Социальные статусы: сущность, виды, элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 10:17, контрольная работа

Описание работы

Одна из важнейших, фундаментальных характеристик личности — ее социальный статус. Само это понятие применимо по отношению как к личности, так и к социальной группе. В этой главе речь пойдет лишь о социальном статусе личности, который, однако, подчеркивает ее при-надлежность не только к «самой себе», но и к определенной группе (ли¬бо группам). Собственно, в том и состоит главная особенность социаль¬ного статуса — он соотносит личность, ее социальную позицию с позициями других людей, находящихся в составе как данной, так и иных групп. При этом нужно учитывать различные характеристики личности, обусловливаемые как естественными, так и социальными факторами.

Содержание работы

Введение 3
1. Социальные статусы: сущность, виды, элементы 4
2. Личность и социальные роли (понятие социальной роли, ролевое напряжение, механизмы снятия ролевого напряжения) 9
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

Введение

 

Одна из важнейших, фундаментальных  характеристик личности — ее социальный статус. Само это понятие применимо по отношению как к личности, так и к социальной группе. В этой главе речь пойдет лишь о социальном статусе личности, который, однако, подчеркивает ее принадлежность не только к «самой себе», но и к определенной группе (либо группам). Собственно, в том и состоит главная особенность социального статуса — он соотносит личность, ее социальную позицию с позициями других людей, находящихся в составе как данной, так и иных групп. При этом нужно учитывать различные характеристики личности, обусловливаемые как естественными, так и социальными факторами.

Определить социальный статус можно так: это социальная позиция, занимаемая человеком в системе социальных связей и отношений и обусловленная как естественными (раса, пол, национальность), так и социальными (профессия, доход, образование и т.д.) характеристиками.

 

 

 

1. Социальные статусы: сущность, виды, элементы

 

Концепция социального  статуса была разработана американским социологом Р. Линтоном. Понимая под ним позицию, занимаемую личностью в социальной структуре общества, Линтон ввел понятия двух статусов — предписываемого (предписанного) и достигаемого (достигнутого). Первый (его иногда называют аскриптивным статусом) зависит от врожденных или природных свойств личности (пола, расово-этнических признаков). Второй есть результат трудовых и иных усилий самого человека, его профессиональных достижений, успехов в образовании, реализации способностей1.

Понятие социального статуса характеризует место личности в социальной структуре общества, в системе общественных взаимодействий, в ее деятельности в различных сферах жизни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества. Оценка может выражаться в различных качественных и количественных показателях: авторитет, престиж, привилегии, уровень доходов, зарплата, премия, награда, звание, слава и т.п.2

Говоря о предписанном статусе, его следует отличать от прирожденного. Предписанного статуса можно достичь «естественным» путем, ничего для этого специально не делая. Принц становится королем после смерти своего отца на единственном основании — наличии родственных связей. Это не прирожденный, но и не достигнутый статус. Он — предписан (аскриптивен).

Гораздо сложнее оказывается (или  может оказаться) ситуация с прирожденным статусом. В 1930-х гг. (период введения этого понятия в научный оборот) трудно было себе представить, что наступит время, когда ни один из них не сможет быть «инвариантным». Как известно, сравнительно недавно стали делать хирургические операции по изменению пола и расы; что же касается национальной принадлежности (этнического статуса), то люди нередко сами выбирают, кем записаться (представиться), с какой нацией (этнической общностью) себя идентифицировать, особенно если родители не «мононациональны». Таким образом, понятие прирожденного статуса теоретически как бы «зависает в воздухе» в силу появляющейся неопределенности.

Соотношение основных видов статуса  на протяжении истории менялось. Если в доиндустриальных (примитивных, традиционных) обществах преобладал предписываемый статус, то в современном обществе — достигнутый. Действительно, сегодня от личности, результатов ее деятельности и активности зависит гораздо больше, чем это было не только тысячелетия и столетия, но далее десятилетия тому назад. Понимание такой ситуации крайне важно для каждого человека, и любое развитое общество стремится к формированию у него соответствующего отношения к достижению более высокого статуса. В качестве примера приведем длительное время пропагандируемое в США утверждение о том, что каждый сапожник может стать миллионером — при условии, если он будет много работать, учиться, не будет лениться и т.д. Правда, нелишне отметить и роль «врожденных» факторов — не столько природного, сколько социального характера. Имеются в виду богатые родители и получение наследства.

