Социальные права граждан – важнейший ориентир становления социального государства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 08:13, контрольная работа

Описание работы

Социальные права часто рассматриваются в качестве «прав второй категории», которые не предусматривают никаких гарантий по их реализации. СССР критиковал такую позицию и добился принятия Пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Социальные права на высоком материальном уровне необходимы для сохранения и расширения современной концепции гражданства и прав граждан.
Ч. 1 ст. 7 Конституции РФ объявляет Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека
Права человека представляют собой ценность, принадлежащую всему международному сообществу. Их уважение, защита являются обязанностью каждого государства.

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 37.08 Кб (Скачать файл)

 

1 Социальные  права граждан – важнейший  ориентир становления социального  государства в России

 

 

Социальные  права часто рассматриваются  в качестве «прав второй категории», которые не предусматривают никаких  гарантий по их реализации. СССР критиковал такую позицию и добился принятия Пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Социальные права на высоком материальном уровне необходимы для сохранения и расширения современной концепции гражданства  и прав граждан.

 Ч. 1 ст. 7 Конституции РФ объявляет Российскую  Федерацию социальным государством, политика которого направлена  на создание условий, обеспечивающих  достойную жизнь и свободное  развитие человека

Права человека представляют собой ценность, принадлежащую  всему международному сообществу. Их уважение, защита являются обязанностью каждого государства.

Социальные  права представляют собой совокупность норм права, определяющих условия жизнедеятельности  людей, признанные международным сообществом  в качестве оптимальных с позиций  развития личности, социальных групп  и общества в целом.

В их современной  систематизированной форме эти  неотчуждаемые права каждого  человека были выражены впервые в 1776 году в американской "Декларации независимости" и в 1789 году во французской "Декларации прав человека и гражданина". В этих классических формулировках  они приобрели всеобщие признание  и разделяются в качестве концептуальной системы правовой мысли мировым  сообществом.

Как основание  гражданских свобод, неотчуждаемым  правам человека и гражданина присущи  три неизменных характеристики, в  частности, они:

  1. не зависят от типа государственного устройства и обладают в известном смысле "экстерриториальным" свойством распространения в большинстве стран мирового сообщества;
  2. наделяют граждан полномочиями главного субъекта правоотношений в управлении страной, то есть, обеспечивая для них возможность активного участия в жизни общества и государства, превращая тем самым (в идеале) всякое управление в самоуправление;
  3. расширяют сферу своего действия, дополняя к традиционным видам новые: например, в последнее столетие существенно расширился массив "основных социальных прав", что требует от государственной власти серьёзных усилий по их реализации в практической жизни.

Сформировавшиеся  представления об естественных социальных правах человека, основанные на идеях  равенства, свободы, справедливости и  солидарности, способствуют распространению  всеобщего убеждения в самоценности человеческой личности и в наличии  неотчуждаемых, присущих каждому человеку естественных прав.

В части 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека говорится: “Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи, и права на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам”.

К важнейшим  социальным правам относятся:

  1. право на труд, свободный выбор места работы, на защиту от безработицы, на справедливое вознаграждение и равную оплату за равный труд;
  2. право на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах государства;
  3. право на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния человека и его семьи, на отдых и досуг, на образование, на социальную и медицинскую помощь.

Таким образом, категория “социальное государство” может рассматриваться с позиции права, как институциональная характеристика, определяющая конституционно-правовой статус государства и реальные его признаки, раскрывающиеся в практическом обеспечении социальных прав человека и гражданина с помощью законодательно закреплённых и соблюдаемых государством базовых гарантий жизнедеятельности населения.

Другими словами государство является социальным при соблюдении ряда условий:

  1. если в нем законодательно определены и закреплены социальные права человека на уровне не ниже международно-признанных норм и стандартов;
  2. если в стране обеспечены приемлемые уровни социальной поддержки, помощи и защиты всех слоёв населения;
  3. если государственная социальная политика направлена на динамичное повышение качества жизни всего населения, на принятие мер по выравниванию возможностей населения в основных сферах жизнедеятельности.

Правовую  основу социального государства  составляют внутригосударственные  и международно-правовые акты, провозглашающие  и гарантирующие социально-экономические, культурные, жилищные и другие права. Так, перечень прав и законных интересов  граждан закреплён в статьях 2, 17 и 18 Конституции Российской Федерации. Его назначение состоит в признании, гарантировании и обеспечении реализации конституционных прав граждан на жилище, охрану здоровья, образование, социальное обеспечение, свободу научного и иного творчества, на пользование достижениями культуры.

При этом приоритет прав человека означает признание человека высшей ценностью в обществе. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (часть 2 статьи 17 Конституции Российской Федерации). Свободное и эффективное их осуществление является одним из основных признаков наличия развитого гражданского общества, правового и социального государства.

Конкретизация конституционных прав и гарантий находит своё воплощение в отраслевом социальном и жилищном законодательстве, а также постепенное развитие в правоприменительной практике государственных и муниципальных органов и учреждений, организаций, например, в регулировании минимальных уровней заработной платы, пенсий, пособий и стипендий, минимальных гарантиях медицинской и социальной помощи и т.д.

В системе  механизмов, обеспечивающих права человека, важной мерой является активное участие  общественности и граждан в решении  вопросов социального характера. Роль публичных институтов гражданского общества в обсуждении проектов законов, бюджетов всех уровней, в определении  набора и уровня социальных услуг  необходимо повышать.

