Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 23:04, контрольная работа
Описание работы
Личность - единственный социальный субъект, который по уровню функциональной сложности сопоставим с обществом в целом. Социологическое видение личности предполагает анализ ее роли и способов участия в общественной жизни. В ролевой теории личности основными аналитическими единицами являются собственное Я (единица личности), социальный статус (единица социальной структуры) и социальная роль (единица культуры). Рассмотрим их подробнее.
Содержание работы
ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ 1.1 Сущность и понятие личности 1.2 Социальный статус 1.3 Социальные роли личности 1.3.1 Понятие социальной роли ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Омский государственный университет
путей сообщения (ОмГУПС)
Социальные роли личности
Контрольная работа №1/Модуль
№ 1
по дисциплине «Психология
личности и деловая этика»
ВЫПОЛНИЛ:
2 курс, 3 семестр
ПРОВЕРИЛ:
Златоуст 2014
Содержание
ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ
РОЛИ
1.1 Сущность и понятие
личности
1.2 Социальный статус
1.3 Социальные роли личности
1.3.1 Понятие социальной
роли
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ
РОЛИ
Личность - единственный социальный
субъект, который по уровню функциональной
сложности сопоставим с обществом в целом.
Социологическое видение личности предполагает
анализ ее роли и способов участия в общественной
жизни. В ролевой теории личности основными
аналитическими единицами являются собственное
Я (единица личности), социальный статус
(единица социальной структуры) и социальная
роль (единица культуры). Рассмотрим их
подробнее.
1.1 Сущность и понятие
личности
Исследованием сущности личности
занимается профессор О.Н. Козлова. В своей
статье, помещенной в журнале «Социально-гуманитарные
знания» она рассказывает, что при определении
сущности личности существуют две оппозиционные
трактовки.
Первая предполагает видение
сущности личности как воспринятой, перенятой
у общества. Так, К. Маркс определил ее
как «совокупность всех общественных
отношений». По словам Л. Гумпловича, «в
человеке мыслит совсем не он, но его социальная
группа».
Другая трактовка предполагает
видение сущности как ее особости, индивидуальности.
Личность творит, приносит нечто новое
в мир не общим, что есть у нее с другими
людьми, а исключительным, как отмечал
В.В. Розанов.
Оппозиция этих двух подходов
отражена в психологическом споре. Школа
Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина,
в которой был разработан «деятельностный
подход» к определению сущности личности,
искала источник неповторимости «Я» человека
в его бытии, в социальных отношениях,
взаимосвязях, в его деятельности. Лидер
западной социологии Ж. Пиаже отстаивал
прямо противоположную позицию: сущность
личности в ее задатках, в неповторимых
в генах закодированных особенностях,
которые определяют индивидуальность
данного человека.
В рамках деятельностного подхода
источником развития личности являются
ее способности, стимулирующие активность
человека. Другой подход основную роль
в развитии личности отводил потребностям
как стимулятору человеческой активности
[1, с.81-84].
Сущность личности не проявляется
с момента рождения человека. Личностью
человек становится. Процессом подготовки
к выполнению роли субъекта социальной
жизни человека является процесс воспитания.
Основные участники этого процесса общество
и сам индивид.
Общество с момента рождения
человека социализирует его, окружает,
приобщает к культуре, дает знания, учит
этическим и эстетическим нормам, т. е.
передает социокультурный опыт. Человек,
овладев этим опытом, начинает сознавать
свою особость, индивидуальность.
Понятие личности многозначно. С одной
стороны, оно обозначает конкретного индивида
(лицо) как субъекта деятельности, в единстве
его индивидуальных свойств (единичное)
и его социальных ролей (общее). С другой
стороны, личность понимается как социальное
единство индивида, как совокупность его
черт, образовавшихся в процессе взаимодействия
данного лица с другими людьми и делающих
его субъектом труда, познания и общения.
1.2 Социальный статус
Структура общества, неоднородность
выполняемых людьми функций предопределяет
неравнозначность их социальных позиций.
Каждый человек занимает определенную
социальную нишу в зависимости от своего
пола, возраста, образования, жизненного
опыта, образа жизни. Все эти характеристики
определяют его статус.
