Социальные статусы: сущность, виды, элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 10:17, контрольная работа

Описание работы

Одна из важнейших, фундаментальных характеристик личности — ее социальный статус. Само это понятие применимо по отношению как к личности, так и к социальной группе. В этой главе речь пойдет лишь о социальном статусе личности, который, однако, подчеркивает ее при-надлежность не только к «самой себе», но и к определенной группе (ли¬бо группам). Собственно, в том и состоит главная особенность социаль¬ного статуса — он соотносит личность, ее социальную позицию с позициями других людей, находящихся в составе как данной, так и иных групп. При этом нужно учитывать различные характеристики личности, обусловливаемые как естественными, так и социальными факторами.

Содержание работы

Введение 3
1. Социальные статусы: сущность, виды, элементы 4
2. Личность и социальные роли (понятие социальной роли, ролевое напряжение, механизмы снятия ролевого напряжения) 9
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

От социальной роли следует  отличать ролевое поведение, которое отражает не социально запрограммированное, ожидаемое поведение, а реальное, фактическое поведение человека, выполняющего данную роль. В ролевых ожиданиях делается акцент именно на тех чертах, которые гарантируют выполнение данных социальных функций. Социальная роль гораздо уже социального статуса, с которым она соотносится. Совокупность социальных ролей называется ролевой системой (или ролевым набором).

Границы ролевого поведения  достаточно жестки, поскольку смешение разных функций или неадекватное их исполнение может привести к нарушению равновесия всей социальной системы. Но эти границы не абсолютны: роль задает общую направленность и цель действий, а стиль их выполнения — фактор вариативный. Например, роль директора фирмы предполагает реализацию функции руководства, управления, и ее нельзя смешивать с функцией подчинения или заменять ею. Но руководство может осуществляться различными методами: авторитарными, демократическими, попустительскими, и в этом плане роль директора фирмы не накладывает никаких ограничений.

Один и тот же человек  выполняет множество ролей, которые могут противоречить, не согласовываться друг с другом, что приводит к возникновению ролевого конфликта. Примером тому может служить часто описываемый в социологии конфликт между профессиональной и семейной ролью женщины8.

Помимо ролей, несущих  непосредственную общественную нагрузку, имеющих смысл и значение для  социальной системы в целом, существуют и личные отношения людей друг с другом, в которых человек  также занимает определенное место и в соответствии с ним выполняет какие-то функции. Этот слой отношений описывается понятием межличностная роль. Как и социальные роли, межличностные роли тоже могут быть различными и даже совершенно противоположными в разных малых группах: друг, враг, доверенное лицо и т.д. Зачастую человек вынужден учитывать в своем поведении эту разнообразную палитру ожиданий, предъявляемых к нему, ориентироваться не на одну, а на несколько групп сразу.

Роль может пониматься как объективно, с точки зрения ее общественного значения, так и субъективно, преломляясь в сознании индивида и по-своему истолковываясь им. По Парсонсу, точкой отсчета должны быть не личностные смыслы, а именно социальные потребности в отношении той или иной роли. Так, в индивидуальных установках современной женщины роль жены (матери) может не иметь слишком большого значения и ценности, но в глазах общества эта роль несет огромную функциональную нагрузку. С точки зрения социума, отклонение, уход от ролевых нормативов представляет собой аномалию. Поэтому глубокое усвоение правил ролевого поведения облегчает существование личности в обществе, понижает степень ее конфликтности, служит основанием уверенного и стабильного самочувствия. Социальные роли различаются по степени их важности для нормального функционирования всего общественного организма. Это связано с местом той или иной группы и соответственно ее членов в социальной структуре, с их значимостью для поддержания ее стабильности. Интегративным показателем положения социальной группы и отдельной личности в системе общественных отношений является социальный статус. В любом обществе и в любой сфере общественной жизни — производственной, правовой, потребительской и других — существует пирамида статусов, определяющая и закрепляющая социальное неравенство.

