Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:28, контрольная работа
Экономическое мышление является ровесником человеческого общества. Термин “экономия” от греческого “ойкос” (дом, хозяйство) и “номос” (правило, закон) рассматривался вначале как наука о домашнем хозяйстве. В современных условиях экономика – это как бы синоним категории “рыночное хозяйство”.
Экономическая функция социальной работы – это деятельность субъектов системы социальной защиты населения, направленная на создание ресурсной базы, комплекса условий, обеспечивающих средства существования и развития личности, семьи, общности и общества в целом. Она состоит их таких элементов, как формирование и рациональное распределение экономических ресурсов; контроль за их эффективным использованием и др.
Введение……………………………………………………………………….….2
Основные понятия теории потребностей…………………………………….…5
Виды личных потребностей и их классификация…………………………..….8
Социальные потребности человека и общества…………………………..…..14
Теория предельной полезности……………………………………………...…16
Заключение …………………………………………………………………..….20
Список используемой литературы………………
В зависимости от степени конкретизации все потребность подразделяются на общие и конкретные.
Общие потребности - потребности,
вытекающие из какого-либо
Конкретные потребности –
потребности, объектом которых
служат отдельные блага и
Общие и конкретные
В зависимости количественной определенности и возможностей удовлетворения всю совокупность потребностей подразделяют на абсолютные, действительные, платежеспособные и удовлетворенные.
Абсолютные потребности
Действительные потребности
формируются в рамках
Платежеспособные потребности
определяются
Платежеспособные
потребности, как правило,
Удовлетворенные потребности
– потребности, которые
Между абсолютными,
Абсолютная потребность под влиянием достигнутого уровня производства превращается в действительную. Последняя в результате распределения общественного продукта принимает форму платежеспособной, которая затем выносится на рынок и удовлетворяется благодаря покупке и потреблению товаров и услуг. Часть потребностей населения по разным причинам остается неудовлетворенной. В качестве таких причин выступает недостаточный уровень развития производительных сил, нехватка отдельных товаров или услуг, недостаточный уровень доходов потребителей и т. д.
По мере роста общественного производства, совершенствования производственных отношений все большая часть неудовлетворенных потребностей удовлетворяется. Но вместе с тем появляются все новые неудовлетворенные конкретные потребности.
По степени рациональности
потребности разделяют на
Разумные (рациональные)
потребности – потребности,
Иначе говоря, разумные
потребности – это общественно
полезные потребности. Их
Разумные потребности
– категория, трудно
Однако все эти
рациональные нормы и
Иррациональные потребности – потребности, выходящие за рамки разумных, принимающие гипертрофированные, иногда извращенные формы.
Отдельные подобные
потребности могут
Любая личная потребность
имеет общественный характер. Причем
для статистики можно
Социальные потребности человека и общества
В отличие от биологических и материальных потребностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, однако, непростительной ошибкой делать вывод, что социальные потребности играют второстепенную роль в жизни человека и общества.
Наоборот, социальные потребности в иерархии потребностей играют определяющую роль. На заре возникновения человека, для обуздания зоологического индивидуализма люди объединялись, создавали табу на владение гаремами, совместно участвовали в охоте на дикого зверя, четко понимали различия между "своими" и "чужими", совместно вели борьбу со стихиями природы. Благодаря превалированию потребностей "для другого" над потребностями "для себя" человек стал человеком, создал собственную историю. Бытие человека в обществе, бытие для общества и через посредство общества - центральная сфера проявления сущностных сил человека, первое необходимое условие реализации всех остальных потребностей: биологических, материальных, духовных.
Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все проявления социальных потребностей, мы будем классифицировать эти группы потребностей по трем признакам-критериям: 1) потребности для других; 2) потребности для себя; 3) потребности вместе с другими.
