Социальные риски, их роль в системе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение специфики защиты человека от социальных рисков в управлении персоналом.
Задачи курсовой работы:
- проанализировать специфику социальных рисков;
- ознакомиться со спектром социальных рисков, представленных в нашей повседневной реальности;
- подробно изучить роль управления персоналом в защите от социальных рисков в современной российской экономике.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Основные социальные риски современной России
1.1. Основные социальные риски
1.2. Ситуация с молодёжью страны
Глава 2. Социальные выплаты и льготы как защита от социального риска
2.1 Режим рабочего и свободного времени
2.2.Страхование работников и медицинское страхование
2.3.Пенсионное страхование
2.4.Накопительное пенсионное страхование
Глава 3. Роль корпоративной культуры в формировании защиты от социального риска
3.1. Эволюция корпоративной культуры
3.2. Культура и этика корпорации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ.docx

— 76.84 Кб (Скачать файл)

Если индивидуальные предприниматели  являются самостоятельными плательщиками  страховых взносов, то им следует  обратить внимание на пп. 4 и 6 Обзора. В п. 4 Обзора определено, что индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в установленном законом порядке, обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа и в том случае, когда предпринимательскую деятельность он фактически не осуществляет.

Такое решение было принято  по следующим основаниям. Согласно ст. 28 Закона индивидуальные предприниматели  уплачивают суммы страховых взносов  в ПФР в виде фиксированного платежа, минимальный размер которого (150 руб. в месяц) является обязательным для  уплаты. Срок уплаты названного платежа  установлен п. 4 постановления Правительства  Российской Федерации от 11.03.03 г. № 148. Пунктом 3 ст. 28 Закона сумма фиксированного платежа определена в расчете  на месяц, страхователь вправе уплачивать взносы как частями, так и единовременно за текущий год.

При этом отмечено, что обязанность  индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа не ставится Законом в  зависимость от факта ведения  ими предпринимательской деятельности и получения дохода, и, кроме того, обязательство по уплате названых платежей возникает в силу закона и не изменяется из-за отсутствия денежных средств (дохода) у предпринимателя.

В части уплаты страховых  взносов в виде фиксированного платежа  следует также обратить внимание на п. 6 Обзора, в котором определено, что закон не освобождает индивидуальных предпринимателей, являющихся пенсионерами, от уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа.

Такое решение принято  по следующим основаниям. Закон № 167-ФЗ не содержит норм, предусматривающих  освобождение лиц, признаваемых страхователями, от уплаты страховых взносов. Это  связано с тем, что реализация прав граждан на трудовую пенсию находится  во взаимосвязи с уплатой страховых  взносов. Статьей 17 Федерального закона от 17.12.01 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях  в Российской Федерации» установлен порядок определения, перерасчета, индексации и корректировки трудовых пенсий. Названной статьей установлено, что в случае продолжения трудовой деятельности застрахованными лицами после назначения пенсии им по их заявлению перерасчитывается размер страховой части трудовой пенсии по старости (инвалидности) при условии, что ими уплачиваются страховые взносы в ПФР. Таким образом, с момента назначения трудовой пенсии лицу, ранее зарегистрированному в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, не прекращается его обязанность по уплате страховых взносов, которые продолжают учитываться на его индивидуальном лицевом счете и в связи с уплатой которых перерасчитывается размер пенсии.

Если индивидуальный предприниматель  сам является наемным работником (т.е. заключает трудовой договор  с работодателем), то он остается застрахованным по двум основаниям. Такое решение  принято при рассмотрении в судебном заседании заявления органа ПФР  к индивидуальному предпринимателю  о взыскании задолженности по страховым взносам в виде фиксированного платежа. Индивидуальный предприниматель  заявил, что доходов от предпринимательской  деятельности не имеет, фактически ею не занимается, а работает по трудовому  договору в коммерческой организации  и в этом качестве является лицом, за которого страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачивает работодатель. Однако суд указал, что  индивидуальный предприниматель на весь период страхования - с момента  государственной регистрации в  качестве индивидуального предпринимателя  до государственной регистрации  прекращения деятельности в таком  качестве - является застрахованным. В  силу наличия государственной регистрации  индивидуальный предприниматель обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа. Если индивидуальный предприниматель нанимается на работу по трудовому договору, то он является застрахованным по двум основаниям (при этом работодатель уплачивает за него страховые взносы исходя из налоговой базы по ЕСН).