Каждый статус имеет  не одну, а несколько ролей, на что  впервые обратил внимание Р.Мертон. Так, отец выполняет роли кормильца, слесаря, плотника, электрика, опекуна, воспитателя и т.д. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором. Человек обладает комплексом статусов, каждый статус имеет собственный набор социальных ролей, причем любая из них требует особой манеры поведения и общения с людьми. Естественно, что при выполнении ролей может возникнуть ролевое напряжение – трудность, связанная с неправильной ролевой подготовкой, неудачным исполнением роли. Ролевое напряжение часто выливается в конфликты. Ролевой конфликт – это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей. Известны два типа ролевых конфликтов:

- между ролями;

- в пределах одной роли.

Часто две и более  ролей заключают в себе несовместимые  обязанности. Например, женщина великолепно  трудится на производстве, а дома не успевает выполнять свои обязанности жены и матери. Внутри многих ролей существуют конфликты интересов, в которых, обязанности быть честным по отношению к людям входят в конфликт с желанием «делать деньги». Если конфликт обостряется, он может привести к отходу от данной роли, к внутреннему стрессу.

Ролевые конфликты решаются обычно с помощью защитных механизмов: рационализации, разделения и регулирования  ролей.

Рационализация скрывает конфликт путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли. Классический пример: девушка, не сумевшая выйти замуж, объясняет свое положение грубостью и ограниченностью современных мужчин.

Разделение ролей – выражается во временном изъятии из жизни одной из ролей. Моряку, находящемуся в дальнем плавании, не сообщают о смерти матери, исключая тем самым роль сына из его сознания, чтобы не вызвать стресс.

Регулирование ролей – с помощью его индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли путем перекладывания вины на организацию, народ, класс. Классическим примером может служить обряд "умывание рук" Понтия Пилата, с помощью которого он возложил вину в казни Иисуса Христа на евреев.

С помощью механизмов бессознательной защиты и осознанного  подключения общественных структур личность может избежать опасных последствий ролевых конфликтов.

 

 

Заключение

 

Социальный статус представляет собой интегральный показатель общественного положения личности или социальной группы.

Социальная роль –  это ожидаемое поведение личности, связанное с ее социальным статусом и типичное для индивида соответствующего статуса в данном обществе. Социальная роль – это динамичный аспект социального статуса.

Статусы и роли существуют не сами по себе. Они формируются в процессе удовлетворения фундаментальных потребностей общества. Механизмами такого удовлетворения выступают социальные институты, подразделяющиеся на основные (их всего пять: семья, производство, государство, образование и религия) и неосновные (их гораздо больше), называемые еще социальными практиками. Все вместе это дает целостную картину общества, описанную при помощи социологических понятий. У этой картины две стороны – статическая, описываемая структурой, и динамическая, описываемая системой. А исходные кирпичики здания – статус и роль. Они тоже двойственны.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Бабосов Е.М. Общая социология. – 2-е изд., стер. – Минск.: ТетраСистемс, 2004. – 640с.
  2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник / под ред. проф. Ю.Г.Волкова. – 3-е изд. — М.: Гардарики, 2007. — 512с.
  3. Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2004. – 592с.
  4. Кравченко А.И. Социология: учеб. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 536с.
  5. Маркович Д.Ж. Общая социология. — М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 1998. — 432с.
  6. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. академик РАН Г.В. Осипов, действительный член РАЕН Л.Н. Москвичев. — М.: Норма, 2003. – 912с.
  7. Социология: Курс лекций для студентов всех направлений и специальностей / Под ред. В.А. Михайлова. – Ульяновск: УлГТУ, 2004. – 207с.
  8. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанов, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 407с.
  9. Токарева Е.М. Социология: Конспект лекций. – М.: МИЭМП, 2005. – 70с.

1 Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2004. – С.448.

2 Бабосов Е.М. Общая социология. – 2-е изд., стер. – Минск.: ТетраСистемс, 2004. – С.290.

3 Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2004. – С.450.

4 Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2004. – С.453.

5 Бабосов Е.М. Общая социология. – 2-е изд., стер. – Минск.: ТетраСистемс, 2004. – С.297.

6 Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанов, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С.255.

7 Социология: Курс лекций для студентов всех направлений и специальностей / Под ред. В.А. Михайлова. – Ульяновск: УлГТУ, 2004. – С.120.

8 Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. академик РАН Г.В. Осипов, действительный член РАЕН Л.Н. Москвичев. — М.: Норма, 2003. – С.256.




Информация о работе Социальные статусы: сущность, виды, элементы