны.

 

§ 1.2 Социальные проблемы и социальная политика во время Великой Отечественной войны

 

Великая Отечественная  война повлекла за собой ряд новых проблем, в том числе и социального характера.

Мужское население было мобилизовано на фронт, и на промышленное производство пришли женщины, дети, вчерашние крестьяне. Их труд в годы войны был тяжелым, с продолжительным рабочим днем, практически без выходных дней. Указом от 26 июня 1941г. Устанавливался 11-часовой рабочий день, вводились обязательные сверхурочные работы, отменялись отпуска. 

Вводилась карточная система распределения  продуктов среди населения.

Чтобы обеспечить себе поддержку крестьянства, правительство вынуждено было отменить некоторые ограничения, введенные  в период коллективизации. На это  оказало влияние стремление немцев провести на оккупированной территории деколлективизацию. Крупной уступкой советскому крестьянству в годы войны явилась ставка на его личные интересы -  были разрешены личные подсобные хозяйства, и крестьяне получили определенную свободу в реализации их продукции.

С началом Великой Отечественной  войны вновь начался рост численности безнадзорных и беспризорных детей, выросла детская преступность. Сложными задачами, требующими решения, оставались вопросы материального обеспечения рабочих, развития индивидуального огородничества и подсобных хозяйств, распределения жилья и продуктов.

Помимо этого, серьезной проблемой  являлись развитие промышленности, работа отделов по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих.

В большей степени  социальная помощь и защита в период Великой Отечественной войны связана с проблемами помощи семьям фронтовиков, больным и раненым, с трудоустройством инвалидов, с вопросами попечения детей-сирот и другими проблемами военного времени8.

В 1941г. был  принят  Указ  Президиума  Верховного Совета  СССР  «О  порядке назначения и выплаты  пособий  семьям  военнослужащих  рядового  и  младшего начальствующего состава в военное время». Этим указом устанавливался порядок выплат пособий семьям фронтовиков, а в 1942г. в указ вносятся уточнения в соответствии с новыми условиями. Вопросы о пособиях и льготах семьям военных в период Великой Отечественной войны поднимаются вплоть до окончания военных действий. Например, в 1943г. принято постановление СНК СССР «О льготах для семей военнослужащих, погибших и без вести пропавших на фронтах Отечественной войны». Всего за годы войны семьям военнослужащих было выплачено 25 миллиардов рублей, а за счет фондов общественной помощи — около 500 миллиардов рублей9.

Первостепенной задачей в данный период стали социальная помощь раненым и их социальная реабилитация. Большой поток раненых требовал принятия экстренных мер. Уже в 1941г. создаются комитеты помощи по обслуживанию больных и раненых солдат Красной Армии, а в декабре 1942г. Государственным комитетом обороны организованы дома для инвалидов Великой Отечественной войны, которые после окончания военных действий преобразовали в трудовые интернаты. В них увечные воины не только подготавливались к трудовой деятельности, но и получали новые профессии и проходили переквалификацию.

Что касается проблемы охраны детства и попечения сирот, то в условиях военного времени они принимают новые черты: основной задачей теперь являлось не создание новых учреждений для детей, а эвакуация воспитанников уже имеющихся детских домов. В постановлении СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» предусматривались создание дополнительной сети детских домов, а также участие граждан в воспитании детей в форме опеки и патронажа10.

Вторая Мировая война стала тяжким испытанием для советского народа, и сталинское правительство прикладывало максимум усилий к тому, чтобы стабилизировать сложную социальную обстановку в стране Советов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Социальные последствия Второй Мировой войны

§ 2.1 Социальные проблемы послевоенного времени

 

Ни одной стране мира Вторая Мировая война не обошлась такой дорогой ценой, как СССР. На фронтах и в лагерях погибло  около 27 миллионов человек, было разрушено 1710 городов, свыше 70 тыс. сел и деревень, 32 тыс. промышленных предприятий. Ущерб, нанесенный войной, превышал 30% национального богатства11. Предстояло перестроить экономику с военного образца на мирный лад, заново отстроить города и села, пострадавшие во время ведения военных действий, вести сложную внешнюю политику со странами-союзниками по антигитлеровской коалиции. Немаловажной задачей оставалась и помощь в социальной реабилитации народа-победителя.

За годы войны сиротами остались 678 тысяч детей12, крова лишились порядка 25 миллионов человек, в фашистских лагерях погибло около 3,5 миллионов граждан СССР. Все эти факты требовали активизации всех сил государства для того, чтобы выйти из сложившейся ситуации.

Для большинства советских  людей послевоенный период в смысле выживания оказался не менее сложным, чем время войны. Он характеризовался жесткой социально-экономической политикой государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Несмотря на все последствия  разрушительной и кровопролитной войны, во второй половине 40-х гг. возобновились репрессии против врагов Советской власти.

 

С началом «холодной  войны» резко ужесточилась внутренняя политика СССР. Обстановка «военного  лагеря», «осажденной крепости» требовала, наряду борьбы с внешним врагом, наличие «внутреннего врага», «агента мирового империализма».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Социальные последствия Второй Мировой войны для СССР