Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 17:42, контрольная работа
Принцип социального государства является в последние годы объектом пристального внимания как российских, так и зарубежных исследователей: юристов, социологов, политологов и экономистов. Его анализу посвящено немало публикаций, в которых рассматриваются проблемы сущих и целесообразных масштабов и форм социальной деятельности государства, ее исторической и современной динамики, правового оформления принципа социального государства и его соотношения с принципами государства правового и демократического.
Введение
1. Развитие и формирование понятия социального государства
2. Социальное государство: сущность и понятие
3. Характерные черты современного социального государства
Заключение
Литература
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ им К.Г. Разумовского
Кафедра «гуманитарных и социально – экономических наук »
Контрольная работа
по дисциплине: «Международная защита прав человека »
на тему (вариант контр. работы):
«Социальные права человека – основной критерий и признак социального государства»
Выполнила студентка |
2 |
курса | |||
заочной полной |
формы обучения, | ||||
специальности (направления подготовки): |
030900
(шифр специальности, | ||||
юриспруденция
(название специальности, | |||||
Филиал ФГБОУ ВПО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского», р.п. Светлый Яр, Волгоградской области | |||||
номер зачетной книжки: |
2730-030900-11 | ||||
Данилова Л. С. | |||||
Проверил (научный руководитель) : |
|||||
(ученая степень, звание, должность) | |||||
Стоякин А. Н. | |||||
Светлый Яр, 2012 г
Содержание
Введение
1. Развитие и формирование
понятия социального
2. Социальное государство: сущность и понятие
3. Характерные черты
современного социального
Заключение
Литература
В настоящее время принцип социального государства признан во многих странах как один из основополагающих принципов современного цивилизованного государства - наряду с его правовым, демократическим и светским характером. Вместе с тем размах и способы осуществления социальной политики государств постоянно меняются, сталкиваясь с различными вызовами и рисками и заставляя науку и практику находиться в постоянном поиске их совершенствования и оптимизации.
Проблематика социального
государства чрезвычайно
Разработка теории социального государства чрезвычайно важна, поскольку реализация социальной функции государства в разумных масштабах способна принести и приносит обществу столь же огромную пользу, сколь разрушительными (и экономически, и психологически, и политически) могут быть как ее недооценка, так и необоснованное в конкретных исторических условиях гипертрофирование.
Понятие “социальное государство” впервые было выдвинуто в середине ХIХ века знаменитым немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном. Он считал, что идея государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно “осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого и в этом смысле мы говорим об общественном или социальном государстве”.3 Социальное государство по Штейну, должно не только узаконить и охранять господствующих, но и сознательно служить интересам народа. В данном определении, по сути, преодолевается социологический подход к государству (как к арене классовой борьбы). В качестве одного из признаков социального государства выделяется равенство всех людей, признается доминирующая роль утверждения "личность-государство" взамен прежнего "государство - общество", а главная цель государства - экономический и социальный прогресс.
Также взгляды Штейна разделял либеральный ученый Фридрих Науманн. Его представления об активном вмешательстве государства в хозяйственные и социальные отношения стали традиционным существенным элементом раннего немецкого либерализма.4 Либералы ставили перед государством задачу не только защищать собственность и социальный порядок, но и материально и морально поднять низшие классы через широкие социальные реформы.5 Самую радикальную теоретическую основу социального государства выдвинул в 1879 г. немецкий экономист Адольф Вагнер, определявший свои воззрения как социально-правовые. Его концепция предусматривала превращение буржуазного государства в “государство культуры и всеобщего благоденствия”, огосударствление железных дорог, горных предприятий, банков и страховых организаций, интеграцию рабочего класса в государство и общество при отрицании политических и социальных революций”.6
В дальнейшем идея социального государства начинает получать
все большее признание, воплощаться в
практике и конституциях современных
государств. Впервые государство было
названо социальным в Конституции ФРГ
1949 года. Так или иначе, принцип социальности
выражен в конституциях Франции, Италии,
Португалии, Турции, Испании, Греции, Нидерландов,
Дании, Швеции, Японии и других государств.
