Социальные процессы и исследования: методология исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

Термин общество очень часто используется в повседневной жизни. Есть общество защиты животных, общество защиты прав потребителей и т.п. У разных людей самые различные представления об обществе. Часто этот термин обозначается как определенная совокупность людей, объединенных какими-либо интересами, взаимными симпатиями, образом жизни и совместной деятельностью. Человеческое общество рассматривается как совокупность множества различных частей и элементов. Причем эти части и элементы не изолированы друг от друга. Эти частицы связаны между собой, постоянно взаимодействуют. Можно сказать, что общество существует как единая система.

Содержание работы

Введение 3
Раздел 1. ОБЩЕСТВО КАК ЦЕЛОСТНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
1.1. Организация социальной жизни 4
1.2. Общество как целостная система 7
Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЗОРГАНИЗАЦИЯ КАК ИММАНЕНТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИРОДНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
2.1. Организация и дезорганизация как механизм социальных изменений 12
2.2. Цикличность в социальном развитии: чередование фаз статики
и динамики 13
Раздел 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОРЯДКА ИЗ ХАОСА
3.1. Конструктивная роль самоорганизации в период качественных преобразований системы 20
3.2. Общенаучные и философские основания концепции самоорганизации 20
3.3. Свойства самоорганизующихся систем. 25
Заключение 31
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 3.

3.1. Конструктивная  роль самоорганизации в период качественных преобразований системы

Довольно длительное время  наука при рассмотрении строения и эволюции мира преимущественное внимание уделяла представлениям о статической  устойчивости, упорядоченности, однородности, обратимости. В условиях нарастающих темпов изменений в мире, свидетелями которых мы являемся, трудно говорить о стационарных структурах, об устойчивых, неизменных образованиях как о чем-то лежащем в основе мироздания. Устойчивость, или хотя бы метастабильную устойчивость, следует искать в динамике, а не в неподвижности во времени.

Более того, экспериментальные  и теоретические открытия естественных наук в 70—80-е гг. внесли существенные коррективы в методологические доминанты системных исследований. Теперь исследователей интересуют не системы вообще, а изменяющиеся системы, в которых неустойчивость есть предпосылка изменения способа их поведения. Уточняются базовые понятия системного анализа — устойчивость, стационарность, равновесность. Наряду с рассмотренными традиционными характеристиками системы в поле зрения попадают новые характеристики (нелинейность, потенциальность, когерентность, критическое поведение и другие). Непосредственно процесс самоорганизации сложных динамических систем становится предметом научных исследований в области синергетики, теории самоорганизации.

 

3.2. Общенаучные  и философские основания концепции  самоорганизации

В последние десятилетия  выявило свою перспективность новое общенаучное направление, исследующее природные и общественные явления под углом зрения совершающихся в ней процессов самоорганизации. Именно системный подход создал фундамент для формирования этой концепции, и прежде всего — идея динамики целого, аксиома взаимосвязанности явлений и состояний. Но синергетика сосредоточивает свое внимание не на состояниях гомеостаза, достаточно изученных кибернетикой и теорией управления, а на кризисных нестабильных состояниях.

Работы по теории самоорганизации (синергетике) были начаты А. Тьюрингом, И. Пригожиным, Г. Хакеном, М. Эйге- ном, В. Эбелингом и другими учеными. Изучение самоорганизующих процессов различной природы обусловило междисциплинарность и универсализм синергетики, вобравшей в себя брюссельскую школу И. Пригожина, школу Г. Хакена, математическую школу В.И. Арнольда и Р. Тома, школу А.А. Самарского и С.П. Курдюмова, биофизическую школу М.В. Волькенштейна и Д.С. Чернавского, школу Н. Моисеева и т. д. Идеи самооргани-зации имеют чрезвычайно широкое поле применения (теория автопоэзиса, теория о гиперциклах, концепцияглобально-эволюционного развития Вселенной и т. д.). При всем многообразии подходов у всех этих научных школ общим является поиск универсальных закономерностей возникновения порядка их хаоса, описание причин и механизмов относительно устойчивого существования возникающих структур и их распада.

  Синергетика направлена на раскрытие универсальных механизмов самоорганизации сложных систем любого типа — как природных, так и человекомерных. Ее можно определить как науку о нестабильности, «науку нестабильного мира». Но мир синергетики — это мир не только критической неустойчивости и «обвальных» процессов. Это процесс становления, возникновения

порядка из хаоса, самопроизвольного перехода систем от неустойчивых состояний к стабильности и организационным структурам. Развитие «термодинамики необратимых процессов» (И. Пригожин), анализ явлений «странного аттрактора» (Роэль, Такенс), «теория катастроф» (Р. Том) позволили прийти к пониманию общих механизмов спонтанного образования высокоупорядоченных («диссипативных») структур из менее упорядоченных(Г.Хакен),конструктивной роли процессов самоорганизации/ самодезорганизации в неравновесных системах.

