Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 17:42, реферат
Современная Россия переживает процесс трансформации всех сфер жизни — социальной, политической, экономической, культурной. Изменения осуществляются на всех уровнях жизнедеятельности общества, не только определяя макропроцессы, но и меняя повседневные практики, ценностные и нормативные установки отдельных людей и небольших сообществ. Ведущей тенденцией в обществе становится эскалация неопределенности, отсутствие адекватных представлений о будущем, поиск моделей и вариантов сиюминутного удовлетворения потребностей. Такая ситуация может быть определена как ситуация риска.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ ВПО Дальневосточный Государственный Аграрный Университет
Финансово-Экономический Институт
Кафедра
социологии
«Социальные
проблемы молодежи российской провинции»
Благовещенск 2008
Современная Россия переживает процесс трансформации всех сфер жизни — социальной, политической, экономической, культурной. Изменения осуществляются на всех уровнях жизнедеятельности общества, не только определяя макропроцессы, но и меняя повседневные практики, ценностные и нормативные установки отдельных людей и небольших сообществ. Ведущей тенденцией в обществе становится эскалация неопределенности, отсутствие адекватных представлений о будущем, поиск моделей и вариантов сиюминутного удовлетворения потребностей. Такая ситуация может быть определена как ситуация риска. Ее источниками являются: противоречия модернизации в современном мире, глобализация и интернетизация, виртуализация экономики, ускорение развития всех сфер жизни. "Сегодня в любом обществе люди постоянно находятся в состоянии риска. Хотя в благополучном, процветающем обществе могут доминировать одни риски, а в нестабильном, кризисном — другие, избавиться от нарастающих угроз не удается никому". Сегодняшнюю Россию можно с уверенностью отнести к кризисному обществу, несмотря на несколько лет относительной политической стабильности.
Проблема риска исследована в науке достаточно полно, хотя западная социология и политология шагнули в этом направлении несколько дальше, нежели отечественная рискология. Среди наиболее известных исследователей риска можно выделить А. Альгина, У. Бека, А. Бекарева, А. Вилдавского, Э. Гидденса, К. Дрейка, М. Дуглас, Д. Луптон, Н. Смакотину, К. Феофанова, О. Яницкого. Особого внимания заслуживает монография "Молодежь в обществе риска"2, а также серия статей одного из ее авторов, Ю.А. Зубок3. Методологические положения, сформулированные в указанных работах, легли в основу предпринятого в настоящей статье анализа.
Риск может быть определен как деятельность в условиях перехода от состояния неопределенности к определенности (или наоборот), когда появляется обоснованная возможность выбора при оценке вероятности достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели с учетом действующих морально-этических норм.
Большинство исследователей риска выделяют несколько присущих этому явлению черт: производство и распространение рисков становятся всепроникающими, в равной мере охватывающими природу, социум и искусственные системы; современные риски труднопредсказуемы, плохо поддаются калькуляции и, как правило, безадресны, т.е. не имеют четко обозначенного субъекта ответственности; общество все менее способно поддерживать системы жизнеобеспечения, поскольку его рефлексивная способность ослаблена, а жизненная среда из нейтрализатора риска превращается в его генератор и распространитель; вследствие накопления рисков в среде обитания человека настоящее все более детерминирует будущее; производство рисков все более вытесняет производство благ (знаний, товаров, услуг).
Наиболее серьезное воздействие ситуация риска оказывает на молодежь, что объясняется особым положением этой социальной группы. Молодежь находится в ситуации перехода из статуса ребенка в статус взрослого. Подобное состояние транзита само по себе создает ситуацию неопределенности. Кроме того, отсутствие социального опыта, склонность к социальным инновациям, желание "попробовать в жизни все" еще более усиливают риски для молодого поколения. При этом нельзя забывать о том, что молодое поколение — это ресурс нации, ее потенциальный социальный капитал, в связи с чем необходимо говорить о целенаправленной государственной политике по снижению риска для молодежи, включению ее в жизнедеятельность общества, вовлечению в инновационные процессы социального проектирования.
