Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 14:58, реферат
С началом рыночных реформ в России неожиданно в полной рост встала
проблема безработицы. Безработица несет с собой не только бедность
значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную
деградацию людей. Решение проблем занятости населения стоит в числе
наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.
Меня заинтересовала эта тема курсовой работы именно своей важностью и
распространенностью.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1. Классификация безработицы
1.2. Причины и формы безработицы
развитого, цивилизованного рынка труда используется понятие «гибкий рынок
труда», где спрос и предложения находятся в оптимальной зависимости,
соответствующей нуждам и потребностям современного производства.
В чем же проявляется гибкость рынка труда? Прежде всего – в гибкой
организации производственного процесса: не полный рабочий день,
использование временных работников, дробление ставок, взаимозаменяемость на
рабочих местах, подвижность смен и т. д. Вторым компонентом является
гибкость в регулировании заработной платы, третьим – гибкость регулирования
выпускаемой продукции.[1]
Важнейшими
элементами рынка труда
спросом понимается потребность предприятия в работниках определенных
профессий и квалификаций, под предложением – потребность работников при
действующих ставках заработной платы в оплачиваемой работе. Рабочая сила
как товар выступает только тогда, когда свершается акт ее купли-продажи.
Современный рынок труда не является свободным, стихийным. Он
регулируется посредством различных инструментов: законодательства,
государственных программ занятости населения, соглашений между
работодателем и профсоюзом, государственных и частных институтов,
занимающихся трудоустройством населения.
1.1. Классификация безработицы
Активная политика занятости тесно связана с организацией
профессионального обучения незанятого населения. Однако до сих пор не
установлена четкая взаимосвязь между видами (типами) безработицы и
содержанием, формами и технологиями профессионального обучения. Категория
занятости характеризуется такими признаками как рациональность,
продуктивность, эффективность.
Преодоление последствий безработицы возможно как путем социальной
защиты людей, потерявших работу (выплачивая пособия по безработице,
информируя о вакантных рабочих местах, общественных работах, предоставляя
возможность переучиться), так и с помощью макроэкономического регулирования
экономики и безработицы (ее уровня и продолжительности). Если в первом
случае одним из обязательных условий является профессиональное обучение
(подготовка, переподготовка и повышение квалификации) незанятого населения
и безработных граждан, то во втором – взаимосвязь с профессиональным
обучением напрямую не просматривается. И тогда упор следует делать на
методы, обеспечивающие повышение совокупного спроса и деловой активности.
Отечественные и зарубежные специалисты по проблемам занятости выделяют
естественную безработицу (фрикционную, институциональную, добровольную);
искусственно низкую и вынужденную безработицу – открытую (технологическую,
структурную, региональную, циклическую) и скрытую.
Естественная безработица характеризуется оптимальным для экономики
резервом рабочей силы, способной быстро совершать межотраслевые и
межрегиональные перемещения в зависимости от колебания спроса о
потребностей производства, потому здесь профессиональное обучение
незанятого населения в той или иной мере соответствует потребностям
работодателей в рабочей силе. Вместе с тем, роль профессионального обучения
не может быть пассивной. Оно должно формировать у потенциального
безработного готовность к смене работы. При этом подразумевается, что
профессиональное обучение адекватно специфике соответствующего вида
безработицы.
Рассмотрим, каковы эти взаимосвязи при фрикционной, институциональной
и добровольной безработицы.
1. Фрикционная
безработица охватывает лиц
в процессе перехода на новое место работы. Этот вид безработицы отличается
добровольно низкой продолжительностью. В этом случае требование
кардинального переобучения не выдвигается, поскольку их профессионально-
квалификационные показатели соответствуют требованиям рынка труда и поле
деятельности по сути не меняется. Для их адаптации к новому месту работы
требуется чаще всего лишь кратковременная, узкая профессиональная коррекция
имеющихся знаний, умений и навыков.
2. Институциональная безработица – следствие снижения трудовой
активности населения, на которую отрицательно влияют некоторые механизмы,
действующие на рынке рабочей силы, в частности, чрезмерная социальная
защита и высокие ставки налогов. Данный вид безработицы не требует
специфических содержания, форм и технологий профессионального обучения
незанятого населения. Обучение же может оказывать, хотя и опосредованное,
влияние на этот вид безработицы, поскольку является одним из методов
активизации потенциала безработного, повышающим его мотивацию.
Здесь особое влияние следует обратить на профессиональную ориентацию и
воспитывающую направленность обучения. Важно подчеркнуть, что эффективность
процесса профессионального самоопределения человека в значительной степени
определяется совпадением его психофизиологических возможностей и требований
профессиональной деятельности, способности личности к профессиональному
развитию, наращиванию индивидуальной профессиональной компетентности,
оптимальному построению своей профессиональной карьеры.
Подходы к профобучению в случае добровольной безработицы аналогичны
тем, о которых говорилось применительно к институциональной.
3. Технологическая безработица, обусловленная научно-техническим
прогрессом, требует адекватного изменения содержания и технологий
профессионального обучения.
Несоответствие профессиональных возможностей работника требованиям
производства, порождаемое НТП, является одним из показателей серьезных
просчетов в содержании, организационных формах и технологиях общего и
специального образования полученного ранее. Поэтому профессиональное
обучение незанятого населения должно носить опережающий характер. Наиболее
перспективными в этом случае являются технологии интенсивного обучения и
дистанционная форма организации рабочего процесса.