Взаимоотношения и связи людей
в социальной структуре описываются
при помощи понятий «роль»
и «статус». Социальная роль и
социальный статус являются очень
близкими понятиями. Но если термин
«роль» применяется к тому, как
себя ведет человек, т. е. к его
поведению, то термин «статус»
соотносится с социальной системой
и тем положением, которое занимает
в ней человек.
Статус - определенное положение
человека в обществе. Обычно у человека
несколько статусов, которые характеризуют
его с разных сторон. Главным статусом,
определяющим положение человека в обществе,
является его профессия, точнее, занимаемая
им должность (например, учитель, профессор).
1.3 Социальные роли личности
Человек по мере становления,
вырастания включается во множество групп,
общественных пространств, в каждом из
которых общение воспроизводится на основе
своего языка, своей внутренней символики.
Желая быть понятым и принятым, человек
должен овладеть этими символами. Через
понятие «роль» в социологии отражается
способ придания человеку форм. Роль задает
- подсказывает типовые образцы действия
и закрепляет определенную идентичность.
Вступая во взаимодействие, каждый индивид
имеет представление о том, как должно
протекать это взаимодействие.
В результате получается следующее
видение человека:
«С социологической точки зрения, социальная
личность не есть некая устойчивая данная
сущность, переходящая от одной ситуации
к другой. Она представляет собой процесс
постоянного порождения и перерождения
в каждой социальной ситуации - процесс,
связываемый воедино тонкой нитью памяти
[6, с. 100].
Такому видению противостоит
иное, рассматривающее личность как устойчивый,
качественный социальный субъект, оформляющийся
как главный носитель социального, по
которому можно судить о сущности социальной
жизни (Т. Адорно).
Как подтверждение того, что
последний подход более адекватно отражает
социальную реальность, можно рассматривать
выводы, возникающие в связи с анализом
уровня исполнения ролей. Анализ показывает,
что уровень этот один, общий для всех
ролей, выполняемых в обществе одной личностью.
Личность в социальной повседневности
выполняет свои разнообразные роли не
выше и не ниже того уровня, который определен
уровнем развития, богатства ее «Я».
1.3.1 Понятие социальной
роли
Понятие социальной роли принадлежит
ряду социологических теорий, зародившихся
в США. «Основным понятием социологии
является понятие роли, - отмечал Т. Парсонс.
- Я предпочитаю рассматривать это понятие
как базисный термин» [7, с.134].
Антрополог Р. Линтон определил
это понятие таким образом: «Статус, в
отличие от обладающей им личности, представляет
собой совокупность прав и обязанностей.
Роль представляет собой динамический
аспект статуса. Личность наделяется статусом
и обладает им по отношению к другим статусам.
Осуществляя права и выполняя обязанности,
составляющие ее статус, личность играет
определенную роль» [8, с. 142].
А.Г. Эфендиев дает основные
характеристики социальной роли.
1. Социальная роль - это
ожидание, предъявляемое обществом
к личности, занимающей тот или
иной статус. Она не зависит
от самой личности, ее желаний
и существует как бы помимо
и до самой личности. Как следует
себя вести, как действовать в
той или иной ситуации человеку
с определенным положением, социальным
статусом - все это предначертано
обществом, выработано обществом, его
культурой, его историей. На языке
театра, откуда и было заимствовано
понятие роли, можно сказать, что
общество расписывает роли всем
драматическим персонам.
Роль - это образец поведения
человека, занимающего определенный статус.
Претендуя на данный статус, человек должен
выполнять все ролевые предуказания, которые
закреплены за этой социальной позицией.
Не роль
«подстраивается» под исполнителя,
а исполнитель должен выполнять расписанную
для него обществом, культурой, традициями
роль.
И если работа требует сдержанности,
а человек является эмоциональным, вспыльчивым,
он должен или отказаться от карьеры, или
научиться контролировать себя.
Роль, будучи независимым от
личности образцом поведения, является
основным средством обеспечения эффективного
функционирования первоосновы социальной
жизни - социальных институтов.
2. Социальная роль органично соединяет
в себе символически- информационную и
императивно-контрольную составляющие.
Символически-информационная
составляющая предоставляет личности
сценарий поведения, в котором представлен
образец требуемого от человека данного
статуса поведения, вплоть до жестов, походки,
одежды, привычек. Ролевое ожидание существует
в виде правил, инструкций, норм поведения.