Особенности потребностей "вместе с другими" состоят в том, что они объединяют людей для решения назревших задач общественного прогресса. Так, нашествие немецко-фашистских войск на территорию СССР в 1941 г. стало мощным стимулом для организации отпора, и эта потребность носила всеобщий характер. Сегодня наглая агрессия США и стран НАТО на Югославию сформировала общую потребность народов мира к осуждению неспровоцированных бомбардировок городов Югославии, способствовало сплочению югославского народа в их решимости вести бескомпромиссную борьбу с агрессором.
Самый уважаемый человек - это человек, обладающий богатством социальных потребностей и направляющий все усилия своей души на удовлетворение этих потребностей. Это человек - подвижник, революционер, народный трибун, приносящий всю свою жизнь на алтарь отечества, на алтарь общественного прогресса
Теория предельной полезности
Люди потребляют товары и услуги потому, что они обладают свойством быть источником удовольствия (или удовлетворения). Это свойство экономисты обозначают термином "полезность". Основы теории полезности разработаны такими крупными экономистами XIX в., как Г. Госсен (1810-1859), У. С. Джевонс (1835-1882), К. Менгер (1840-1921), а также его последователи О. Бём-Баверк (1851-1914) и Ф. Визер (1851-1926).
Названные экономисты создали особое направление в экономической науке, получившее название "маржинализм" ("предельность"). Ключевая идея маржиналистского подхода состояла в следующем: стоимость (или, на современном экономическом языке - ценность) товара определяется не затратами труда на его производство, а полезным эффектом, который он способен принести потребителю. Такой подход противоречил традиционным представлениям классической школы (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Д. Милль), т. к. признавал приоритет конечных результатов функционирования экономики. Это был поистине переворот, и он сыграл столь важную роль в развитии экономической мысли, что получил название "маржиналистской революции".
Маржинализм называют субъективно-психологической теорией, и для этого есть все основания. Основатели маржинализма были твердо убеждены, что все категории экономической науки могут быть выведены только из отношения к вещи экономического субъекта, его предпочтений, ожиданий, познаний. (Так, К. Менгер писал, что блага сами по себе лишены объективных свойств, эти свойства им придает соответствующее отношение к ним людей). Подобная мысль в той или иной форме приходила в голову многим, и гораздо раньше, чем экономистам, - вот что говорил, например, В. Шекспир устами одного из героев известной всему миру пьесы: "... сами по себе вещи не бывают ни хорошими, ни дурными, а только в нашей оценке" (В. Шекспир. Гамлет, принц датский. Акт второй, сцена 2). Но только маржиналисты сумели сделать эту мысль основной отправной точкой целого научного направления.
Ход рассуждений маржиналистов в главных чертах состоял в следующем. Прежде всего они обратили внимание на то, что потребление любого блага носит, как правило, "приростный" характер. Иначе говоря, потребитель не действует по принципу "все или ничего", а постепенно увеличивает количество единиц потребляемого блага, пока не насытит потребность в нем (например, будучи голоден, человек съедает один бутерброд, другой и так до тех пор, пока не почувствует себя сытым, а испытывая жажду, выпивает стакан воды, второй и так, пока не пройдет чувство жажды).
Из этого наблюдения следовали три важных вывода:
1. Каждая дополнительная
единица товара приносит
2. Чем больше количество
единиц потребленного блага,
3. Потребляя некоторое число единиц одного товара (например, бутербродов), человек получает общую полезность этого ряда, состоящую из суммы убывающих предельных полезностей. В теории принято называть условные единицы величины предельной полезности "ютилями". Если потребление первого бутерброда принесет человеку полезность, равную, положим, 5 ютилям, второго - 4, третьего - 2, а четвертого - 1 ютилю, то общая полезность этого ряда составит 12 ютилей (а предельная полезность будет равна 1). Отказ от каждого последующего бутерброда будет означать уменьшение общей (суммарной) полезности и одновременное увеличение предельной полезности последнего бутерброда. Например, если отказаться от четвертого бутерброда, то общая полезность (TU) составит 11 единиц, а предельная полезность (MU) будет равна 2, при отказе от третьего бутерброда TU составит 9 единиц, а MU возрастет до 4, и т. д.