Авторы уже упоминавшейся монографии "Молодежь в обществе риска" выделяют несколько типов ситуаций риска, отражающих основные этапы процесса социального развития молодежи. Во-первых, это риски, связанные с угрозой здоровью и жизни молодых людей. Современное российское общество не создает необходимых условий или полноценного физического развития молодого человека, для охраны его здоровья и безопасности жизни. Это ведет к тому, что под угрозой оказывается собственно процесс воспроизводства российского общества. Во-вторых, риски, связанные с неопределенностью и неравенством жизненного старта. В условиях ускоряющейся социальной дифференциации российского общества целые сообщества молодежи оказываются исключенными из процесса социального развития в результате снижения возможностей получения высшего образования, престижной и высокооплачиваемой работы, создания полноценной семьи. Чем ниже аскриптивный статус молодых людей, унаследованный от родителей, тем больше неопределенность возможностей для выбора ими своего жизненного пути. В-третьих, ситуации, связанные с неопределенностью возможностей самореализации. В условиях трансформации общества, разрушения традиционных механизмов социализации, вертикальной мобильности резко снижаются возможности для адекватного включения молодого поколения в социальную структуру общества. Возрастают социально-стратификационные риски, риски нисходящей мобильности и социального исключения. В-четвертых, ситуации ценностно-нормативной неопределенности, включающие в себя риски социальной дезориентации, аномии, разрыва с социальными институтами. В обществе риска происходит существенная деформация механизма интеграции молодого поколения в общество. В этих условиях возникает большое количество ситуаций безнормности, в которых молодой человек теряет привычные ориентиры и утрачивает связи с обществом. В-пятых, ситуации, связанные с неопределенностью идентичности. Процесс интеграции молодых людей в общество не ограничивается механическим включением их в общественные структуры, а сопровождается внутренней идентификацией с ними. Сегодня же наблюдаются ситуации кризисной социализации, когда "в обществе размывается характеристика социального типа личности, расширяется область незрелой идентичности, увеличивается возможность ее негативной, отрицательной стороны. Отношения личности и общества не отрегулированы. Нередко предписанные индивиду функции и роли, реально выполняемые им в обществе, не совпадают. Индивид не находится в гармонии со своей реальной функцией, которая ему навязана принудительно".
Мы полагаем, что представленная выше типология ситуаций риска, являясь эффективным инструментом анализа конкретных категорий молодежи, может быть расширена за счет введения нового параметра. Важнейшим фактором, оказывающим влияние на динамику ситуаций риска, является социокультурное пространство, в котором оказывается молодое поколение. Оно анализируется нами на основе дихотомии "центр - провинция". Не вызывает сомнения тот факт, что социальные процессы имеют разные характер, скорость протекания, степень воздействия на традиционные социальные институты в зависимости от экономического, политического, культурного уровня сообщества, в котором они реализуются. "Неодинаковые темпы социальных перемен в российском обществе предопределяют функционирование к настоящему времени двух социальных подсистем — центра и периферии. Субъекты первой подсистемы, имея значимые для рыночного взаимодействия ресурсы (человеческий, социальный, экономический капитал), оказались в более привилегированных условиях и демонстрируют признаки успешной адаптации к реформам, тогда как субъекты второй подсистемы заняли нижние этажи социальной иерархии. Территориальная изоляция периферии от центра детерминирует и ее социальную периферийность, провинциальность". В анализе взаимоотношений "центр-периферия" мы стоим на позициях, сформулированных западными социологами и политологами, в частности Э. Шилзом, который предлагал применять данную модель не только в контексте мировой политики, но и по отношению к любым странам, имеющим обширную территорию. Согласно этой концепции, "центр" является совокупностью социальных институтов, влияющих на периферию, а также "моделью" ценностно-нормативной системы, которая, будучи скопирована, ложится в основу "периферийной" ценностной системы.
Сегодняшняя
провинциальная молодежь оказывается
в ситуации, когда общая эскалация риска
в обществе увеличивается за счет возрастания
отдельных его типов на периферии, что
приводит к искажению социализационных
траекторий молодого поколения, отчуждению
его от базовых социальных практик и адекватных
современности моделей жизненного пути.
Ниже будет осуществлен анализ рисков,
которые представляют наибольшую угрозу
для периферии и провинциальной молодежи.
Мы полагаем, что это два типа рисков. Во-первых,
риски жизненного старта, которые приводят
к искажению социализационных траекторий
молодого поколения. Во-вторых, риски ценностно-нормативной
неопределенности, которые проявляются
в разрушении традиционных институтов,
таких, как семья. Анализу этих двух жизненных
ситуаций провинциальной молодежи и будет
посвящена следующая часть статьи.
Модель жизненного старта провинциальной молодежи
Принято считать, что период социального старта является непродолжительным и длится примерно с 15 до 18-20 лет. Современная Россия находится в ситуации, когда утрачены или не функционируют механизмы вертикальной мобильности, доступные большинству молодых граждан РФ. Советская модель "инкубатора", когда молодое поколении вводилось в искусственную систему "социальных лифтов" (пионерия-комсомол-партия (общественная организация)), в рамках которых происходила социализация молодежи, усвоение и присвоение новых социальных статусов, безвозвратно утеряна. Понимая всю ограниченность такого подхода к проблеме вхождения молодого поколения в социальные, профессиональные, межличностные поля, мы тем не менее не видим сегодня никаких других форм, оптимизирующих данный процесс. Можно выделить несколько основных моделей жизненного старта молодого поколения в современной России.
