Социальные потребности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:28, контрольная работа

Описание работы

Экономическое мышление является ровесником человеческого общества. Термин “экономия” от греческого “ойкос” (дом, хозяйство) и “номос” (правило, закон) рассматривался вначале как наука о домашнем хозяйстве. В современных условиях экономика – это как бы синоним категории “рыночное хозяйство”.
Экономическая функция социальной работы – это деятельность субъектов системы социальной защиты населения, направленная на создание ресурсной базы, комплекса условий, обеспечивающих средства существования и развития личности, семьи, общности и общества в целом. Она состоит их таких элементов, как формирование и рациональное распределение экономических ресурсов; контроль за их эффективным использованием и др.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….….2
Основные понятия теории потребностей…………………………………….…5
Виды личных потребностей и их классификация…………………………..….8
Социальные потребности человека и общества…………………………..…..14
Теория предельной полезности……………………………………………...…16
Заключение …………………………………………………………………..….20
Список используемой литературы………………

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Социальные потребности.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

Тема: социальные потребности

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….….2

Основные понятия теории потребностей…………………………………….…5

Виды личных потребностей и их классификация…………………………..….8

Социальные потребности  человека и общества…………………………..…..14

Теория предельной полезности……………………………………………...…16

Заключение …………………………………………………………………..….20

Список используемой литературы…………………………………………..…22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Экономическое мышление является ровесником человеческого  общества. Термин “экономия” от греческого “ойкос” (дом, хозяйство) и “номос” (правило, закон) рассматривался вначале как наука о домашнем хозяйстве. В современных условиях экономика – это как бы синоним категории “рыночное хозяйство”.

Экономическая функция социальной работы – это деятельность субъектов системы социальной защиты населения, направленная на создание ресурсной базы, комплекса условий, обеспечивающих средства существования и развития личности, семьи, общности и общества в целом. Она состоит их таких элементов, как формирование и рациональное распределение экономических ресурсов; контроль за их эффективным использованием и др.

В реализации экономической функции  по решению проблем достойного существования  человека участвуют три субъекта: государство, общество и сам человек. В зависимости от конкретной ситуации каждый из них берет на себя большую и меньшую нагрузку.

Практика свидетельствует, что  на современном этапе формирования рыночных отношений в обществе первостепенная роль в реализации экономической  функции социальной работы принадлежит государству.

Экономика социальной работы – это  хозяйственная деятельность всей структуры  социальной защиты населения по производству нематериальных услуг.

Предмет изучения курса “Экономические основы социальной работы” – это  закономерности экономических процессов в социальной сфере и системе социальной защиты населения, влияние экономических факторов на социальное благополучие общества в целом, отдельных социальных групп и слоев и на каждого конкретного индивида в условиях формирования рыночных отношений.

Экономика социальной работы изучает  экономические отношения между  членами общества (как отдельных  индивидов, так и групп) как с  государством и другими звеньями политической системы, так и между  собой.

Экономика является материальной основе как общества в целом, так и социальной работы в частности. Это особенно важно сейчас, в переходной период, когда наблюдается кризис производства и рост безработицы, инфляция, рост стоимости всех видов товаров и услуг. И как результат – резкое, все увеличивающееся снижение уровня жизни и ее качества, рост числа незащищенных и обнищание больших масс населения. Как экономика государства является материальной основой решения социальных задач, так человек может быть защищен, если он обладает реальной собственностью.

Курс “Экономические основы социальной работы” ставит задачу изучить экономические  связи в социальной сфере общества, их изменение в переходный период и направленность на социальную защиту тех слоев населения, у которых  ущемлены экономические, политические и иные социальные права; влияние рыночных отношений на социальную сферу общества в целом; процессы, происходящие в экономике, и их влияние на социальную жизнь общества, его отдельных социальных групп и его членов, семей в обществе и индивидов в семье.

Экономические отношения в обществе прямо воздействуют на социальную жизнь  отдельных его членов. Особенно сильное  влияние оказывают отношения, связанные  со средствами производства, отчуждением  наемных работников от средств производства и т.д. Отчуждение от средств производства приводит к проблемам занятости и безработицы, экономическим и социальным проблемам в семье, к экономической эксплуатации.

