Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 23:04, контрольная работа
Описание работы
Личность - единственный социальный субъект, который по уровню функциональной сложности сопоставим с обществом в целом. Социологическое видение личности предполагает анализ ее роли и способов участия в общественной жизни. В ролевой теории личности основными аналитическими единицами являются собственное Я (единица личности), социальный статус (единица социальной структуры) и социальная роль (единица культуры). Рассмотрим их подробнее.
Содержание работы
ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ 1.1 Сущность и понятие личности 1.2 Социальный статус 1.3 Социальные роли личности 1.3.1 Понятие социальной роли ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Социальная среда, создав образец
выполнения социальной роли, предписывает
личности стандартный набор моральных,
трудовых и других качеств, которыми она
должна обладать.
Данные предписания могут иметь
вид как фиксированных требований (воинский
устав), так и пожеланий, ожиданий окружающих.
Существуют формальные требования, стандарты,
следовать которым строго обязательно.
Особенно жестко механизм предписывания
действует в армии. Там шире ролевой набор,
подлежащий предписанию, и строже контроль
за его выполнением.
4. Механизм поощрения
выполнения ролевых предписаний.
Выполнение этих предписаний
обусловливает для личности высокую вероятность
решения личных целей, повышает гарантии
получения признания, материального вознаграждения,
кадрового продвижения.
Каждый исполнитель той или
иной социальной роли должен осознавать,
что условием его успеха является соблюдение
ролевых предуказаний.
5. Механизм контроля.
Общество, социальная группа
не только отбирают людей для выполнения
определенных ролей, не только предписывают
(предлагают) им образцы ролевого поведения,
но и контролируют исполнение роли в соответствии
с ролевыми нормами. Жесткость социального
ролевого контроля зависит от следующих
факторов: степень формализованности
роли (военные, милиция), важность компонентов
ролевого поведения, престижность статуса
(чем престижней статус, тем серьезнее
контроль и самоконтроль), сплоченность
группы, степень авторитетности группы
для исполнителя роли.
Контроль осуществляется в
разных формах - от воздействия общественного
мнения, проявления недоверия до репрессий
[9, с. 476-478].
Таким образом, отбирая, предписывая,
поощряя и контролируя, социальная среда
«созидает» личность, ее знания, качества
такими, как этого требует социальная
роль. Благодаря этому личность вписывается
в процесс функционирования социальных
институтов, не нарушая заведенный порядок.
Социальная среда обусловливает
ролевое поведение индивидов, т. е. социально
повторяющееся, типичное.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После ознакомления с темой
«Личность и социальные роли» я пришел
к следующим выводам:
1. Понятие личности обозначает
человеческого индивида как члена
общества, обобщает интегрированные
в нем социально-значимые черты.
2. Личность является механизмом,
который позволяет интегрировать свое
«Я» и собственную жизнедеятельность,
осуществлять нравственную оценку своих
поступков, находить свое место в жизни,
вырабатывать смысл своего существования.
3. Черты складываются и проявляются
только в процессе социального взаимодействия,
поэтому главным понятием для описания
личности является понятие социальной
роли.
4. Освоение социальных ролей
- часть процесса социализации личности,
непременное условие «врастания» человека
в общество себе подобных.
5. Усваивая социальные роли,
человек усваивает социальные стандарты
поведения, учится оценивать себя со стороны
и осуществлять самоконтроль.
6. Статус подчеркивает сходство
людей, а роль - их различие. Роль - индивидуальное
поведение в соответствии со своим статусом.
7. В обществе существует
пять элит : наиболее властные, самые богатые,
профессионалы в престижных областях
труда, самые образованные и самые нравственные.
8. К самым властным относятся
политики, которые оказывают влияние на
нашу жизнь посредством принятия ключевых
решений на федеральном, региональном
или муниципальном уровнях.
9. В вузах России не
последнюю роль играют заведующие
кафедрами, от которых зависят
показатели работы кафедры, вуза
и в конечном итоге качество
выпускаемых ими специалистов.
10.В социально-профессиональной
структуре работников умственного труда
инженеры занимают ведущее место, т. к.
это престижная профессия. Инженеры пользуются
уважением в обществе, социальный статус
их высок, есть шанс построения успешной
карьеры и получения высокооплачиваемой
работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Козлова, О.Н. Личность - граница
и безграничность социального / О.
Н. Козлова //Социально-гуманитарные
знания.- 2003.- №4.- С. 81-97.
2. Комаров, М.С. Введение в
социологию : учеб. для вузов /М. С. Козлов.-
М.: Наука, 1994.- 317 с.
3. Бергер, Приглашение в социологию : гуманистическая
перспектива /П. Бергер ; пер. с англ. Под
ред. Г.С. Батыгина.- М., 1996.- 321 с.
4. Парсонс, Т.О социальных системах
/Т. Парсонс.- М., 2002.- 600 с.
5. Тернер, Дж. Структура социологической
теории /Дж. Тернер.- М., 1985.- 342 с.
6. Общая социология : учеб. пособие
/под ред. А.Г. Эфендиева.- М.: Инфра-М, 2002.-
653 с.