Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 20:26, доклад
Принципы (основные установочные положения) адаптивной физической культуры в деятельности специалиста в данной сфере социальной практики. Три основных группы принципов адаптивной физической культуры: социальные, общеметодические и специально-методические.
ВВЕДЕНИЕ
Принципы (основные установочные положения) адаптивной физической культуры в деятельности специалиста в данной сфере социальной практики. Три основных группы принципов адаптивной физической культуры: социальные, общеметодические и специально-методические.
Социальные принципы: гуманистической направленности, социализации, непрерывности физкультурного образования, интеграции, приоритетной роли микросоциума - их характеристика. Общеметодические принципы: научности, сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности, прочности - особенности применения в адаптивной физической культуре.
Специально-методические принципы: диагностирования,
дифференциации и индивидуализации, коррекционно-развивающей
направленности, компенсаторной направленности,
учета возрастных особенности, профилактической
направленности, адекватности, оптимальности
и вариативности - основные принципы в
работе с лицами имеющими отклонения в
состоянии здоровья и (или) инвалидность.
Принципы являются составной частью
методологии и представляют собой базовые
теоретические положения, объективно
отражающие сущность, фундаментальные
закономерности обучения, воспитания,
всестороннего развития личности, отношение
общества к этому процессу, меру взаимодействия
педагога и занимающихся.
Принципы служат ориентиром для конструирования
практики, профессионального выстраивания
технологий в соответствии с целями адаптивной
физической культуры.
Социальные принципы
Социальные принципы отражают педагогические
детерминанты культурного и духовного
развития личности и общества в целом,
включая инвалидов и лиц с ограниченными
функциональными возможностями, а также
существующие противоречия.
Принцип гуманистической направленности
Современные тенденции гуманизации физкультурного
образования предполагают смену ориентиров
общегосударственной политики от «подготовки
здорового и физически развитого населения»
на подготовку персонально каждой личности.
В соответствии с новой парадигмой образования
интересы развития личности первичны,
а общества — вторичны, но чем больше развита
личность, тем выше интеллектуальный потенциал
всего общества.
Принцип гуманистической направленности
в адаптивной физической культуре означает:
- создание равноправных условий на занятиях
физическими упражнениями; признание
ценности каждой личности независимо
от физических и умственных способностей,
отставания в развитии, характерологических
особенностей;
- сугубо индивидуальное телесное совершенствование,
ориентированное на раскрытие потенциальных
возможностей физического, психического,
духовного развития и саморазвития личности;
- свободу выбора доступных форм двигательной
активности в процессе учебной, досуговой,
трудовой, спортивной деятельности в коллективных,
индивидуальных, семейных, самостоятельных
занятиях, ориентирующих на здоровый образ
жизни.
Реализация этого принципа осуществляется
следующими педагогическими подходами:
- ориентацией на личностное развитие,
т.е. формирование целей, мотивов деятельности,
побуждающих к удовлетворению потребностей
самореализации, познавательной, двигательной,
эстетической деятельности, эмоциональной
безопасности на занятиях физическими
упражнениями;
- этикой взаимоотношений, демократическим
стилем руководства и общения, проявлением
доверия, внимания, чуткости, сопереживания,
веры в духовные и физические силы;
- вариативностью педагогических воздействий
в соответствии с индивидуальными физическими
и психическими возможностями, учетом
состояния личности «здесь и сейчас».
Принцип непрерывности физкультурного
образования
В структуре адаптивной физической культуры
непрерывное физкультурное образование
означает сохранение потребности в двигательной
активности на протяжении всей жизни:
сначала в семье, затем в образовательных
учреждениях (дошкольных, школьных, средних,
высших), в рекреативно-оздоровительных
и спортивных секциях, командах по видам
спорта, реабилитационно-
Биологической основой непрерывного
физкультурного образования личности
является механизм адаптации. Это свойство
— главное в обеспечении жизнеспособности
организма, его выживания и саморазвития
при непрерывно меняющихся воздействиях
факторов внешней среды, а также при меняющихся
состояниях самого организма (В.И. Медведев,
1984). При возникновении патологических
состояний адаптация играет существенную
роль в развитии различных компенсаторных
изменений в организме, защитных механизмов,
противодействующих болезни(Ф.З. Меерсон,
1993).
Процесс непрерывных систематических
занятий физическими упражнениями оказывает
тренирующие влияние не только на биологические
структуры и функции организма, но и на
социальную и психическую адаптацию, означающую
приспособление личности к условиям социальной
среды и созидательное ее преобразование.
Можно предположить, что непрерывное физкультурное
образование лиц с ограниченными возможностями
рассчитано именно на этот комплекс адаптивных
реакций организма и личности: оно удовлетворяет
потребности в целенаправленной двигательной
активности, телесном здоровье, преодолении
гиподинамии и гипокинезии, общении и
культурном обогащении, повышении физических
кондиций и координационных способностей,
самореализации в спортивной карьере,
самовоспитании и самореабилитации, в
совершенствовании знаний, интересов,
ценностных ориентации (И.М. Быховская,
1996; В.И. Столяров, 1997; Ю.М. Николаев, 1998;
СП. Евсеев, 2000; В.М. Выдрин, 2001).