Большое значение для теории и практики
социального государства имело учение
английского экономиста Дж. Кейнса, под
влиянием взглядов которого сформировалась
концепция государства всеобщего благоденствия,
исходящая из возрастания социальной
функции государства.
На сегодняшний день понятие социального
государства можно сформулировать так:
социальное государство –
это правовое демократическое государство,
которое провозглашает высшей ценностью
человека и создает условия для обеспечения
достойной жизни, свободного развития
и самореализации творческого (трудового)
потенциала личности. Под достойной жизнью
человека понимается его материальная
обеспеченность на уровне стандартов
современного развитого общества, доступ
к ценностям культуры, гарантированность
прав личной безопасности, а под свободным
развитием человека – его физическое,
умственное и нравственное совершенствование.
Социальное государство – наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества, обеспечения социальной справедливости и солидарности в распределении продуктов труда. Социальная справедливость и социальная солидарность предусматривают реализацию на практике таких положений, как: солидарная ответственность поколений и сословий – богатые платят за бедных; здоровые платят за больных; трудоспособные платят за еще или уже нетрудоспособных; обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.
Это государство не стремится
к уравниловке за счет отказа от
свободы, как это делало социалистическое
государство. Напротив, оно увязывает
свободу и социальную защиту социально
слабых слоев (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и др.), поскольку между этими
целями существует определенное противоречие.
Социальное государство как бы исправляет
формализм понятий "свобода" и "равенство",
помогая людям непредприимчивым и бедным.
Существование и деятельность социального
государства тесно связана с такими общественными
явлениями, как демократия, гражданское
общество, правовое государство, свобода
и равенство, права человека.
Наряду с понятием
социального государства в
^
Мнения большинства ученых по вопросу,
что представляет собой социальное
государство как научная
Председатель Конституционного Суда Российской
Федерации, один из инициаторов внесения
положения о социальном государстве в
текст Конституции России М. В. Баглай,
считал, что социальным “называется государство,
которое берет на себя обязанность заботиться
о социальной справедливости, благополучии
своих граждан, их социальной защищенности”.7
Доктор политических наук Э.Я. Баталов
отмечал, что становление индустриального,
а потом и постиндустриального общества
вызывает потребность в социальном государстве
как “государстве, принимающем на себя
ответственность за положение дел в социальной
сфере, а стало быть, рассматривающем политику
социального регулирования в качестве
одной из важнейших своих функций”.8
Значительный научный интерес представляют
подходы к трактовке сущности социального
государства зарубежных исследователей.
Для немецких ученых характерно прежде
всего увязывание деятельности такого
государства по социальной защите граждан
и рыночной экономики, покоящейся на частной
инициативе и приносящей средства для
социальных программ.9
По мнению Х. Байера, “современное социальное
государство - это централизованно управляемая
забота об обеспечении всех граждан во
всех жизненных положениях, которая раскрывается
как первейшее проявление современной
демократии, при том, что социальная справедливость
основывается на экономическом либерализме”.10
^
Социальное государство – это
современный тип правового
Подлинно социальное государство возможно
лишь в условиях демократии, гражданского
общества и должно быть правовым в современном
значении этой характеристики. В настоящее
время правовое государство должно быть
социальным, а социальное государство
не может не быть правовым.
Кроме того, социальным может быть только
государство, имеющее высокий уровень
экономического развития, причем в структуре
экономики должна быть учтена социальная
ориентация государства.
Так же стоит учитывать и нравственную
сторону процесса становления социального
государства. Духовная атмосфера в социальном
государстве должна характеризоваться
развитым чувством гражданственности,
социальной солидарности и гуманизма.
Исходя из вышесказанного, можно заключить,
что необходимыми условиями и характерными
признаками социального государства являются:
а) достойных условий
б) социальной защищенности;
в) равных стартовых возможностей для
самореализации личности.
Степень социальности правового демократического
государства можно оценить по
следующим критериям:
Информация о работе Социальные права человека – основной критерий и признак социального государства