Статьей 2 Закона установлено, что правоотношения, связанные с  уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе  в части контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено названным Законом. В связи с этим следует обратить внимание на те пункты Обзора, в которых говорится о применении НК РФ к отношениям по уплате страховых взносов.

В частности, в п. 7 Обзора определено, что положения ст. 239 НК РФ, предусматривающие льготы для  плательщиков ЕСН, не распространяются на правоотношения по уплате страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование. Такой вывод сделан исходя из статуса страховых взносов. В соответствии со ст. 3 Закона страховые  взносы определены законодателем как  индивидуально возмездные обязательные платежи, которые имеют целевое  назначение: обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному  пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых  взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Поскольку страховые  взносы не отвечают понятию налога (ст. 8 НК РФ), ст. 239 НК РФ на правоотношения по уплате указанных взносов на обязательное пенсионное страхование не распространяется.

В соответствии с п. 8 Обзора ответственность за неуплату страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование установлена п. 2 ст. 27 Закона, а не ст. 122 НК РФ. Такой вывод  сделан по следующим основаниям. В  силу п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения  налоговой базы, иного неправильного  исчисления налога или других неправомерных  действий (бездействия) влечет взыскание  штрафа в размере 20% неуплаченных сумм налога.

Как уже говорилось, страховые  взносы не являются налоговым платежом (ст. 3 Закона). Согласно п. 3 ст. 9 Закона финансирование выплаты базовой  части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм ЕСН, зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета ПФР.

Таким образом, страховые  взносы на страховую и накопительную  части трудовой пенсии уплачиваются в ПФР в виде сумм страховых  взносов, а суммы, зачисляемые в  федеральный бюджет на цели государственного пенсионного страхования, уплачиваются в составе ЕСН.

Следовательно, страховые  взносы на финансирование страховой  части трудовой пенсии не входят в  состав ЕСН. Страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии не включены в налоговую систему Российской Федерации, не относятся к числу налогов и являются индивидуально возмездными платежами, и поэтому ответственность за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов установлена п. 2 ст. 27 Закона.

Вместе с тем при  определении срока направления  требования о взыскании сумм недоимок по страховым взносам и срока  обращения в суд с таким  требованием применяются положения  ст. 48 и 70 НК РФ.

Закон № 167-ФЗ не регламентирует порядок взыскания недоимки и  пеней, за исключением указания на судебный порядок. В связи с этим в силу ст. 2 Закона правоотношения, связанные  с уплатой страховых взносов, в том числе в части контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Законом. При неуплате плательщиком взноса в установленный срок требование об уплате недоимки должно быть направлено ему не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты (ст. 70 НК РФ), а при неисполнении требования исковое заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока его исполнения (ст. 48 НК РФ).

В Обзоре разъяснена также  практика разрешения споров с применением  законодательства об обязательном пенсионном страховании и по другим вопросам, в частности об обязанности зарегистрироваться в органе ПФР, обязанности сообщить о приеме на работу пенсионера, размерах штрафа и др.

 

2.3 Накопительное  пенсионное страхование

 

С января 2002 года в России вступил в силу новый закон  о пенсионном обеспечении, согласно которому пенсия граждан будет состоять из 3 -х частей:

Социальная (базовая ставка 550 рублей в месяц)

Страховая (0,14*ЗП*Стаж*12) / 228

Накопительная: обязательная - 2% от ЗП

добровольная

(при средней заработной  плате 3000 рублей в месяц и  стаже 27!!! лет - гос. пенсия составит 1147 рублей в месяц)

Более того, в 2004 году каждый гражданин должен будет распорядиться, куда направлять его пенсионные страховые  взносы, отчисляемые работодателем  с фонда оплаты труда по обязательному  пенсионному страхованию. Этим государство  переложило груз ответственности за пенсионное обеспечение граждан  на плечи самих граждан.