Реализация политики социальной защищенности населения – задача социальной работы. При этом все более возрастает значение социального страхования, социальных гарантий в сфере здравоохранения, образования, на случай старости, утери трудоспособности и т.д.

Экономика социальной работы определяется общими категориями экономической  теории: производство, распределение, обмен и потребление.

В реализации личностных и общественных интересов уделяется особое внимание анализу решающей области жизнедеятельности  людей – сфере производства и  распределения жизненных благ в  условиях формирования рыночных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные понятия  теории потребностей.

 

В обыденной речи с  категорией потребности сближают прежде всего понятия «нужда», «желание», «прихоть», «стремление», «влечение».

Желание или стремление – это внешнее выражение потребности, которая осознана человеком. Близкое к ним понятие прихоть обозначает желание, в котором преобладает субъективный момент, каприз. Иными словами, прихоть не имеет под собой достаточных объективных, разумных оснований. В противоположность желанию или прихоти, нужда – это обедненная, упрощенная потребность, имеющая чисто объективный неотлагательный и повелительный характер. В нужде преобладает объективный компонент, который определяется законами природы и человеческого организма, а не сознательным выбором или субъективными пристрастиями человека. Поэтому говорят, например, что потребности в пище, одежде, жилье – это нужды (человек нуждается в них), а потребность в изысканных блюдах, элитных автомобилях – это желания или капризы. Они зависят не от жесткой необходимости выживания организма, а от субъективных пристрастий и вкусов, не являющихся необходимыми для существования человека.

Наконец, саму потребность можно определить несколькими способами. Так, ее рассматривают как «побуждающее к деятельности состояние субъекта, направленное на преобразование и присвоение предметов и явлений внешнего мира для поддержания оптимальных взаимосвязей со средой». В потребности объединены два компонента – объективный и субъективный. Объективная сторона потребности обусловлена свойствами внешнего мира и человеческого организма, а субъективная сторона определяется самим человеком, который осознает существующую объективно, т.е. независимо от его воли реальность. Понятно, что осознание тех или иных явлений и обстоятельств может быть разным – правильным или ошибочным¸ полным или неполным, своевременным или запоздалым. Кроме того, потребность зависит от мировоззрения, системы ценностей данного человека и т.п. Наличие этого субъективного компонента и приводит к тому, что в одной и той же ситуации у разных людей возникают разные потребности. Поэтому лучше всего рассматривать потребность как «единство объективной предрасположенности и субъективного побуждения». Наиболее удачным является такое определение потребности.

Потребность – это состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым (или тем, что кажется человеку необходимым) и побеждающее его к деятельности по устранению данного противоречия.

В нужде преобладает  объективный компонент (нужды  существуют независимо от того, осознаются они или нет). В желании преобладает субъективный компонент, осознание человеком того, что он хочет. Поэтому желание – особенно принявшее форму каприза или прихоти – может быть сильно оторвано от реальных нужд личности. В потребности объединены, уравновешены объективный компонент (нужда) и то или иное осознание этой нужды человеком (в виде желаний, стремлений, прихотей).  

Мотивы – это побудительные причины деятельности человека по удовлетворению потребностей. В психологии, социологии, юриспруденции, маркетинге считается, что понять человеческое поведение без раскрытия его мотивов невозможно. Близким по значению к понятию мотива является понятие стимула.

Интерес определяется как проявление социальных потребностей, как осознанное выражение отношений человека или социальной группы к своим потребностям и условиям их удовлетворения. Чаще всего понятие потребности применяют к отдельным людям («потребности личности»), а понятие интереса – к крупным социальным группам и организациям (интересы народов, государств, фирм, общественных классов, профессиональных и возрастных групп и т.п.). Осознание интересов, как и потребностей, может проявляться в разной степени. Так, социологи отмечают, что в постсоветской России предприниматели крупного бизнеса осознали свои групповые интересы довольно быстро, а другие слои населения делают это с опозданием.