Наряду с предписанным и достигнутым  в социологии иногда говорят о смешанном статусе. Это происходит тогда, когда бывает непросто определить, какой вид статуса характеризует личность. Куда отнести статус, скажем, безработного? С одной стороны, он явно не предписан, но с другой — человек не стремится его достичь (как правило). Более того, он всеми силами не хочет для себя этого статуса, а причины, которые приводят к нежелательному «достижению», чаще всего от человека не зависят (банкротство предприятия, массовое сокращение в результате кризиса отрасли производства и т.д.) 3.

Можно было бы приводить немало примеров смешанного статуса, имеющих как  индивидуальный, так и массовидный  характер. Запрет КПСС в 1991 г. после  известных августовских событий привел к тому, что многие миллионы советских людей лишились статуса члена этой партии, а сотни тысяч, занимавших места в ее аппарате, остались без работы. Многие из них вынуждены были стремиться к приобретению новой профессии и, следовательно, к достижению иного статуса.

Статусов у человека бывает, как  правило, большое количество. Так, говоря о молодом человеке X., можно выделить следующие: студент, член шахматной  сборной университета, член профсоюза, муж, брат, дядя, избиратель и т.д. Все  статусы человека в их совокупности принято называть статусным набором (термин Р. Мертона). Чем больше этот набор, тем многообразнее жизнь личности, многограннее ее включенность в систему межличностных и общественных отношений, и наоборот, чем ограниченнее статусный набор, тем менее «социальным» оказывается способ деятельности человека. Следовательно, о месте личности в обществе, социальных группах можно судить по той совокупности статусов, которыми она обладает.

Однако при наличии любого набора статусов обязательно существует главный, определяющий жизнь личности. Он может быть связан с основным занятием, занимаемой должностью — другими словами, с тем, что решающим образом влияет на образ жизни, стиль поведения и общения. В приведенном выше случае таким будет статус студента.

Следует отметить, что о статусе  личности можно рассуждать только соотнося его со статусами других людей, взаимодействующих  с ней в данной или в других системах. Так, если снова вернуться к статусу студента университета, то он будет иметь смысл прежде всего в отношении иных статусов в системе высшего образования: преподаватель, сотрудник, лаборант и т.д. В других системах взаимодействия этот статус потеряет свое значение, а на первое место выйдут иные статусы. К примеру, в семье и среди родственников главными окажутся статусы мужа, брата, дяди.

Очевидно, таким образом, что подавляющее  большинство характеристик личности имеет статусный характер, но не все. Там, где характеристика личности не содержит в себе социальной позиции, она не статусная (скажем, однорукий человек). Она может стать статусной лишь в том случае, если возникнут определенные условия, вызывающие ожидания соответствующих моделей поведения (например, речь зайдет о поиске работы данному человеку, в ходе которого эту характеристику нужно будет учитывать как одну из наиболее важных).

Статус бывает постоянным и временным, последний не зависит от срока пребывания в нем (можно быть женатым 20 лет или 20 минут). В качестве постоянного или временного могут быть и предписанный, и достигнутый статусы. Человек очень часто приобретает тот или иной временный статус. Зайдя в магазин, он становится покупателем, садясь в поезд — пассажиром, находясь на спектакле в театре — зрителем. Однако выходя из магазина, поезда, театра, человек теряет соответствующий статус.

Каким бы статус ни был — предписываемым или приобретенным, постоянным или  временным, он требует от индивида соблюдения определенных норм и правил поведения, которые, естественно, были бы социально одобренными. Важным условием реализации статуса является идентификация, т.е. психологическое отождествление себя со своим статусом. Садясь в вагон поезда, человек должен помнить, что он на некоторое время становится только пассажиром, а не, скажем, директором завода.

Наличие статусных обязанностей и статусных прав вытекает из того, что статусы существуют объективно, независимо от имеющих их людей. Поэтому статус является совокупностью прав, обязанностей, привилегий. Именно они и отличают индивидов, находящихся в одной или разных социальных общностях и занимающих неодинаковые социальные позиции.

Рассмотрим, к примеру, статусные характеристики участников вузовского процесса. Преподаватель вуза имеет такие статусные права, которых нет у студентов: читать им лекции, оценивать их знания, консультировать научные исследования и т.д. В этом смысле его статус в учебном заведении выше по рангу. В свою очередь различаются статусы преподавателей вуза: статус профессора выше, чем доцента, доцента выше, чем ассистента. Различия этих статусов обусловлены неодинаковыми правами и полномочиями. Так, наиболее сложную и ответственную учебную и научно-исследовательскую работу, требующую высокой квалификации, ведут профессора и доценты. Статусные различия находят свое отражение в дифференцированной оплате труда: чем выше статус, тем больше оплата.