Подобная модель распространена практически во всех развитых странах  мира и успешно функционирует  на протяжении десятилетий. Каждый гражданин  ежегодно откладывает около 10 - 20 % от своих доходов на добровольные накопительные  и пенсионные программы. Таким образом формируется собственный резервный капитал, который позволяет в дальнейшем оплачивать образование детей и наслаждаться жизнью при выходе на заслуженный отдых.

В нынешнем году к работе со средствами пенсионных накоплений граждан приступают негосударственные  пенсионные фонды (НПФ). В связи с  этим у будущих пенсионеров возникает  немало вопросов об их месте и роли в пенсионной реформе, их взаимодействии и конкуренции с государственным  Пенсионным фондом России.

Негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации  социального обеспечения, исключительными  видами деятельности которой являются: негосударственное пенсионное обеспечение  участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; обязательное пенсионное страхование в соответствии с федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании; профессиональное пенсионное страхование в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Причем эти выплаты  производятся независимо от государственного пенсионного обеспечения населения.

Пенсионное законодательство сейчас не предусматривает обязательного  страхования профессиональной ответственности  НПФ, в отличие от управляющих  компаний. Но если НПФ считает, что  страхование ответственности повысит  его надежность, никто не запрещает  ему заключить договор в добровольном порядке с любой страховой  компанией, оказывающей подобные услуги. Кроме того, законодательство предусматривает  и другие меры, повышающие надежность НПФ: минимальный размер совокупного  вклада учредителей, формирование страхового резерва, контроль со стороны спецдепозитария, актуарные и аудиторские проверки, а также возможность в добровольном порядке создавать объединенные гарантийные фонды и участвовать в обществах взаимного страхования. Деятельность негосударственных пенсионных фондов контролирует Федеральная служба по финансовым рынкам.

Уже сегодня негосударственные  фонды имеют право участвовать  в формировании накопительной части  трудовой пенсии и в обязательных видах пенсионного страхования. Участие НПФ в формировании накопительной  части трудовой пенсии позволит человеку размещать средства не в Пенсионном фонде России, а в негосударственном  пенсионном фонде. Для этого нужно  сообщить в Пенсионный фонд России о своем переходе в НПФ. После  этого средства пенсионных накоплений будут переведены в указанный  негосударственный пенсионный фонд. Впоследствии можно будет как перевести средства из одного НПФ в другой, так и вернуть их обратно в ПФР.

Законодательство РФ предъявляет  жесткие требования к фондам, получающим право участвовать в обязательных видах пенсионного страхования. Так, НПФ должен иметь опыт работы не менее двух лет. Величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда с 1 января 2010года должна составлять не менее 30 миллионов рублей, а с 1 июля 2012года - не менее 50 миллионов. Совокупный вклад учредителей фонда, внесенный в фонд денежными средствами, должен быть не менее 3 миллионов рублей, а с 1 января 2010 года - не менее 30 миллионов. НПФ не должен иметь фактов приостановления действия лицензии в течение последних двух лет деятельности, не должен иметь актуарного дефицита по результатам актуарного оценивания в течение последних двух лет.

Уполномоченный федеральный  орган обеспечивает строгий государственный  контроль за деятельностью фондов, в том числе за процессом инвестирования пенсионных накоплений.

В начале 2004 года было ощущение, что фонды вот-вот начнут выходить на рынок обязательного пенсионного  страхования. Но затем начались два  широкомасштабных процесса, которые  отодвинули сроки вхождения НПФ  в реформу.

Первый процесс - большая  структурная реорганизация правительства  в рамках административной реформы  и кадровая перестановка. В итоге  наработки, сделанные в рамках комиссии по административной реформе, оказались  невостребованными. А ведь речь шла  о перераспределении части функций  между госрегулированием и НПФ, о передаче их от уполномоченного  федерального органа в лице Минтруда к саморегулируемым организациям (СРО). Решать вопросы функционального  содержания СРО следует именно сейчас. Оптимальным было бы в кратчайшие сроки определить позицию фондов и их саморегулируемых организаций  в рамках административной реформы, максимум возможных функций от государственных  структур передать саморегулируемым организациям НПФ, а оставшиеся или сосредоточить  в одном государственном органе, или четко разделить их между  несколькими структурами. Это позволило  бы внести ясность в вопрос, по каким  правилам фонды будут участвовать  в пенсионной реформе дальше.

Информация о работе Социальные риски, их роль в системе управления