В работах, посвященных философскому анализу синергетических идей, отмечены глубокие параллели между положениями теории самоорганизации и идеями древних космогоний, восточных религий. Здесь можно упомянуть таких авторов, как И. Пригожин и И. Стенгерс, Э. Янч, Ф. Капра, С.П. Курдюмов и Е.Н. Князева, А.А. Силин, С. Гомаюнов, В. Аршинов и др.

В.В. Василькова в своей  книге «Порядок и хаос в развитии социальных систем» уделяет значительное внимание анализу философско- методологических оснований теории самоорганизации. В частности, отмечается созвучие идей синергетики с идеями и воззрениями следующих философов: Платона и Аристотеля (представления об эйдосах как потенциальных формах-образцах «земных» процессов, идея энтелехии), Гераклита (о роли огня как метафоры само возобновляющегося и саморегулирующегося начала в универсуме), Лукреция (идея клинамена как спонтанного непредсказуемого отклонения, рождающего новое в природе), Р. Декарта (учение о космических вихрях как собственных формах организации природы), Г. Лейбница (монадология с идеями гармонии, когерентности, взаимосогласованности всех частей мира, идея преформизма, потенциально заложенного), Ф. Шеллинга (понятия организма и самоорганизации в природе по анологии с творческими исканиями человеческого духа), И. Канта (идея самоорганизованного бытия и целеполагания целого как результата спон-танного взаимоналожения целей его частей), А. Бергсона (представления о необратимости эволюции, ее движущей силе в виде жизненного порыва), А. Уайтхеда (идея о роли процессуаль- ности и когерентности событий в универсуме), К. Юнга (архетипы коллективного бессознательного), П. Тейяра де Шардена (идеи о направленности эволюции), русских философов- космистов (идеи коэволюционного развития человека и универсума), М. Хайдеггера (представления о природе времени и истины) и других. Таким образом, идеи саморазвития, самодвижения материи традиционны для философии.

  Основной вклад синергетики в научное познание связан с усвоением нелинейного взгляда на мир, формированием нелинейного стиля мышления. Понятие «нелинейность» начинает использоваться все более широко, приобретает мировоззренческий смысл. Идея нелинейности в своем мировоззренческом ракурсе может быть развернута посредством:

 идеи много вариантности, альтернативности путей эволюции;

 идеи выбора из данных альтернатив;

идеи темпа  эволюции (скорости развития процессов  в среде);

 идеи необратимости эволюции.

 Эти идеи являются базовыми установками в современной научной картине мира, современной парадигме научного мышления, сменившей ньютоно-картезианскую Ньютоно картезианская парадигма, связанная с именами Рене Декарта и Исаака Ньютона, доминировала в нашей науке и культуре несколько столетий. В основе мировоззрения Декарта лежало фундаментальное разделение природы на две независимые сферы — сознание и материю. В соответствии со знаменитым высказыванием Декарта «Я мыслю — следовательно, существую» человек отождествлял себя со своим разумом, а окружающий мир — с огромным, сложным агрегатом, состоящим из множества различных частей. Такое механистическое воззрение было вос-принято и И. Ньютоном, который построил на его основе свою механику, ставшую фундаментом классической физики.

Согласно Ньютону, все  физические явления происходят в  трехмерном пространстве, описанном  евклидовой геометрией. Пространство абсолютно и неизменно. Время существует независимо от пространства и плавно течет из прошлого через настоящее в будущее. Материя, заполняющая пространство, вечна и изначально пассивна. Движение материальных частиц вызвано их взаимным притяжением (гравитацией). Источник движения — Бог. Позже великий математик Лаплас дал описание

механики Солнечной  системы и показал, что всю  Вселенную можно рассматривать  как совершенную саморегулирующуюся машину. И все же огромный космический  механизм жестко детерминирован и обусловлен: все имеет свою причину и приводит к определенному результату. Детерминизм был важнейшим методологическим принципом научного познания. Задачей науки было исследовать закономерности, причинно-следственные связи природных и социальных явлений.

Первые три десятилетия XX века кардинально изменили положение дел в физике, прежде всего, благодаря Альберту Эйнштейну, его теории относительности. Были поставлены под сомнение представления ньютоновской механики об абсолютном характере пространства и времени, о твердых элементарных частицах, о строгой причинной обусловленности всех физических явлений и о возможности объективного описания природы.

