Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 20:26, доклад
Принципы (основные установочные положения) адаптивной физической культуры в деятельности специалиста в данной сфере социальной практики. Три основных группы принципов адаптивной физической культуры: социальные, общеметодические и специально-методические.
Принцип доступности предполагает необходимость соблюдения
посильной меры трудности во избежание
физических, моральных, эмоциональных
перегрузок (В.И. Загвязинский, 1978).
Доступность зависит, с одной стороны,
от трудностей, возникающих в процессе
выполнения заданий: координационной
сложности, длительности и интенсивности
физических упражнений, применяемых методов,
трудностей общения, условий внешней среды,
приспособленности спортивных сооружений,
инвентаря, оборудования, экипировки и
т.д.; с другой - от двигательных возможностей
занимающихся, лимитированных дефектом.
Доступность предполагает не отсутствие,
а создание стимулирующей меры трудностей.
Трудность, по мнению Н.Ф. Талызиной (1984),
это субъективное ощущение реально существующих
противоречий между желаемым и действительным,
которые, постепенно преодолеваясь, стимулируют
интенсивное развитие личности.
В работе с инвалидами и людьми, имеющими
ограниченные возможности, необходимо
соблюдать следующие правила:
- педагогические воздействия должны
соответствовать физическим, психическим,
интеллектуальным возможностям занимающихся;
- их реализация должна осуществляться
на основе гибкой индивидуализации, определения
меры доступного всех компонентов педагогического
процесса;
-степень преодоления трудностей должна
стимулировать личностное развитие.
Принцип систематичности и последовательности направлен на постепенное, но систематическое
формирование мотивациопных убеждений
в необходимости физических упражнений
для личного здоровья, уверенности в своих
силах, самоутверждения. Требования систематичности
и последовательности сохраняются на
каждом занятии, что позволяет контролировать
педагогический процесс и управлять им.
Это означает своевременное начало и продолжительность
разучивания одних двигательных действий
и переход к другим, обеспечение преемственности,
целесообразный порядок и очередность
нагрузки, ее направленности, координационной
сложности, величины и динамики с учетом
индивидуальных возможностей занимающихся.
В современной педагогике этот принцип
означает не просто занятия без неоправданных
пропусков, а организованный педагогический
процесс, в котором преподавание и освоение
идут в определенном порядке, системе
и охватывают деятельностную сторону
как педагога, так и обучаемых (П.И. Пидкасистый,
1998).
Принцип прочности означает не только надежное освоение
знаний, двигательных умений, развитие
физических качеств и способностей, но
и сохранение приобретенного двигательного
опыта па долгие годы. Это длительный процесс,
но решаются эти задачи на каждом занятии
при любых формах двигательной активности.
Для прочного усвоения учебного материала
и позитивного отношения к нему со стороны
инвалидов и лиц с ограниченными функциональными
возможностями необходимо соблюдать следующие
правила:
-учитывать тяжесть и характер двигательных
нарушений, особенности формирования
двигательной сферы, возрастные и половые
различия, природные возможности инвалида;
-опираться на сохранные функции;
- индивидуализировать педагогические
воздействия, ориентируясь на личностные
интересы и реальные возможности занимающихся;
-не спешить переходить к изучению новых
двигательных действий, закреплять достигнутые
успехи систематическим повторением изученного;
- не допускать переутомления, регулировать
нагрузку за счет вариативности, продолжительности,
интенсивности физических упражнений,
пауз отдыха, переключения на другие виды
деятельности;
-создавать доброжелательный климат
па занятии, стимулировать двигательную
активность положительной оценкой, одобрением;
- обеспечивать яркую образную подачу
материала и эмоциональный фон восприятия;
- активизировать познавательную деятельность,
используя межпредметные связи;
- формировать знания о физической культуре,
о себе и своих возможностях, инициирующие
самостоятельные занятия физическими
упражнениями в любой доступной форме.
Специально-методические принципы
Эти принципы адаптивной физической
культуры построены на основе интеграции
принципов смежных дисциплин и законов
онтогенетического развития.
