Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 17:42, контрольная работа
Принцип социального государства является в последние годы объектом пристального внимания как российских, так и зарубежных исследователей: юристов, социологов, политологов и экономистов. Его анализу посвящено немало публикаций, в которых рассматриваются проблемы сущих и целесообразных масштабов и форм социальной деятельности государства, ее исторической и современной динамики, правового оформления принципа социального государства и его соотношения с принципами государства правового и демократического.
Введение
1. Развитие и формирование понятия социального государства
2. Социальное государство: сущность и понятие
3. Характерные черты современного социального государства
Заключение
Литература
^
В настоящие время, многие страны мира
являющиеся по Конституции
социальными или не имеющие формально
такого положения, но де-факто проводящие
социально-экономическую политику, опираются
на такие важнейшие принципы, как:
Анализ социально-
Также можно обозначить основные приоритеты
социального государства:
Стоит отметить также приоритетные
направления развития самой модели
социального государства. В числе
основных направлений совершенствования
современной модели социального государства
зарубежные ученые предлагают установление
новых принципов взаимоотношений экономики
и политики, поиск новых механизмов соединения
закономерностей рыночной экономики с
растущим спросом на благосостояние, отказ
от метафизического понимания принципа
равенства как парадигмы общественной
деятельности, повышение личного вклада
потребителей социальных благ в их производство.
Нельзя не отметить меры, которые помогут
социальному государству в преодолении
кризисных явлений, неизбежно возникающих
на пути его становления.
Среди этих мер важное место должен занять
постоянный контроль за деятельностью
государственного аппарата, как с точки
зрения его эффективности, так и законности.
При этом недостаточно ограничиваться
внутренним контролем в пределах самой
администрации или внешним (бухгалтерским,
финансовым) контролем. Требуется расширение
парламентского контроля над всей совокупностью
государственной деятельности, вне зависимости
от того, осуществляется ли она непосредственно
администрацией, либо косвенно учреждениями
и организациями, созданными ею. Представители
народа должны иметь полное право инспектировать
государственные фонды и деятельность
государственных служб, которые ими распоряжаются.
Демократические принципы требуют контроля
не только крупных политических решений,
но также и инспектирования каждодневной
деятельности администрации. В общем,
социальное государство требует широкого
пересмотра инструментов контроля нашего
парламентаризма, до сих пор недостаточно
действенных.
^
Формула «социальное государство»
возникла после второй мировой войны
в конституциях ряда западноевропейских
стран (ФРГ, Франция, Италия и др.). В то
время считалось, что в функции социального
государства входит лишь провозглашение
социально-экономических прав граждан
(право на труд, на отдых, социальное обеспечение
и др.) или к раздаче пенсий и различных
пособий. Но позже стало очевидно, что
социальное государство это нечто большее.
Оно призвано создавать условия для обеспечения
граждан работой, перераспределять доходы
через государственный бюджет, обеспечивать
людям прожиточный минимум и содействовать
увеличению числа мелких и средних собственников,
охранять наемный труд, заботиться об
образовании, культуре, семье и здравоохранении,
постоянно улучшать социальное обеспечение
и др.
Утвердилось понимание того, что помимо
собственно социальной политики, социальную
ориентацию должна приобрести вся экономическая
политика правительства, но при этом не
перечеркивать конкуренцию и экономическую
свободу, поощрять индивидуальную инициативу,
сохранять и даже усиливать стимул к росту
личного благосостояния. Это государство
должно бороться не против богатства,
а против нищеты, оно отрицает чрезмерный
этатизм в распределении благ, поощряя
социальную функцию частной собственности.
Рассматривая функции социального государства,
мы подразумеваем, что ему присущи все
традиционные функции, которые присущи
государству как таковому. На содержание
всех функций социального государства
оказывает большое влияние его общее социальное
назначение, то есть традиционные функции
как бы преломляются через призму целей
и задач социального государства, и в этом
плане можно вести речь о наличии у него
общей социальной функции (общем социальном
назначении).