 Согласно теории относительности, неверно положение, что пространство имеет три измерения, а время существует отдельно от него. Одно тесно связано с другим, и вместе они образуют четырехмерный пространственно-временной континуум (ПВК). И пространство, и время теряют свой абсолютный характер: все измерения пространства и времени оказываются относительными — в зависимости от позиции наблюдателя, скорости его движения относительно наблюдаемых явлений. Согласно теории Эйнштейна, гравитация способна «искривлять» пространство и время. Степень искривления пространства зависит от массы тела. А поскольку, по теории относительности, время не может быть отделено от пространства, присутствие вещества оказывает влияние и на время: в разных частях Вселенной время течет с разной скоростью. Сама структура пространства-времени зависит от распределения вещества во Вселенной, и понятие пустого пространства также теряет смысл. Таким образом, в искривленном пространстве законы евклидовой геометрии не действуют.

Основоположником неевклидовой геометрии в XIX веке стал Георг Риман. Пространство-время релятивистской физики есть именно такое пространство — более высокой размерности и безвременное. Все явления, происходящие в нем, связаны друг с другом, но эти связи не являются причинно-следственными. Понятие причинности уместно только в рамках суженного, ограниченного мировосприятия, при условии, что

мы последовательно  двигаемся в том или ином направлении (тогда и возникают временные  определения «до» и «после»). В  мире повседневности нас устраивает евклидова интерпретация, но при  исследовании макрообъектов и макропроцессов (например, в астрофизике) детерминизм как методологический принцип теряет свою силу.

 Понятие твердого тела было поставлено под сомнение атомной физикой. Квантовая теория утверждает, что даже самые малые частицы, из которых состоит атом, не являются цельными и обладают двойной природой: их можно рассматривать и как волны, и как частицы (в зависимости от ситуации, от контекста исследования). Для лучшего понимания соотношения между парными категориями, обозначающими одно и то же физическое явление, Нильс Бор ввел понятие дополнительности. В современной науке принцип дополнительности обрел методологический статус.

 Еще одно важное открытие современной физики — осознание того, что масса — одна из форм энергии. Это изменило в принципе наши представления о материи «как материале, из которого сделаны вещи». Энергия имеет множество разнообразных воплощений, она может изменить свою форму, но не может прекратить свое существование вообще (закон сохранения энергии). А поскольку масса оказывается мерой энергии (Е = тс2), она теряет свойство уничтожимости и, очевидно, может преобразовываться в другие формы энергии. Так, во время столкновения частиц (электронов и протонов) некоторые частицы прекращают свое существование, а энергия, содержащаяся в их массе, преобразуется в кинетическую и перераспределяется между другими частицами и т. д.

 

3.3. Свойства  самоорганизующихся систем.

Под самоорганизацией обычно понимают процессы самоконструирования, саморегулирования, самовоспроизведения систем различной природы. Это «изменение организации, происходящее в большей или меньшей мере относительно активно, самостоятельно и спонтанно»8.

 Непосредственным объектом теории самоорганизации являются самоорганизующиеся системы. Рассмотрим основные признаки самоорганизующихся систем:

Самоорганизующаяся система — это система динамическая, ее движение носит нелинейный характер. Особенности феномена нелинейности состоят в следующем.

  Во-первых, благодаря нелинейности имеет силу важнейший принцип «развертывания малого», или «усиления флуктуаций». Под флуктуацией в широком смысле слова понимается внешнее воздействие, в строгом смысле слова (как физическая категория) — случайные отклонения мгновенных значений величин от их средних значений (от состояния равновесия). При определенных условиях нелинейность может усилить флуктуации — делать малое отличие большим, макроскопическим по последствиям.

  Во-вторых, определенные классы нелинейных открытых систем демонстрируют другое важное свойство — пороговость чувствительности. Ниже порога все уменьшается, стирается, забывается, не оставляет никаких следов в природе, науке, культуре, а выше порога, наоборот, все многократно возрастает.

 В-третьих, нелинейность порождает своего рода квантовый эффект — дискретность путей эволюции нелинейных систем. То есть в данной нелинейной среде возможен не любой путь эволюции, а лишь определенный набор этих путей, определяемый спектром устойчивых состояний, структур- аттракторов.

В-четвертых, нелинейность означает возможность неожиданных, называемых в философии эмерджентными, изменений  направления течения процессов. Нелинейность процессов делает принципиально ненадежными и недостаточными весьма распространенные до сих пор прогнозы — экстраполяции от наличного, ибо развитие совершается через случай-

ность выбора пути в момент качественных преобразований системы, а сама случайность обычно не повторяется вновь.

  Самоорганизующаяся система — это система открытая, что обеспечивает вещественно-энергетический и информационный обмен со средой. Открытая система обладает как «источниками» — зонами подпитки ее энергией окружающей среды, действие которых способствует наращиванию структурной неоднородности данной системы, так и «стоками» — зонами рассеяния энергии, в результате действия которых происходит сглаживание структурных неоднородностей в системе. Открытая система способна усваивать внешние воздействия и находится в постоянном изменении.

Информация о работе Социальные процессы и исследования: методология исследования