Социальные проблемы безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 14:58, реферат

Описание работы

С началом рыночных реформ в России неожиданно в полной рост встала
проблема безработицы. Безработица несет с собой не только бедность
значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную
деградацию людей. Решение проблем занятости населения стоит в числе
наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.
Меня заинтересовала эта тема курсовой работы именно своей важностью и
распространенностью.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1. Классификация безработицы
1.2. Причины и формы безработицы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 43.83 Кб (Скачать файл)

развитого, цивилизованного рынка труда используется  понятие  «гибкий  рынок

труда»,  где  спрос  и  предложения  находятся  в  оптимальной  зависимости,

соответствующей нуждам и потребностям современного производства.

      В чем  же проявляется гибкость рынка  труда? Прежде  всего  –  в  гибкой

организации   производственного   процесса:   не   полный   рабочий    день,

использование временных работников, дробление ставок, взаимозаменяемость  на

рабочих местах,  подвижность  смен  и  т.  д.  Вторым  компонентом  является

гибкость в регулировании заработной платы, третьим – гибкость  регулирования

выпускаемой продукции.[1]

      Важнейшими  элементами рынка труда являются  спрос  и  предложение.  Под

спросом  понимается  потребность  предприятия  в   работниках   определенных

профессий и квалификаций, под  предложением  –  потребность  работников  при

действующих ставках заработной платы в  оплачиваемой  работе.  Рабочая  сила

как товар выступает только тогда, когда свершается акт ее купли-продажи.

      Современный  рынок  труда  не  является   свободным,   стихийным.   Он

регулируется   посредством   различных    инструментов:    законодательства,

государственных   программ    занятости    населения,    соглашений    между

работодателем  и   профсоюзом,   государственных   и   частных   институтов,

занимающихся трудоустройством населения.

 

                       1.1. Классификация безработицы

 

      Активная   политика   занятости    тесно   связана   с    организацией

профессионального обучения  незанятого  населения.  Однако  до  сих  пор  не

установлена  четкая  взаимосвязь  между  видами   (типами)   безработицы   и

содержанием, формами и технологиями  профессионального  обучения.  Категория

занятости   характеризуется   такими    признаками    как    рациональность,

продуктивность, эффективность.

      Преодоление  последствий  безработицы  возможно  как  путем  социальной

защиты  людей,  потерявших  работу  (выплачивая  пособия   по   безработице,

информируя о вакантных рабочих местах,  общественных  работах,  предоставляя

возможность переучиться), так и с помощью макроэкономического  регулирования

экономики и безработицы (ее  уровня  и  продолжительности).  Если  в  первом

случае одним из  обязательных  условий  является  профессиональное  обучение

(подготовка, переподготовка  и повышение квалификации)  незанятого  населения

и безработных  граждан,  то  во  втором  –  взаимосвязь  с  профессиональным

обучением напрямую не  просматривается.  И  тогда  упор  следует  делать  на

методы, обеспечивающие повышение совокупного спроса и деловой активности.

      Отечественные  и зарубежные специалисты по  проблемам занятости выделяют

естественную  безработицу  (фрикционную,  институциональную,  добровольную);

искусственно низкую и вынужденную безработицу –  открытую  (технологическую,

структурную, региональную, циклическую) и скрытую.

      Естественная  безработица  характеризуется  оптимальным  для  экономики

резервом  рабочей  силы,  способной   быстро   совершать   межотраслевые   и

межрегиональные  перемещения   в   зависимости   от   колебания   спроса   о

потребностей   производства,   потому   здесь   профессиональное    обучение

незанятого  населения  в  той  или  иной  мере  соответствует   потребностям

работодателей в рабочей силе. Вместе с тем, роль профессионального  обучения

не  может  быть  пассивной.  Оно   должно   формировать   у   потенциального

безработного готовность  к  смене  работы.  При  этом  подразумевается,  что

профессиональное  обучение   адекватно   специфике   соответствующего   вида

безработицы.

      Рассмотрим, каковы эти взаимосвязи при фрикционной,  институциональной

и добровольной безработицы.