Принцип диагностирования для любого вида адаптивной физической
культуры означает учет основного дефекта,
качественного своеобразия его структуры,
времени поражения, медицинского прогноза,
показаний и противопоказаний к занятиям
физическими упражнениями, а также учет
сопутствующих заболевании и вторичных
отклонений.
Для построения коррекционно-развивающих
программ адаптивного физического воспитания
для педагога важна информация о формах
и вариантах психического дизонтогенеза,
так как процессы ретардации и диспропорции
характерны не только для психического,
но и физического развития и нуждаются
в коррекции.
Практическая деятельность педагога
требует углубленного знания диагностики
психического состояния, так как движение
тесно связано с деятельностью высших
психических функций. Специалист АФК не
проводит диагностику нейропсихического
состояния, по он должен уметь использовать
ее результаты как инструмент для понимания
дефекта и выбора правильной стратегии
обучения и развития ребенка. Через движение
в силу целостности организма происходят
изменения и психических процессов. Чтобы
эти изменения носили позитивный характер,
недостаточно знать только диагноз.
В исследованиях Л.С. Цветковой (1998) установлено,
что у детей аномального развития одно
и то же нарушение (симптом) может быть
вызвано разными причинами, иметь разную
локализацию (топику) поражения мозга,
механизмы и закономерности протекания,
и методы преодоления нарушений будут
зависеть от этих причин. Следует также
учитывать, что при аномальном развитии
психической сферы нарушение одного какого-либо
психического процесса ведет к системному
нарушению других, с ним связанных. Нередко
причиной несформиро-ванности тех или
иных психических функций является задержка
созревания определенных зон мозга без
патологических нарушений. Это принципиально
меняет программу педагогических воздействий,
требует дифференциации и более тонкой
индивидуализации.
Эффективность обучения детей с нарушениями
развития зависит от многих факторов,
но прежде всего от раннего выявления
дефектов (К.С. Лебединская, О.С. Никольская,
1988; В.И. Лубовский, 1989; О.Н. Усанова, 1990;
Е.М. Мастюкова, 1992).
Принцип дифференциации и индивидуализации
Дифференцированный подход в адаптивном
физическом воспитании означает объединение
детей в относительно однородные группы.
Первичную дифференциацию осуществляет
медико-психолого-
Индивидуальный подход означает учет
особенностей, присущих одному человеку.
Эти особенности касаются пола, возраста,
телосложения, двигательного опыта, свойств
характера, темперамента, волевых качеств,
состояния сохранных функций - двигательных,
сенсорных, психических, интеллектуальных.
Сущность индивидуализации педагогического
процесса состоит в том, чтобы, опираясь
на конкретные способности и возможности
каждого ребенка, создать максимальные
условия для его роста. При индивидуальной
форме занятий принцип реализуется полностью
и зависит от профессиональной компетентности
и методического мастерства учителя.
Одно из направлений реализации принципа
- определение индивидуальных образовательных
маршрутов, ориентированных на уникальность
и своеобразие личности во всех ее проявлениях
(Л.В. Андреева, 1998). В адаптивном физическом
воспитании такой подход предполагает
разработку алгоритмов обучения, воспитания,
коррекции, развития в целях физкультурного
образования личности.
Принцип коррекционно-развивающий направленности педагогического процесса
Выдвинутый Л.С. Выготским в 30-е годы,
этот принцип и на сегодня является ведущим
в специальной педагогике.
Суть принципа заключается в том, что
педагогические воздействия должны быть
направлены не только на преодоление,
сглаживание, выравнивание, ослабление
физических и психических недостатков
детей аномального развития, но и на активное
развитие их познавательной деятельности,
психических процессов, физических способностей
и нравственных качеств.
В адаптивной физической культуре коррекционно-развивающие
задачи направлены на обеспечение полноценного
физического развития, повышение двигательной
активности, восстановление и совершенствование
психофизических способностей, профилактику
и предупреждение вторичных отклонений
(Г.Б. Сергеев, 1995; М.А. Денисова, 1995; Е.М.