4. Структурная безработица также вызвана научно-техническим
прогрессом. Зачастую она тесно переплетается с технологической
безработицей. Структурная безработица возникает на начальном этапе развития
технологического вытеснения рабочей силы и связана с несоответствием
профессионально-
производства.
В отличие от «фрикционных» безработных, которые сразу могут продать
свои умения и навыки, «структурным» требуется переквалификация.
5. Региональная безработица формируется под воздействием исторических,
демографических, экономических и прочих обстоятельств. В ряде случаев
именно профессиональное обучение незанятого населения может решить
тупиковые проблемы. От него требуется гибкое приспособление к специфике
региональной безработицы, что может быть достигнуто за счет региональной
составляющей стандарта образования.
6. Циклическая безработица, возникающая как результат падения спроса
на рабочую силу и роста предложения, также может быть смягчена путем
профессионального обучения.1
Некоторые условия для роста циклической безработицы создают системы
социального обеспечения. Известно, что в большинстве случаев размер пособия
по безработице прямо зависит от величины получаемой работником зарплаты.
Вместе с тем, период выплат пособий ограничен. Поэтому и для работодателя и
для работополучателя в некоторых случаях представляются предпочтительными
периодические увольнения некоторых работников и последующий их наем, нежели
снижение зарплаты занятых.
Этот вид безработицы затрагивает в основном работников с низкой
квалификацией и часть тех квалифицированных специалистов, кто по своим
профессиональным качествам является относительно более «слабым».
Молодежная безработица – возникает на двух этапах жизненного пути
человека: после окончания средней школы (если не удалось сразу поступить в
ВУЗ, техникум или ПТУ, устроиться на предприятие) и после получения
профессионального образования (если нет гарантированного направления на
работу, или оно не устраивает молодого человека).
Отсутствие
перспектив на будущее в
Именно из-за этого слоя пополняются ряды преступников, наркоманов, членов
экстремистских политических течений.
Поэтому
трудоустройство молодежи
экономических и правовых мер. Необходимо позаботиться о создании отвечающих
устремлениям молодежи и уровню ее квалификации рабочих мест, установить
квоту для молодежи при создании новых мест на предприятии, поддерживать
молодежное предпринимательство.
Женская безработица – один из наиболее распространенных видов
безработицы, которая возникает в силу меньшей конкурентоспособности женщин
на рынке труда: женщины несут с собой больший, чем мужчины, социальный груз
(декретные отпуска, больничные по уходу за ребенком, обеспеченность яслями,
детдомами и т.п.). Принцип справедливости требует, чтобы мужчины и женщины
имели равный доступ к работе по найму и к работе по семье. Государство
должно применять ряд мер как административного, так и правового
регулирования: квотирование рабочих мест для женщин, налоговое наказание и
поощрение работодателей в целях увеличения женской занятости.
Молодежная и женская безработица являются острейшими социальными
проблемами практически для всех стран, где развивается рыночная экономика.
В заключении следует подчеркнуть, что содержание организационные формы
и технологии профессионального обучения незанятого населения необходимо
рассматривать во взаимосвязи с спецификой того или иного вида безработицы,
характерного для данного города, региона. На этой основе целесообразно
строить прогнозы развития основных направлений профессионального обучения
незанятого населения.
1.2. Причины и формы безработицы
Безработица как экономическая категория является отражением сложности
процесса согласования предложения рабочей силы со спросом на нее. Этот
процесс, если его рассматривать в масштабах страны напрямую зависит от
того, на сколько обширна территория и как различаются в ней природно-
климатические условия, какова структура экономики и какое место занимает в
этой структуре промышленность, какими отраслями и типами предприятий (по
численности персонала) она преимущественно представлена. Среди других
факторов в той или иной степени всегда фигурируют национальные традиции, но
главную роль играет политическое устройство общества. Именно от последнего
зависит, в какой степени при согласовании предложения и спроса учитывается
специфика наемного труда. Ведь он не только, как правило, основной или
существенный источник дохода, но одновременно и способ реализации
определенных жизненных установок и интересов человека, в том числе и в
области профессиональной карьеры. Наконец, особо важна стадия
экономического развития. Одно дело, когда народное хозяйство функционирует
в рамках устоявшейся экономической системы, и совсем другое, когда
осуществляется переход, как это происходит сейчас в России, к
принципиальной иной системе. Аналогично разнится ситуация в зависимости от
того, наблюдаются ли в экономике застой, некоторый спад и тем более кризис
или на лицо подъем производства.
Таким образом, безработица – это объективно существующий спутник
наемного труда независимо от того, признается экономика рыночной или нет и,
соответственно, производятся либо нет официальная оценка численности и
регистрация безработных.
Непропорционально высокий уровень средней заработной платы по
отношению к производительности труда является лишь одной из причин
возникновения безработицы. Существуют и другие причины, некоторые из
которых имеют прямое отношение к России. Прежде всего следует отметить, что
в условиях рыночной экономики рынок труда прибывает в постоянном движении.
Одни предприятия сокращают штаты, другие – увеличивают. Люди уходят на
пенсию или покидают работу по иным причинам (Например, женщины уходят в