      1. Фрикционная  безработица охватывает лиц наемного  труда,  находящихся

в процессе перехода на новое место работы. Этот вид  безработицы  отличается

добровольно    низкой   продолжительностью.   В   этом   случае   требование

кардинального переобучения не  выдвигается,  поскольку  их  профессионально-

квалификационные показатели соответствуют требованиям  рынка  труда  и  поле

деятельности по сути не меняется. Для их адаптации  к  новому  месту  работы

требуется чаще всего лишь кратковременная, узкая профессиональная  коррекция

имеющихся знаний, умений и навыков.

      2.  Институциональная   безработица  –  следствие  снижения   трудовой

активности населения, на которую отрицательно  влияют  некоторые  механизмы,

действующие на  рынке  рабочей  силы,  в  частности,  чрезмерная  социальная

защита  и  высокие  ставки  налогов.  Данный  вид  безработицы  не   требует

специфических  содержания,  форм  и  технологий  профессионального  обучения

незанятого населения. Обучение же может оказывать,  хотя  и  опосредованное,

влияние на  этот  вид  безработицы,  поскольку  является  одним  из  методов

активизации потенциала безработного, повышающим его мотивацию.

      Здесь особое  влияние следует обратить на  профессиональную ориентацию и

воспитывающую направленность обучения. Важно подчеркнуть, что  эффективность

процесса профессионального самоопределения человека в  значительной  степени

определяется совпадением его психофизиологических возможностей и  требований

профессиональной  деятельности,  способности  личности  к  профессиональному

развитию,  наращиванию   индивидуальной   профессиональной   компетентности,

оптимальному построению своей профессиональной карьеры.

      Подходы  к профобучению в случае  добровольной  безработицы  аналогичны

тем, о которых говорилось применительно к институциональной.

      3.  Технологическая  безработица,   обусловленная   научно-техническим

прогрессом,  требует   адекватного   изменения   содержания   и   технологий

профессионального обучения.

Несоответствие  профессиональных  возможностей  работника  требованиям

производства, порождаемое  НТП,  является  одним  из  показателей  серьезных

просчетов в  содержании,  организационных  формах  и  технологиях  общего  и

специального  образования  полученного   ранее.   Поэтому   профессиональное

обучение незанятого населения должно носить опережающий  характер.  Наиболее

перспективными в этом случае являются  технологии  интенсивного  обучения  и

дистанционная форма организации рабочего процесса.

      4.   Структурная   безработица   также   вызвана    научно-техническим

прогрессом.   Зачастую   она   тесно   переплетается    с    технологической

безработицей. Структурная безработица возникает на начальном этапе  развития

технологического  вытеснения  рабочей  силы  и  связана  с   несоответствием

профессионально-квалификационной   структуры   высвобождаемых    требованием

производства.

      В отличие  от «фрикционных» безработных, которые  сразу  могут  продать

свои умения и навыки, «структурным» требуется переквалификация.

      5. Региональная  безработица формируется под  воздействием исторических,

демографических,  экономических  и  прочих  обстоятельств.  В  ряде  случаев

именно  профессиональное  обучение   незанятого   населения   может   решить

тупиковые проблемы. От него  требуется  гибкое  приспособление  к  специфике

региональной безработицы, что может быть  достигнуто  за  счет  региональной

составляющей стандарта образования.

      6. Циклическая  безработица, возникающая как результат  падения  спроса

на рабочую силу  и  роста  предложения,  также  может  быть  смягчена  путем

профессионального обучения.1

      Некоторые  условия для роста циклической  безработицы  создают  системы

социального обеспечения. Известно, что в большинстве случаев размер  пособия

по безработице прямо зависит от  величины  получаемой  работником  зарплаты.

Вместе с тем, период выплат пособий ограничен. Поэтому и для работодателя  и

для работополучателя в некоторых  случаях  представляются  предпочтительными

периодические увольнения некоторых работников и последующий их наем,  нежели

снижение зарплаты занятых.

      Этот вид  безработицы  затрагивает  в  основном  работников  с  низкой

квалификацией и часть  тех  квалифицированных  специалистов,  кто  по  своим

профессиональным качествам является относительно более «слабым».

      Молодежная  безработица – возникает  на  двух  этапах  жизненного  пути

человека: после окончания средней школы (если не удалось сразу  поступить  в

ВУЗ,  техникум  или  ПТУ,  устроиться  на  предприятие)  и  после  получения

профессионального образования  (если  нет  гарантированного  направления  на

работу, или оно не устраивает молодого человека).