Мастюкова, 1997; Л.Н. Ростомашвили, 1999).
Практика показывает, что нарушения в
развитии приводят в первую очередь к
расстройству координации движений (Н.П.
Вайзман, 1997; С.Н. Мишарина, 1997; В.А. Ванюшкин,
1999). Устойчивость вертикальной позы, сохранение
равновесия и уверенной походки, способность
соизмерять и регулировать свои действия
в пространстве, выполняя их точно, свободно,
без напряжения и скованности, — вот те
свойства, которые необходимы ребенку
для нормальной жизнедеятельности. Существенные
отставания от здоровых сверстников наблюдаются
и в развитии физических качеств: силы
основных мышечных групп туловища и конечностей,
быстроты движений, выносливости, скоростно-силовых
качеств, подвижности в суставах (Е.В. Начинова,
1989; А.А. Дмитриев, 1991; Э.Н. Абилова, 1992). Отставание
в физическом развитии может составлять
от 1 до 3-х лет.
Именно поэтому в работе с детьми, имеющими
стойкие нарушения в развитии, коррекционно-развивающая
направленность адаптивного физического
воспитания занимает приоритетное место
среди других принципов и является его
сущностной основой.
Принцип компенсаторной направленности педагогических воздействий
Принцип заключается в возмещении недоразвитых,
нарушенных или утраченных функций за
счет перестройки или усиленного использования
сохранных функций и формирования обходных
путей.
Так, при нарушении зрения компенсация
формируется под влиянием комплекса сохранных
ощущений: слуховых, кожных, мышечно-суставных,
обонятельных, вибрационных, температурных,
которые достаточно подробно информируют
человека об окружающем пространстве,
что и позволяет ему решать сложные двигательные
задачи (Л.А. Семенов, Л.И. Солнцева, 1991;
В.А. Кручинин, 1991).
Таким образом, смысл принципа компенсаторной
направленности педагогических воздействий
состоит в том, чтобы с помощью специально
подобранных физических упражнений, методов
и методических приемов стимулировать
компенсаторные процессы в поврежденных
органах и системах за счет активизации
сохранных функций, создавая со временем
устойчивую долговременную компенсацию
(Ф.З. Месрсон, 1986).
Принцип учета возрастных особенностей
Каждый конкретный возраст в целостном
онтогенетическом физическом и психическом
развитии уникально неповторим: он содержит
как ведущие «точки роста», определяющие
развитие в целом, так и факторы, лимитирующие
его. Двигательная функция человека характеризуется
этапностыо развития систем движений
человека, колебательным характером этих
систем, синфазностью периодов ускоренного
развития, высокой степенью индивидуальности
двигательных проявлений (Й.М. Янкаускас,
Э.М. Логвинов, 1984; В.К. Бальсевич, 1987).
Процесс адаптивного физического воспитания,
направленный на всестороннее развитие
личности каждого ребенка, должен опираться
на эти закономерности.
а) Единство генетического
хода развития
Ребенок с нарушениями в развитии проходит
все те же стадии онтогенетического развития,
что и здоровый ребенок. Различия заключаются
в темпах физического и психического развития,
конечном результате и способах его достижения.
Развитие личности ребенка, его физических
способностей и познавательной деятельности
зависит от основного дефекта и требует
большего времени, иных средств и методов.
б) Максимальное использование
сенситивных периодов развития Процесс индивидуального развития происходит
неравномерно и неодновременно. Периоды
стабилизации и плавного развития психических,
физиологических, двигательных функций
сменяются ускорениями. Те возрастные
периоды, в которые организм наиболее
чувствителен к определенного рода воздействиям,
названы сенситивными, или критическими,
поскольку они оказывают существенное
влияние на последующие этапы развития
и весь жизненный цикл (Т.В. Карсаевская,
1970).