Общую социальную функцию можно рассматривать
как совокупность специфических функций,
таких как:
Таким образом, основной функцией социального
государства является государственный
патернализм, обращенный на всех членов
общества независимо от их социальной
принадлежности.
Важнейшим инструментом социальной политики
социального государства является социальная
защита. В целом социальная защита выступает
как механизм, призванный ограждать людей
от разного рода неблагоприятных для их
жизнедеятельности воздействий со стороны
социальной среды и смягчать последствия
таковых. Это – защита от возможных нарушений
прав и свобод личности от административного
произвола, от преступных посягательств
на жизнь, здоровье, собственность, честь
и достоинство человека и от других вредоносных
факторов.
Как показывает мировой опыт, наиболее
эффективные системы социальной защиты
граждан и социального выравнивания их
доходов включают в себя налоговые перераспределения,
государственные адресные выплаты и пособия,
обязательное социальное страхование,
пенсионное обеспечение и социальную
помощь. При этом основным источником
финансирования и общим регулятором системы
социальной защиты выступает государство,
поскольку оно обслуживает все население
и имеет более низкие административные
расходы, нежели системы с участием частных
институтов.
Важнейшими элементами механизмов социальной
политики социального государства являются
государственные социальные стандарты
(ГСС), то есть социальные нормы и нормативы,
обеспечивающие реализацию гарантированных
Конституцией социальных прав граждан
и выступающие одновременно ориентирами
в реализации социальной и экономической
политики социального государства.12
Кроме того, следует учитывать, что проведение
государством социально ориентированной
политики представляет собой трудный
процесс, вынуждающий государство балансировать
между противоречивыми, почти исключающими
друг друга факторами. Социальное государство
должно постоянно налаживать труднодостижимый
баланс между свободой рыночной экономики
и необходимостью воздействовать на распределительные
процессы с целью достижения социальной
справедливости, сглаживания социального
неравенства. Отказываясь от ограниченной
роли „ночного сторожа“ и стремясь обеспечить
всем гражданам достойный уровень жизни,
государство не должно переступить черту,
за которой начинается грубое вмешательство
в экономику, подавление инициативы и
свободы предпринимательства.
^
Впервые определение России как
социального государства было задекларировано
в 1993 году. Именно тогда Конституционное
совещание работало над текстом Основного
Закона России. По просьбе членов совещания,
в мае 1993 года, Академия труда и социальных
отношений созвала конгресс для обсуждения
темы «Человек, социальная политика, социальное
партнерство». По итогам конгресса, в Конституционное
совещание было внесено предложение, взять
в качестве идеи конституционного устройства
России модель социального государства.
При этом изучались различные теории государственного
устройства: элит, конвергенции, плюралистической
демократии, историко-материалистическая,
социального государства, а также различные
экономические модели, в том числе опирающиеся
на либеральные принципы, на принципы
кейнсианства. В то же время анализировался
опыт западных стран, избравших для себя
модель социального государства. Учитывая
предыдущий опыт социализации жизни в
нашей стране, менталитет народов России,
выбор был остановлен на модели социального
государства.
Так появился пункт 1 в статье 7 Конституции
Российской Федерации. В последующие годы
ученые из Академии труда и социальных
отношений вместе с учеными и специалистами
ряда других научных и учебных центров
при поддержке и активном участии профсоюзов
продолжали работу над совершенствованием
модели социального государства.
В 1996 году в ходе организованного Академией
труда и социальных отношений и Федерации
независимых профсоюзов России «круглого
стола», на тему «Российская Федерация
– социальное государство» были сформулированы
основные критерии социального государства.
«Социальным государством» может считаться
государство:
Таким образом, в 2006 году были сформулированы
основные подходы к содержанию будущей
Концепции социального государства Российской
Федерации.
Однако российскому обществу навязываются
теории консервативного толка, где социальная
роль государства сведена к минимуму.