      Отсутствие  перспектив на будущее в молодом  возрасте  особенно  опасно.

Именно из-за этого слоя пополняются ряды  преступников,  наркоманов,  членов

экстремистских политических течений.

      Поэтому  трудоустройство молодежи должно  быть  объектом  первоочередных

экономических и правовых мер. Необходимо позаботиться о создании  отвечающих

устремлениям молодежи и уровню  ее  квалификации  рабочих  мест,  установить

квоту для молодежи при создании  новых  мест  на  предприятии,  поддерживать

молодежное предпринимательство.

      Женская  безработица  –  один  из  наиболее   распространенных   видов

безработицы, которая возникает в силу меньшей  конкурентоспособности  женщин

на рынке труда: женщины несут с собой больший, чем мужчины, социальный  груз

(декретные отпуска, больничные  по уходу за ребенком, обеспеченность  яслями,

детдомами и т.п.). Принцип справедливости требует, чтобы мужчины  и  женщины

имели равный доступ к работе по найму  и  к  работе  по  семье.  Государство

должно  применять  ряд  мер   как   административного,   так   и   правового

регулирования: квотирование рабочих мест для женщин, налоговое  наказание  и

поощрение работодателей в целях увеличения женской занятости.

      Молодежная  и  женская  безработица  являются  острейшими  социальными

проблемами практически для всех стран, где развивается рыночная экономика.

      В заключении  следует подчеркнуть, что содержание  организационные формы

и технологии  профессионального  обучения  незанятого  населения  необходимо

рассматривать во взаимосвязи с спецификой того или иного  вида  безработицы,

характерного для данного  города,  региона.  На  этой  основе  целесообразно

строить прогнозы развития основных  направлений  профессионального  обучения

незанятого населения.

 

1.2. Причины и формы  безработицы

 

      Безработица  как экономическая категория  является отражением  сложности

процесса согласования предложения рабочей  силы  со  спросом  на  нее.  Этот

процесс, если его рассматривать  в  масштабах  страны  напрямую  зависит  от

того, на сколько обширна  территория  и  как  различаются  в  ней  природно-

климатические условия, какова структура экономики и какое место  занимает  в

этой структуре промышленность, какими отраслями  и  типами  предприятий  (по

численности  персонала)  она  преимущественно  представлена.  Среди   других

факторов в той или иной степени всегда фигурируют национальные традиции,  но

главную роль играет политическое устройство общества. Именно  от  последнего

зависит, в какой степени при согласовании предложения и  спроса  учитывается

специфика наемного труда. Ведь он  не  только,  как  правило,  основной  или

существенный  источник  дохода,  но   одновременно   и   способ   реализации

определенных жизненных установок и интересов  человека,  в  том  числе  и  в

области   профессиональной   карьеры.   Наконец,    особо    важна    стадия

экономического развития. Одно дело, когда народное  хозяйство  функционирует

в  рамках  устоявшейся  экономической  системы,  и  совсем   другое,   когда

осуществляется  переход,   как   это   происходит   сейчас   в   России,   к

принципиальной иной системе. Аналогично разнится ситуация в  зависимости  от

того, наблюдаются ли в экономике застой, некоторый спад и тем  более  кризис

или на лицо подъем производства.

      Таким образом,  безработица  –  это  объективно  существующий  спутник

наемного труда независимо от того, признается экономика рыночной или нет  и,

соответственно, производятся  либо  нет  официальная  оценка  численности  и

регистрация безработных.

      Непропорционально  высокий  уровень  средней   заработной   платы   по

отношению  к  производительности  труда  является  лишь  одной   из   причин

возникновения  безработицы.  Существуют  и  другие  причины,  некоторые   из

которых имеют прямое отношение к России. Прежде всего следует отметить,  что

в условиях рыночной экономики рынок труда прибывает в  постоянном  движении.

Одни предприятия сокращают штаты,  другие  –  увеличивают.  Люди  уходят  на

пенсию или покидают работу по иным  причинам  (Например,  женщины  уходят  в

Информация о работе Социальные проблемы безработицы