Как уже отмечалось, потребности  находятся в глубокой связи с  мировоззрением и системой ценностей. Мировоззрение – это система взглядов человека на мир в целом и свое место в мире. На основе мировоззрения в каждом обществе и социальном слое формируется система ценностей. Ценность – это значение предметов явлений для человека и общества, оценка явлений и событий как добра или зла, полезного или вредного, прекрасного или безобразного, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.п. Знание о мире раскрывает объективные законы природы и общества, а оценка тех или иных явлений устанавливает, какое значение они имеют для человека и как следует к ним относиться. В истории европейской цивилизации необходимость изучения человеческих интересов, пристрастий, потребностей и ценностей впервые глубоко осознали софисты. Возможность сопоставления окружающего мира с потребностями и ценностями человека с блестящей точностью выражена в афоризме древнегреческого софиста Протагора (ок. 490 – ок. 420 гг. до н.э.): «Человек есть мера всех вещей». В этом высказывании ярко проявляется ценностный подход к миру.

Система ценностей –  совокупность оценок человеком предметов и явлений окружающего мира – прямо указывает на то, как надо относиться к существующим потребностям, каким образом следует их формировать и корректировать. Формирование самой системы ценностей – результат сложного взаимодействия семейного воспитания, экономики, политики, культурных традиций, религии, науки, искусства и всего многообразия социальных процессов.

 

 

 

Виды личных потребностей и их классификация

 

  Личные потребности весьма многообразны. В зависимости от характера, природы возникновения выделяют три их группы(класса):физические, социальные и интеллектуальные.

  Физические потребности связанны с поддержанием физической жизни человека. К ним относятся потребности в пище, одежде, жилье, а также такие, как потребность в двигательной активности, в сне и т.д.

 Эти потребности  задаются человеку самой природой. Тем не менее характер производства, социальный строй и конкретный  условия, в которых находятся  люди, накладывают на них отпечаток:  степень их развития, формы проявления, способы удовлетворения видоизменяются и совершенствуются по мере развития производительных сил и производственных отношений.

 Например потребность  в жилище из простейшей нужды  в крыше над головой превратилась  в высокоразвитую потребность  в благоустроенном жилье и  т. п.

 Социальные потребности – возникают в связи с функционированием человека в обществе. К ним относятся потребность в общественной деятельности, самовыражении, общении с людьми, обеспечении социальных прав и т. д.

 Социальные потребности  рождаются в процессе деятельности человека как общественного субъекта. В отличие от физических они не задаются природой, не закладываются генетически, а приобретаются в ходе становления человека как личности, его развития как члена общества.

 Интеллектуальные  потребности – рождаются разумом человека и связанны с его интеллектуальной деятельностью. Это потребности в познании окружающего мира, образовании, повышении квалификации, различных видах творческой деятельности (в том числе и творческой самодеятельности) и т. д.

 Как и социальные, они являются потребностями, созданными обществом, развиваются вместе с развитием человека, повышением его интеллектуального уровня, приобретаются в процессе становления человека, как личности.

 Решающую роль в  этом играет общественная среда,  в которой находится и воспитывается человек. Этот вид потребностей зависит от воспитываемой обществом индивидуальности.

 В зависимости от  сферы жизнедеятельности человека, в которой проявляются личные  потребности, выделяют две группы  личных потребностей – материальные  и духовные.

 Материальные потребности  возникают в сфере материальной  жизнедеятельности человека. В качестве  объекта таких потребностей выступают  материальные блага и услуги (продукты  питания, предметы одежды, жилище  и домашняя обстановка, коммунальные  и бытовые услуги и т. п.)

 Материальные потребности  отличаются от физических. Первые  – часть физических потребностей, которая удовлетворяется с помощью  материальных благ и услуг  (например, потребность в пище, жилье,  одежде и т. п.). Помимо них  физические включают в себя и чисто физиологические, например потребность в двигательной активности, сне и т. п. Они могут удовлетворяться и без участия материальных благ и услуг.

 Духовные потребности  связанны с духовной деятельностью  человека, под которой понимается  не только интеллектуальная, но и любая деятельность, порождаемая внутренним состоянием человека. С этой точки зрения духовные потребности шире интеллектуальных. Их удовлетворение обеспечивает, если так можно сказать, духовное воспроизводство человека.

 Круг таких потребностей человека весьма разнообразен. Это и потребности в пользовании культурными ценностями (включая памятники архитектуры, живопись, концертно-исполнительскую деятельность и т. п.), и потребности в эстетическом наслаждении (которые могут удовлетворяться как материальными благами, созданными трудом человека, так и природой), и, говоря словами Ф. Энгельса, непреходящая потребность человеческого духа – преодолеть все противоречия.

Информация о работе Социальные потребности