Наряду с правами  статус содержит в себе и обязанности, которые должен соблюдать его «носитель». Плохое выполнение обязанностей может повлечь за собой лишение самого статуса. Если преподаватель вуза не обеспечивает необходимого качества учебной и научно-исследовательской работы, он может быть лишен своего статуса. Для этого существуют специальные, нормативно предусмотренные процедуры: неизбрание на должность по конкурсу, приказ ректора вуза об освобождении от выполняемых обязанностей на основании соответствующих решений и представлений кафедр и деканатов и т.д. Невыполнение основных обязанностей студентом также влечет за собой возможность потери своего статуса. В данных случаях речь идет о потере формального статуса.

Поскольку в обществе существуют значительные статусные  различия между людьми, изобретаются многочисленные способы их демонстрировать. Для этого существует статусная символика, представляющая собой совокупность внешних знаков отличия обладателей разных статусов. Ордена, медали, значки, воинские звания и погоны — все это символы определенных статусов. В таком же качестве может выступать одежда, хотя требования к ней с каждым годом становятся все более непритязательными. Профессор, читающий лекцию студентам в джинсах и свитере, уже не воспринимается как нечто из ряда вон выходящее (хотя по-прежнему трудно себе представить в официальной обстановке в таком виде, скажем, ректора, не говоря уже о министре). Однако подобное изменение символики профессорского статуса может иметь иное содержательное наполнение: например, сократить дистанцию между преподавателем и студентом, создать обстановку доверительности за счет совпадения внешних символов разных статусов — профессора и студента.

Осмысление проблемы социального статуса для личности имеет немаловажное значение. Участвуя в социальных действиях и входя с этой целью в различные социальные общности, человек занимает в них, как правило, неодинаковое место. Его положение обусловлено статусными взаимоотношениями с другими членами общности. Где-то статус человека выше, где-то ниже. Так, если студент приходит в баскетбольную команду или шахматный клуб, то его статус окажется зависимым от качества игры — собственной и партнеров, что в какой-то мере будет определять престиж данного студента. Однако на его престиж будут влиять и иные статусные характеристики, связанные с учебой, научными поисками, проявлениями товарищеской помощи и т.д.

 

 

 

2. Личность и социальные роли (понятие социальной роли, ролевое напряжение, механизмы снятия ролевого напряжения)

 

Каждый статус включает в себя выполнение некоторого количества социальных ролей, соответствующих ему4.

В реальной жизнедеятельности  социальный статус личности как соотносительная категория, функционирующая только в соотнесенности с другими статусами, занимаемыми другими людьми, проявляется в различных ролях, которые выполняет в процессе взаимодействия с окружающими индивидами данная личность5.

Социальная роль — это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений6.

Социальная роль –  это ожидаемое поведение личности, связанное с ее социальным статусом и типичное для индивида соответствующего статуса в данном обществе. Социальная роль – это динамичный аспект социального статуса. Социальная роль выступает как норма (образец) поведения личности определенного статуса. Социальная роль может закрепляться формально (например, в должностной инструкции, где перечисляются права и обязанности человека, состоящего в данной должности), а может носить неформальный характер (например, общественное мнение формирует установки и ожидания людей стихийным образом)7.

Социальные роли возникают  и осуществляются в процессе социального взаимодействия человека с другими людьми. Но само социальное взаимодействие становится возможным и эффективным только тогда, когда взаимодействующие индивиды правильно воспринимают и оценивают роли друг друга. Этот процесс американский психолог Т. Шибутани назвал принятием роли. Принятие роли, отмечает он, — сложный процесс, включающий в себя восприятие жестов, замещающую идентификацию с другим человеком и проекцию на него своих собственных тенденций поведения. Это значит, что способность человека эффективно участвовать в согласованных действиях зависит от его способности становится в воображении различными людьми. А все это обусловлено индивидуальным опытом и культурой личности, выполняющим важные конструктивные функции в формировании социальных ролей и в их осуществлении, в реализации их в конкретной жизнедеятельности человека во взаимодействии с другими людьми, когда поведение каждого обеспечивается, изменяется и в известной степени регулируется фактом участия других людей.

Социальная роль распадается  на ролевые ожидания — то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение — то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля — от общественного мнения до правоохранительных органов — и соответствующая ей система социальных санкций — от порицания, осуждения до насильственного пресечения.

Информация о работе Социальные статусы: сущность, виды, элементы