Таким образом, непрерывное физкультурное
образование, вовлеченность в активные
занятия адаптивной физической культурой
различных социально-демографических
групп инвалидов и лиц с отклонениями
здоровья решает сложнейшие задачи социализации
личности, приобщения человека к ценностно-нормативной
системе общества, воспитания нравственных
качеств рациональной организации досуга,
активного отдыха, общения людей и т.п.
Наряду с прямым положительным эффектом
систематические занятия физическими
упражнениями снижают влияние ряда негативных
факторов: способствуют отказу от вредных
привычек (алкоголизма, наркомании, токсикомании),
снижению уровня травматизма, простудных
заболеваний, повышению устойчивости
к агрессивным факторам внешней среды.
Все это положительно сказывается на
духовном состоянии инвалидов и их окружении,
существенно оптимизирует жизненные интересы,
привычки и ценностные ориентации.
Принцип социализации
В применении к лицам, имеющим ограниченные
возможности, и инвалидам социализация
означает процесс освоения социально-культурного
опыта, подготовку к самостоятельной жизни
в обществе, активное участие в различных
видах полезной деятельности, а также
систему ценностей, знаний, умений, установок,
норм межличностного взаимодействия и
правил поведения.
Принцип социализации находится в тесной
взаимосвязи с принципом непрерывности
физкультурного образования и имеет общую
аргументацию: социализация начинается
с рождения и продолжается всю жизнь, без
телесного здоровья как главной человеческой
ценности невозможно освоение никаких
других культурных ценностей.
Успешность социализации определяется
экономической структурой общества, идеологией
институтов образования, здравоохранения,
социального обеспечения, зрелостью общественного
мнения, профессионализмом и компетентностью
специалистов, осуществляющих пе-
дагогическую деятельность с инвалидами
и лицами, имеющими ограниченные функциональные
возможности.
В этом комплексном междисциплинарном
процессе адаптивная физическая культура
занимает одно из приоритетных мест. Каждый
компонент адаптивной физической культуры
— адаптивное физическое воспитание,
адаптивная двигательная рекреация, адаптивный
спорт и другие — имеют свои проявления
социализации. На протяжении жизни виды
физкультурно-оздоровительной и спортивной
деятельности могут использоваться отдельно,
меняться, сочетаться, усложняться, т.е.
видоизменяться в соответствии с возрастом,
функциональными возможностями и потребностями
конкретной личности, оставаться уникальным,
универсальным способом социализации
личности.
Принцип интеграции
Необходимо различать два понятия: социальная
интеграция и педагогическая интеграция.
Социальная интеграция предполагает
активное включение инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями в культурную,
социальную, трудовую жизнь общества вместе
со здоровыми людьми. Если окружающие
в процессе трудовой, культурной или иной
деятельности не замечают инвалидности
и сам инвалид успешно справляется с этой
деятельностью, не испытывая чувства неполноценности,
реализует нормативный для сегодняшних
условий образ жизни, — этот человек полностью
интегрирован в общество.
Педагогическая интеграция предполагает
обучение детей и взрослых с различными
дефектами в учреждениях системы образования
— в образовательных школах, средних и
высших учебных заведениях вместе со здоровыми.
Педагогическая интеграция является этапом,
упреждающим процесс социальной интеграции.
Это сложнейший двусторонний процесс
взаимного сближения инвалидов и здоровых
людей как равноправных членов общества.
Цель интегрированного обучения — подготовить
людей с ограниченными возможностями
к этому сближению, а здоровых — выйти
им навстречу.
Политика государства в отношении интеграции
инвалидов, и особенно детей-инвалидов,
должна строиться на научно обоснованной
концепции, иметь правовые нормы и законодательные
документы, стратегию воздействия на общество
в целом для изменения отношения к этой
категории людей и оказания содействия
их интеграции.
Возможность интегрированного обучения
во многом определяется отношениями здорового
окружения к детям с отклонениями развития.
Принцип приоритетной роли микросоциума
Дефект по своей сути явление биологическое,
но его результат всегда социален, так
как влияет не только на судьбу ребенка,
но и близких. С появлением ребенка-инвалида
жизнь семьи резко меняется, возникают
проблемы этического, психологического,
нравственного, материального характера,
сужается круг общения. Формируется микросоциум,
от которого всецело зависит жизнь и здоровье
ребенка. Вместе с тем именно семья, являясь
первой инстанцией социализации ребенка,
способствует или препятствует его развитию.
Ребенок сознательно или бессознательно
усваивает манеры поведения, общения,
установки, привычки в соответствии с
представлениями и ценностными ори-ентациями
родителей и близких.