Во-первых, "образовательная модель", ориентированная на продление периода "маргинальности" и предусматривающая наличие определенного "буфера" между "детством" и "взрослостью", создаваемого посредством обучения и вхождения в переходный статус "студента". Зачастую такой пятилетний "буфер" позволяет молодому человеку попробовать все прелести "взрослой" жизни, провести их селекцию, сформировать новый круг отношений и деловых контактов, наконец, по окончании учебного заведения обрести пусть к формальный, но социальный статус специалиста. Во-вторых, "профессиональная модель", предполагающая вхождение в социальную систему посредством овладения некоторыми трудовыми и профессиональными навыками непосредственно в процессе трудовой деятельности. В-третьих, "девиантная модель", когда молодой человек осуществляет свой социальный старт через систему криминальных отношений или девиантных субкультур, зачастую предлагающих подростку более эффективный механизм социального взросления и продвижения по социальной лестнице.
Важнейшими факторами, определяющими позицию, с которой стартует современный молодой человек, являются социальный статус его родителей и то географическое и социокультурное пространство, в котором протекает его повседневная жизнь. Стартовые позиции провинциальной молодежи находятся гораздо ниже стартовых позиций ее сверстников из центра, что объясняется отсутствием доступа к качественному образованию (ввиду низкой материальной обеспеченности и низкого уровня базового среднего образования); перекосами рынка труда и отсутствием системы оперативного реагирования на его изменение (система дополнительного образования, тренинги и т.д.); низкой социальной активностью жителей провинции, что формирует патерналистские и иждивенческие настроения.
Важно отметить, что объективная ситуация усиленной эскалации риска в провинции создает условия для неадекватного конструирования молодежью окружающего социального пространства, которое зачастую осознается как опасное, безнадежное, неспособное удовлетворить интересы молодых людей. Это приводит к тому, что даже при наличии каких-либо возможностей для реализации своего потенциала молодые люди видят в первую очередь проблемы, а не пути их решения.
В
последнее время наметилась тенденция
к увеличению числа молодых людей, начинающих
свой социальный путь с получения высшего
образования. Для провинциальной молодежи
вуз становится фактически единственной
надеждой на успешный социальный старт.
Важно также и то, что в сознании провинциальной
молодежи по-прежнему высоки престиж высшего
образования и оценка его качества. Так,
на вопрос: "Как Вы считаете, возможно
ли в настоящее время получить качественное
образование в нашей стране?" — ответы
респондентов распределились следующим
образом (таблица 1).
Возможно ли в настоящее время получить качественное образование в нашей стране?
Таблица 1.
Варианты ответов | Количество ответов в % |
Да, российское образование по-прежнему является самым качественным | 19,7 |
Да, но лишь в наиболее известных ВУЗах и СУЗах, расположенных в крупных городах | 17,6 |
Да, но лишь в платных учебных заведениях | 5,2 |
Нет, качество российского образования ухудшается с каждым годом и уровень его в настоящее время достаточно низок | 4,7 |
Думаю, что качество образования в каждом конкретном учебном заведении зависит от профессионализма педагогического коллектива | 27,8 |
Качество образования зависит прежде всего от активности и заинтересованности самого студента | 23,4 |
Полученные данные демонстрируют в целом благоприятное отношение к российскому образованию. При этом более 40% опрошенных указывают на то, что качество образования определяется расположением учебного заведения в крупном городе и профессионализмом педагогического коллектива. Такое восприятие ситуации совпадает с реальным положением дел: вузы небольших городов (до 400 тыс. жителей) по своему материально-техническому и кадровому обеспечению не соответствуют требованиям современности. При этом появление в провинции негосударственных учебных заведений и филиалов крупных центральных государственных вузов не решает указанной проблемы. В такой ситуации молодые люди, ориентированные на образовательную модель жизненного старта, не имеют возможности выбирать то образование, которое будет отражать их жизненные приоритеты. Это накладывает отпечаток на те мотивы, которые лежат в основе выбора учебного заведения молодыми людьми. Большинство молодых людей рассматривают образование не как способ получения конкурентоспособной специальности, а как возможность отсрочить наступление "взрослости" с присущей ей ответственностью, необходимостью самостоятельно обеспечивать себя и свою семью. Представленная таблица 2 демонстрирует основные мотивационные стратегии, влияющие на выбор учебного заведения.
Информация о работе Социальные проблемы молодежи российской провинции