Для обучения двигательным действиям
сенситивным периодом считается возраст
5-10 лет, а возрастной интервал от 7 до 10-12
лет предпочтителен для развития всего
спектра физических качеств и координационных
способностей. Поэтому естественно считать
его важным для организованной закладки
потенциала двигательной активности человека
(В.К. Бальссвич, 1988). Это же время является
оптимальным для формирования осознанной
мотивации к телесному развитию и выработки
привычки заботиться о своем здоровье
(А.Г. Щедрина, 1996).
Биологический возраст ребенка с нарушениями
в развитии, как правило, отстает от паспортного.
Уровень его психических и физических
способностей сугубо индивидуален, как
индивидуальны и сенситивные зоны; важно
их не пропустить, на них ориентироваться
и максимально использовать для развития
и личностного роста.
в) Учет зоны ближайшего развития
При разработке проблемы взаимоотношения
обучения и развития для детей нормального
развития и с нарушениями Л.С. Выготским
были введены понятия «зона актуального
развития» и «зона ближайшего развития»,
под которыми подразумевалась в первом
случае такая подготовка ученика, которая
дает ему возможность действовать самостоятельно,
во втором - возможность выполнять задание
с помощью учителя (или родителей) то, что
самостоятельно сделать пока не удается.
Зона ближайшего развития определяет
не только психическое, но и физическое
развитие, находящиеся в процессе созревания,
дает представление о потенциальных возможностях
развития, что, в свою очередь, позволяет
делать научно обоснованный прогноз и
практические рекомендации об оптимальных
сроках обучения детей с ограниченными
функциональными возможностями.
Выявление актуального и потенциального
уровней физического развития, зоны ближайшего
развития может быть основой нормативной
возрастной диагностики для разных нозологических
групп.
Принцип адекватности, оптимальности и вариативности педагогических воздействий
Эти принципы вытекают из признания основополагающего
постулата: движение, двигательная активность
для детей с ограниченными возможностями
это объективное и жизненно необходимое
условие существования, поддержания «остаточного»
здоровья, развития и совершенствования
индивидуальных возможностей.
Принцип адекватности означает требование, чтобы выбор средств,
методов, методических приемов соответствовал
состоянию занимающихся.
Функциональное состояние организма и
реальные возможности решения конкретных
педагогических задач определяются множеством
постоянно действующих факторов, лимитирующих
двигательную активность и влияющих на
процесс адаптации. Принцип адекватности
предусматривает учет следующих факторов:
тяжести основного дефекта, характера
сопутствующих заболеваний и вторичных
нарушений, возрастные особенности, индивидуальные
темпы развития, состояние двигательной
функции, особенно локомоторной, сохранность
сенсорных систем, интеллекта, способность
к обучению, наличие двигательного опыта,
предрасположенность, интерес и природные
задатки к тем или иным видам физических
упражнений.
Принцип оптимальности означает разумно сбалансированные величины
психофизической нагрузки, целесообразную
стимуляцию адаптационных процессов,
которые определяются силой и характером
внешних стимулов. В качестве стимулов
выступают физические упражнения, различные
по характеру, направленности, координационной
сложности, а также физической нагрузке,
которая должна соответствовать оптимальным
реакциям организма.
Принцип вариативности означает бесконечное многообразие содержания и возможностей движения. Смысл вариативности состоит не только в том, чтобы избежать монотонии, привыкания к однообразной физической нагрузке. Люди с ограниченными возможностями вследствие вынужденной гиподинамии испытывают двигательный и эмоциональный голод, дефицит общения, поэтому разнообразие двигательной деятельности, особенно игровой, хотя бы частично компенсирует эти негативные явления. В практической деятельности принцип выражается в варьировании физических упражнений и условий их выполнения, методов и методических приемов словесного и звукового воздействия, показа, сенсорных ощущений, способов регулирования эмоционального состояния занимающихся. Выбор возможных сочетаний перечисленных признаков вариативности обусловлен возрастом, индивидуальностью занимающихся, конкретными педагогическими задачами и должны соответствовать принципам адекватности и оптимальности.