Поэтому так важна среда, в которой воспитывается
ребенок. Здесь важно отметить, что передача
различного рода сведений, познание окружающего
мира, становление моторики, формирование
духовного и эмоционально-психического
развития осуществляется преимущественно
через игру.
К сожалению, родители чаще всего недостаточно
информированы о положительном влиянии
физических упражнений на здоровье ребенка,
коррекцию двигательных и психических
нарушений. Необходима просветительская
работа, создание коррекциопно-оздоровительных
программ, методических рекомендаций,
обучение родителей, консультативная
помощь и сопровождение семей, где есть
проблемный ребенок.
Общеметодические принципы
Процесс неспециалыюго физкультурного
образования лиц с ограниченными возможностями
и инвалидов подчинен общим дидактическим
закономерностям, которые одинаково важны
для решения задач воспитания, обучения,
развития личности. Успех педагогической
деятельности определяется не только
нравственными, правовыми, этическими
категориями, но главное — профессиональной
компетентностью, научной обоснованностью
учебных программ, особенно авторских,
которые часто используются в практике
адаптивной физической культуры.
Принцип научности предполагает:
-знание теорий, концепций, основных законов,
стратегических идей и тенденций, методологии,
проблем АФК;
-знание биологических и психологических
закономерностей функционирования организма
с патологическими нарушениями, а также
практики и опыта педагогов-новаторов,
работающих с данной категорией людей;
-умение применять знания на практике,
обеспечивая обоснованный выбор содержания,
форм и методов, опираясь на законы и принципы
обучения, воспитания и развития, добиваясь
максимальной эффективности педагогического
процесса.
Принцип сознательности и активности
Когда рождается ребенок с нарушениями
в развитии, то реализация этих принципов
начинается с родителей как самых заинтересованных
в здоровье своих детей. Так как в младенческом
и дошкольном возрасте ребенок полностью
зависит от родителей, первое правило
для них - осознанное и активное использование
физических упражнений в жизни ребенка
с нарушениями в развитии.Педагогическое просвещение
родителей является опосредованной подготовкой
кадров в ранней реабилитации детей.
Для обеспечения осознанного отношения
к двигательной деятельности необходимо
в каждом возрастном периоде целенаправленно
формировать потребности и мотивы, стимулирующие
овладение теоретическими знаниями и
двигательными умениями, которые позволяют
инвалидам и лицам с ограниченными возможностями
самостоятельно пользоваться технологиями
и программами здорового образа жизни.
В практической деятельности это обеспечивается:
- постановкой цели и промежуточных задач
на каждом этапе непрерывного физкультурного
образования;
-стимуляцией позитивных мотивов, смысловых
ориентации и потребностей в двигательной
активности;
-подбором адекватного содержания, методов
и организационных форм адаптивной физической
культуры на основе индивидуально-личностных
возможностей с опорой на сохранные функции;
-организацией психологической поддержки
путем оценивания результатов деятельности,
поощрения за малейшие успехи, позитивного
настроя, вселяющего оптимизм;
- формированием умений анализировать
собственное состояние, мышечные ощущения,
качество движений и т.п.;
-постепенным переходом от внешнего воспитания
к личной активности и самовоспитанию:
самодисциплины, самоконтроля, самонаблюдений,
самопобуждения, самооценки и др.
Принцип наглядности предусматривает комплексное использование
всех органов чувств и активизацию сохранных
функций в процессе выполнения физических
упражнений. В первую очередь он опирается
на зрительное восприятие, так как 80% информации
поступает через зрение.
Наибольшую трудность и своеобразие
реализации принципа наглядности представляет
у людей с нарушением зрения и слуха.
Наглядность у незрячих и слабовидящих
обеспечивается прежде всего через тактильный
анализатор, при этом используются и другие
сохранные анализаторы - остаточное зрение,
слух, обоняние и др.
Наглядность у глухих и слабослышащих
имеет специфические особенности, обусловленные
тем, что из-за отсутствия слуховых ощущений,
ограничения или отсутствия речевого
общения восприятие обеднено. Компенсация
нарушений слуха осуществляется за счет
зрительной, тактильно вибрационной и
кинестетической чувствительности, но
ведущая роль принадлежит речевой функции,
дополняемой уточняющей мимикой, жестами,
дактильной речью.
Принцип наглядности при занятиях физическими
упражнениями лиц с поражениями опорно-двигательного
аппарата реализуется через комплексное
восприятие всех органов чувств с доминирующей
направленностью на кинестетические и
проприоцептивные ощущения.
Эффективность реализации принципа наглядности
требует знания и учета:
-состояния основных органов чувств,
индивидуальных особенностей чувственного
восприятия (доминирования зрительного,
слухового, тактильного и другие анализаторов);
-дефекта в сенсорной системе, степени
нарушения и состояния остаточной функции;
- возможностей компенсации дефекта за
счет других органов чувств и активизации
сохранных.