В социальном государстве нормативно-правовые акты закрепляют определённые социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства. Так, согласно положениям статьи 18 Конституции Российской Федерации именно права человека определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эффективная их реализация является одним из основных признаков правового и социального государства, а также наличия гражданского общества.

В правовом государстве применяются механизмы  повышающие ответственность государственных  органов и должностных лиц  перед гражданами за посягательство на их права и свободы. Эта ответственность  обретает практическое применение только при наличии соответствующих  нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней  должностных лиц, виновных в нарушении  прав и свобод граждан.

Например, в качестве соответствующих базовых  конституционных положений является правовая норма, в соответствии с  которой властные структуры государства  обязаны обеспечить каждому возможность  ознакомления с документами и  материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. В свою очередь, гражданин несёт ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов.

Создавая  систему социального права, гражданское  общество должно учитывать существующий уровень правосознания населения  и на этой основе определять социальную политику, как по целям, так и по механизмам.

Социальное  законодательство как база прав человека основывается на конституционных нормах и на международно-правовых актах, принимаемых  и действующих в социальной сфере.

Признание важности этой сферы в национально-государственном  и международном плане во многом связано с концепцией прав человека, которая разработана в ХIХ в. и нашла широкое применение с середины ХХ в. при рассмотрении степени правовой "цивилизованности" той или иной страны.

За последние 50 лет в рамках ООН и её специализированных организаций, Совета Европы, ОБСЕ и СНГ принят ряд значимых международных актов и в частности пактов о социальных и экономических правах. В качестве примера таких актов можно привести Европейскую социальную хартию, принятую Советом Европы в 1996 году, уточнённую (пересмотренную) в 1996 году и вступившую в силу в 1999 году.

Следует отметить, что в части 4 статьи 15 Конституции  Российской Федерации закреплено правило, согласно которому общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры Российской Федерации являются составной частью российского законодательства.

Европейская Социальная хартия провозглашает общие  цели социальной политики для эффективного осуществления прав граждан, которые  можно классифицировать по следующим группам:

  1. труд и коллективные договоры (свободный труд, справедливые условия труда, вознаграждения);
  2. социальное обслуживание (социальная и медицинская помощь, услуги со стороны социальных служб);
  3. права на объединения;
  4. обеспечение доступа в высшему образованию, профессиональная подготовка;
  5. семейные отношения.

Присоединение России к Хартии, а также ратификация  важнейших конвенций Международной  организации труда является важным и положительным шагом в становлении  России как социального государства.[6]

 

1.1  Социальные и экономические права и свободы

 

Социальные  и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный  уровень, право на труд и свободный  выбор работы, право на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства  и детства, право на образование.

К этой категории  также относят и культурные права, гарантирующие доступ человека к  благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры. Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может полноценно осуществить свои личные и политические права.

Конституционная трактовка содержания прав в сфере  труда полностью соответствует  положениям об этом в Международном  пакте об экономических, социальных и культурных правах.

С трудовыми  правами неразрывно связано право  на отдых, именно поэтому оно также  закрепляется в ст. 37. Любой человек  должен рационально использовать время  своего отдыха. Функции государства  в этой сфере заключаются в  установлении продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных  дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

 С  признанием права на труд государство  обязано создавать условия, которые  способствовали бы экономическому  развитию общества, наиболее полной занятости населения. Для этого оно гарантирует бесплатность среднего профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях и на предприятиях, что является необходимой предпосылкой для подготовки к трудовой деятельности. Вместо закрепляемого ранее принципа бесплатности всех видов образования предусматривается общедоступность и бесплатность образования в пределах государственного стандарта. Сохраняется право на получение высшего образования в государственных учебных заведениях на конкурсной основе. Что касается негосударственных вузов, то гражданин вправе поступить в частное, т.е. платное, высшее учебное заведение без всяких ограничений со стороны закона. Государство гарантирует бесплатное и общедоступное получение дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ст. 43 п. 2). Родители (или лица их заменяющие) должны способствовать получению детьми основного общего образования.

Конституция определяет и взаимные права родителей  и детей. Права родителей заключаются  в заботе о детях и их воспитания. Трудоспособные дети, достигшие восемнадцатилетнего  возраста, обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях. Государство защищает семейные права граждан, и прежде всего - определённые права матери и ребёнка. Оно развивает охрану здоровья матери и ребёнка, предусматривает социальное обеспечение и охрану труда рабочих матерей. Существуют также отпуска и пособия, связанные с беременностью и родами, перечень которых установлен в трудовом законодательстве.

 К  числу социально-экономических прав  относится право на социальное  обеспечение по возрасту, в случае  болезни, инвалидности, потери кормильца,  для воспитания детей и в  иных случаях, установленных законом  (ст. 39 Конституции РФ). Содержанием  данного права является, прежде всего, гарантированность получения государственных пенсий и социальных пособий, устанавливаемых законом. Все формы социального обеспечения строятся на закреплении субъективных прав граждан на получение пенсий и пособий при наличии соответствующих оснований. Каждый заранее должен знать, каковы основания и условия обеспечения.

Информация о работе Социальные права граждан – важнейший ориентир становления социального государства в России