Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:14, реферат
Целью моего реферата является ознакомление со службами социальной помощи в России и за рубежом. В моей работе содержится анализ функционирования служб социальной помощи (социально-психологические, психолого-педагогические, центры социальной помощи, «телефон доверия» и т.п.) населению в Российской Федерации и пример функционирования служб социальной помощи и поддержки на муниципальном уровне в Норвегии.
Введение 2
Службы социальной помощи в России 3
Службы социальной помощи за рубежом. 10
Заключение 14
Литература 15
По мере формирования территориальных служб социального обслуживания появляется потребность в управлении сетью учреждений, оказывающих населению услуги. Эта сфера, как и всякая другая, не может развиваться стихийно, она объективно нуждается в управлении, целью которого является всё более полное удовлетворение потребностей людей в услугах (по объему и качеству).
Социальная помощь оказывается муниципалитетом, на территории которого проживает или находится нуждающийся человек. Этим занимается социальный отдел в составе муниципальной администрации - социальной помощи.
Муниципальный отдел социальной помощи может быть понят как государственное учреждение, выполняющее следующие общественно важные задачи: он проводить работу, предупреждающую развитие социальных проблем, осуществляет страхование человека, помогая ему избегать в жизни тяжелых социальных обстоятельств. Он является частью местной администрации на уровне коммун и регионов. Социальная работа осуществляется в пределах обязанностей отдела социальной помощи на основе закона и строго по закону. Внимание обычно обращается на следующие проблемы:
Становится обычным делом разделение различных функций и услуг, которые предлагают работники социальной помощи. Социальные работники могут специализироваться только на работе с детьми и наблюдении за родителями, или оказании материальной помощи и консультировании, или на поддержке семей с тяжело больными людьми – инвалидами, на работе со стариками, наконец, как консультанты для лиц, зависимых от алкоголя и наркотиков.
Законодательной основой деятельности отделов социальной помощи является закон о социальной помощи (1991 г.), целями которого являются:
Первостепенное внимание закона обращено на создание сети обеспечения человека в обществе. Основной акцент делается на воспитание у человека способности, дающей ему возможность обойтись без экономической помощи со стороны служб социального обеспечения, был в состоянии помочь самому себе. Закон требует от социального работника, принимающего заявление о помощи, провести обширное изучение для того, чтобы выяснить потребность заявителя в помощи и причины, почему он стал, зависим от социальной помощи. Собранная информация должна обеспечивать основу для общего изменения ситуации заявителя и необходима при оказании помощи. Специалисту отдела всякий раз, когда изучается проблема человека, следует учитывать также индивидуальные факторы (физическое развитие, состояние здоровья, интеллект, чувства, психику, прошлые занятия), межличностные факторы, социальные факторы.
После того, как социальный работник составит картину трудностей заявителя, он начинает работать в направлении решения проблемы, обеспечивая информацию, совет и контроль посредством обеспечения мер поддержки и других форм социальной помощи.
В дополнение к обязанностям советовать, наблюдать в пределах его ответственности, социальный работник обязан консультировать, охватывая все вопросы социального характера, начиная от информации о государственных и частных программах социальной помощи и кончая вопросами сугубо личного характера. От социального работника ожидают совета по самым разным проблемам [4].
Человек может требовать, чтобы ему оказали социальную помощь, если сам он не в состоянии обеспечить своё собственное содержание. Помощь должна оказываться независимо от того, действительно или нет, заявитель ответственен за создание существующей трудной ситуации. Социальная помощь предоставляется, если присутствует одна из двух представленных проблем:
Требования об оказании материальной помощи является основанием для её предоставления. Все потенциальные носители должны, прежде всего, использовать имеющиеся у них возможности, что бы попытаться самим обеспечить себя. Это обязательное предварительное условие: они должны использовать все возможности прежде, чем заявить о необходимости социальной помощи. Социальный работник обязан определить, действительно ли клиент имеет право получить социальную поддержку, муниципальное жилищное назначение, авансы или другие государственные пособия. Дееспособный человек обычно в состоянии обеспечить своё содержание. Если безработный нуждается в экономической помощи, то социальный работник должен, во-первых, попытаться помочь человеку найти работу, чтобы таким образом тот сам мог себя содержать. В этом случае отдел занятости становится союзником, с которым сотрудничает отдел социальной помощи, чтобы помочь заявителю найти подходящее занятие.
Экономическая помощь может быть оказана человеку, достигшему 18 летнего возраста. Эта финансовая поддержка покрывает расходы на питание и жильё, местный общественный транспорт, подписку на газеты и телевидение, одежду, медицинское обслуживание (включая лекарства), плату за телефон, проведение досуга. Стоимость жилья должна подтверждаться документами. Денежная помощь уменьшается, если у заявителя есть источник доходов. Заявление об экономической помощи делается в письменной форме, все доходы и расходы фиксируются таким же образом. Экономическая помощь предоставляется как субсидия и не требует возмещения [4].
Отдел
социальной помощи может требовать
информацию и документы о материальном
положении заявителя: сведения о
доходах, банковские документы, документы
о расходах на жизнь и т.д. Если
будет дана неправильная или неполная
информация, заявителю могут предложить
вернуть назад выплаченные деньги.
Заключение.
Поддержка экономических, политических и социальных условий есть базис для стабильности общества. Любые изменения в одной из этих сфер сразу же отражается на других. Как мы знаем из истории, игнорирование этих связей ведёт к социальной дестабилизации. С другой стороны, изменения в этой структуре необходимы для успешного развития общества. Целью реформ чаще всего является улучшение жизненных условий населения. Но в России жизненные условия различных групп изменились к худшему. В свете этих перемен потребность в социальной поддержке населению резко возросла, и продолжает расти по сей день.
Общий анализ показал, что службы социальной помощи являются неотъемлемой частью социальной политики современного Российского государства. Их необходимость - вопрос, не требующий обсуждения, их эффективность - проблема современной России. Налицо такие недостатки социальных служб в России, как:
Службы
социальной помощи за рубежом дают интересный
пример своего успешного функционирования.
Я не заявляю, что «у них лучше», я имею
в виду - «у них получилось». При научном
подходе и трезвом контроле за ситуацией,
выполнении всех рекомендаций теоретиков
и практиков социальной работы, стабильном
финансировании в России так же может
быть достигнут высокий уровень социальной
помощи населению.
Литература.
[1] Теория социальной работы. Учебник/ Под. Ред. Проф. Е. И. Холостовой. -М.: Юристъ, 1999.
[2]
Территориальные социальные
[3]
Содержание и организация
[4] Горячев М. Д. Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. Самара: Издательство «Самарский университет», 1997
5. Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России/материалы координационного совещания, 12-14 октября, М., 1992
6. Законодательство зарубежных стран по социальному обслуживанию населения. М., 1995
7. Ромашов О.В. Социальная защита трудящихся: проблемы, пути решения// Социологические исследования. – 1993. - №1.
8. Теория и практика социальной работы/ Е. Н. Барябина, М. Э. Ерютина, В. Т. Кривошеев, Е. Р. Смирнова и др. Под общей редакцией В. Н. Ярской; Российский учебный центр. Поволж. Филиал – Саратов: Изд-во Самар. Ун-та, 1995
Информация о работе Социальные службы: положение, структура, кадры