В современном мире это уже пройденный
этап. Тем более неприемлемы такие теории
в нашем обществе, которое долгое время
было ориентировано на социалистические
принципы равенства и справедливости.
И хотя эти принципы носили в основном
популистский, демагогический характер,
общественное сознание формировалось
именно на их основе.
Интересный способ решения проблемы равенства
в посттоталитарном обществе предложен
В.С.Нерсесянцем. Согласно его концепции
социализм есть не случайная тупиковая
ветвь развития общества, а естественный
закономерный процесс, ведущий к созданию
так называемого цивилизма - постсоциалистического
строя, где всеобщее формально правовое
равенство будет дополняться принципиально
новым моментом - экономическим равенством
всех граждан. Приватизация и десоциализация
собственности, проводимые в России, неизбежно
будут осуществлены таким образом, что
экономическое неравенство сохранится.
И никакая социальная помощь не может
компенсировать разницу между собственником
и несобственником. Только преобразование
социалистической собственности в равную
гражданскую собственность создает условие
для «более высокой ступени человеческой
свободы, равенства, справедливости и
права».
Социальная сфера в Российской Федерации
сегодня создает гораздо больше сложных
вопросов, чем получает адекватных ответов.
Уже привычными стали такие проблемы,
как бедность, безработица, преступность,
многие другие. Надо отдать должное органам
власти, местного самоуправления - в последние
годы социальной сфере уделяется все больше
внимания. Но, несмотря на множество принимаемых
мер, кардинальных изменений не заметно.
В России до настоящего времени не произошло
формирования достаточно четких подходов
к реформированию сложившейся системы
социальной защиты, для которой характерны
чрезвычайно высокая патерналистская
роль государства и крайне слабо обозначены
общественные институты. В течение последних
лет социальная защита населения России
ориентировалась на адресное оперативное
решение самых острых, кризисных, жизненных
проблем отдельных категорий граждан
на заявительной основе. На определенном
этапе этот путь был наиболее реальным
для практического решения задач в этой
сфере и представлялся удачным. Однако
время показало, что такой подход не дает
долгосрочного эффекта, поскольку не нацелен
на профилактику повторений кризисных
ситуаций, на перспективную социальную
защиту каждого конкретного человека
и населения в целом.
Деятельность государства в социальной
сфере пока что не всегда является достаточной
и действенной. В условиях продолжающегося
экономического кризиса социальная помощь
государства пока не гарантирует достойную
жизнь, как это записано в Конституции
РФ.
Пункт 2 статьи 7 Конституции дает некоторую
расшифровку обязанностей государства:
- охрана труда и здоровья людей;
- установление гарантированного минимального
размера оплаты труда;
- обеспечение государственной поддержки
семьи, материнства, отцовства и детства,
инвалидов и пожилых граждан;
- развитие системы социальных служб;
- установление государственных пенсий,
пособий;
- иные гарантии социальной защиты.
Такой перечень социальных обязанностей
государства явно отстает от общепризнанных
в конституционной теории и практике развитых
стран. Однако введенный в Конституцию
термин "социальная защита", предполагает
возможность расширения этих обязанностей
в будущем законодательстве. К сожалению,
в конституционный текст не включена формула
"социально ориентированная рыночная
экономика", это, безусловно, было бы
существенным дополнением и раскрывало
содержание социального государства.
«Имеются значительные недостатки в реализации
и других направлений социальной политики
государства, в частности в сфере охраны
труда и здоровья населения».13 В последние годы наблюдается рост аварийности
на предприятиях, профессиональных заболеваний,
высок уровень производственных травм,
неблагоприятна экологическая обстановка
в ряде регионов страны, в том числе в промышленных
центрах Урала, Сибири и др.
Резюмируя можно сформулировать некоторые
проблемы создания социального государства
в России:
Информация о работе Социальные права человека – основной критерий и признак социального государства