Эти стандарты создают целостный образ
того, как следует себя вести. Этот образ
воспринимается как требование, поведение,
предуказание.
3. Необходимо соотносить
социальные роли с ценностями,
нормами поведения, традициями, обычаями.
Ценности, нормы и роли возникают
и утверждаются в едином социокультурном
пространстве. Содержание роли определяется
ценностными приоритетами, стандартами
поведения, принятыми в данном обществе,
культуре. В рамках социальной роли происходит
систематизация норм поведения в единое
целое в соответствии со спецификой функции,
статуса, которую роль обслуживает. Например,
поведение начальника предполагает одну
систему норм, поведение подчиненного
- несколько иную.
Возможны расхождения между
ролевыми предуказаниями и общечеловеческими
требованиями: искренность, как ценность
приоритетнее приветливости, но в поведении
гостя последняя важнее. Гость не должен,
проявляя искренность, признаваться в
том, что ему не понравился предложенный
обед.
4. Социальная роль - это
достаточно полная, но не всеохватывающая
поведенческая характеристика. Ролевой
стандарт оставляет определенный
простор для индивидуальных особенностей
личности, ее фантазии. В армии
степень ролевой регламентации
достаточно велика. Среди профессиональных
ролей минимально регламентируется
роль мусорщика, труд которого
примитивен и не требует соблюдения
жестких правил.
5.Социальная роль объединяет в себе функционально-целесообразные
(повторяющиеся) и культурно-вариативные
черты, характеристики, что дает нам образец
ролевого поведения (женщины, сына, учителя
и т. д.) в данном обществе.
Функциональная целесообразность
порождает много общих черт в ролевых
образцах поведения у разных народов :
офицеры должны уметь отдавать распоряжения,
приказы, управлять подчиненными, а учителя
должны быть интеллигентными людьми, уважать
учеников.
Применительно к культурно-вариативной
составляющей социальной роли в разных
странах возникают различия, обусловленные
своеобразием культур, в которых один
и тот же статус может иметь разный престиж
(например, статус учителя) [9, с. 470-473].
Большую роль в формировании
ролевого стандарта поведения играет
система ценностей, принятая в обществе,
нормы взаимоотношений.
А.Г. Эфендиев разработал механизмы
структурно-ролевого обусловливания (принуждения)
социального поведения личности. Рассмотрим
эти механизмы.
1. Механизм отбора.
Для осуществления тех или иных
функций личность должна обладать определенными
способностями, уровнем подготовки, биопсихическими
качествами. Не каждая личность может
рассчитывать на определенную социальную
роль. Общество может предъявить требования
относительно социального происхождения
или национальности.
Это ведет к тому, что до «воспитания»
носителя роли социальная среда отбирает
в число исполнителей того или иного статуса
людей, имеющих определенные свойства,
качества (пример- эмоциональность представителей
артистической среды).
В различных ситуациях принципы
отбора могут уточняться, особенно когда
речь идет об отборе для выдвижения на
престижные статусы. Так, в условиях перемен
общества требуются люди решительные,
энергичные, способные идти на обострение
ситуации.
Систематическое выполнение
социальной роли совершенствует соответствующие
качества личности, т. к. ситуации, в которых
они реализуются, регулярно повторяются.
Предположим, молодой человек выбрал стезю
ученого. Сделав выбор, он углубил в себе
те качества и способности, которые нужны
ученому.
2. Механизм «вживания»
в роль.
Характер ролевой деятельности,
предуказания (профессиональные, нравственные),
которые человек должен исполнять, социально-ролевые
ситуации, которые ежедневно повторяются,
формируют определенные свойства, которых
раньше не было, но которые требуются в
данной социальной позиции.
Вовлечение в определенную
ролевую деятельность формирует необходимые
навыки, нравственные качества, чувства,
манеру поведения, предуказанные данным
статусом: во-первых, исполнитель новой
роли оказывается в ситуации, которая
содействует принятию образцов нового
ролевого поведения; во-вторых, социальная
среда принуждает (посредством предуказания,
поощрения, контроля) нового исполнителя
роли к формированию необходимых качеств.