Социальные стереотипы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Полноценная личность формируется только в процессе социальной деятельности. Личность содержит в своем сознании определенный исторический комплекс навыков и стандартов социального поведения. Историки называют этот «комплекс» исторической памятью. В социологии, так же как и в социальной психологии, это понятие определятся как «социальный стереотип». Он формируются в ходе социализации и, обладая признаками устойчивости и иррациональности, выступает в качестве побудительных мотивов действия индивида. Согласно положениям У. Липпмана социальные стереотипы представляют собой основной мыслительный материал, на котором строится массовое сознание.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..…………….3
Глава 1. Историческое развитие социальных стереотипов в психологии.
1.1. Особенности формирования социального стереотипа………….………..5
1.2. Характеристика и специфика стереотипа……………………….………..9
Глава 2. Экспериментальное исследование…………………..16
2.1. Цели, задачи и структура исследования………………………...19
2.2. Характеристика выборки………………………………………...21
2.3. Анализ полученных результатов………………………………...32
2.4. Выводы………………………………………………………………….36
Заключение……………………………………………………………...............38
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая - социальная психология.docx

— 69.24 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МГУПС-(МИИТ))

ГУМАНИТАРНЫЙ  ИНСТИТУТ

 

 

Кафедра «Психология, социология, государственное  и муниципальное управление»

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

 

По дисциплине: «Социальная психология»

 

Тема работы: «Социальные стереотипы»

 

 

 

 

 

 

Работу  выполнила:

Студентка Коростелева  К.И.

ГГУ-311

Преподаватель:

доцент Светличная Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012 год

 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………..…………….3

Глава 1. Историческое развитие социальных стереотипов в психологии.

1.1. Особенности формирования социального стереотипа………….………..5

1.2. Характеристика  и специфика стереотипа……………………….………..9

Глава 2. Экспериментальное исследование…………………..16 
2.1. Цели, задачи и структура исследования………………………...19 
2.2. Характеристика выборки………………………………………...21 
2.3. Анализ полученных результатов………………………………...32 
2.4. Выводы………………………………………………………………….36 
 Заключение……………………………………………………………...............38

Список использованной литературы.

 

Введение.

 

Полноценная личность формируется только в процессе социальной деятельности. Личность содержит в своем сознании определенный исторический комплекс навыков и стандартов социального  поведения. Историки называют этот «комплекс» исторической памятью. В социологии, так же как и в социальной психологии, это понятие определятся как  «социальный стереотип». Он формируются  в ходе социализации и, обладая признаками устойчивости и иррациональности, выступает  в качестве побудительных мотивов  действия индивида.

Согласно  положениям У. Липпмана социальные стереотипы представляют собой основной мыслительный материал, на котором строится массовое сознание. Стереотипизация процесса мышления в психологическом плане связана с установкой, формирующейся в процессе предшествующей практики людей. Под установкой, составляющей психологическую почву стереотипа, подразумевают готовность воспринимать явление или предмет определенным образом, в определенном свете, исходя из предшествующего опыта восприятия.

Таким образом, стереотипы имеют объективную природу  и являются неотъемлемым свойством  психики человека делать обобщения. Действительно, если бы человек не обладал  способностью стереотипизировать, обобщать, упрощать, схематизировать окружающую действительность, он не смог бы быстро ориентироваться в непрерывно растущем потоке информации, которая к тому же постоянно усложняется и все более дифференцируется. Эту возможность обеспечивает способность головного мозга человека вырабатывать обобщенные представления о явлениях и фактах, формирующиеся на основе предыдущих знаний человека, а также поступающей к нему новой информации. Стереотипы передают лишь суть события или явления одним словом, предложением, рисунком, понятным всем или большинству.

Социальные  стереотипы как одна из наиболее интересных и небезразличных сфер в функционировании общества на протяжении веков изучалась многими исследователями, такими как У. Липпманом, Т. Шибутани, В.П. Трусов, Л.Х. Стрикленд, А.А. Бодалевым, В.А. Ядовым и другими.

Таким образом, можно констатировать, что необходимо рассмотреть и раскрыть особенности формирования социальных стереотипов.

Постараемся выявить цель данной работы: раскрыть особенности формирования социальных стереотипов и их сущность.

Предметом данной работы является: особенности  формирования социальных стереотипов  в обществе.

Задачи  исследования можно считать таковыми:

установить  особенности формирования социального  стереотипа в процессе его исторического  развития;

представить различные виды стереотипа, выделив  его основные свойства и функции;

раскрыть  понимание установки в социальном стереотипе;

определить  основные механизмы социальных стереотипов;

выявить влияние эмоциональных состояний  и социальных процессов на социальный стереотип.;

подбор и анализ периодической, учебной и другой литературы

по данной проблеме.

 

Глава 1. Историческое развитие социальных стереотипов в психологии.

 

1.1. Особенности  формирования социального стереотипа.

 

В зарубежной психологии и социологии распространение  имели различные трактовки понятия  «социальный стереотип». Впервые  термин «социальный стереотип» использовал  американский журналист и политолог  У. Липпман в 1922 в книге «Общественное мнение». Согласно Липпману, стереотипы это упорядоченные, детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые, во-первых, экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и, во-вторых, защищают его ценности, позиции и права. С тех пор было предложено огромное количество конкретных определений социального стереотипа. В зависимости от теоретической ориентации автора на первый план выдвигаются соответствующие аспекты этого социально-психологического явления. Так, Кимбалл Юнг понимал стереотип в виде «ложной классификационной концепции, с которой, как правило, связаны какие-то социальные чувственно-эмоциональные тона сходства и различия, одобрения или осуждения другой группы»1. Из этого суждения можно делать вывод, что под стереотипом понимали что-то заведомо ложное или неверное. Стереотип стал выступать в качестве ошибочной оценки или предвзятого мнения о явлениях или группах. Т. Шибутани определяет социальный стереотип как «популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей, с точки зрения какого-то легко различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей».2 Таджури понимает под социальным стереотипом «склонность воспринимающего субъекта легко и быстро заключать воспринимаемого человека в определенные категории в зависимости от его возраста, пола, этнической принадлежности, национальности и профессии, и тем самым приписывать ему качества, которые считаются типичными для людей этой категории».3 Тэшфел суммировал главные выводы исследований в области социального стереотипа:

1) люди  с легкостью проявляют готовность  характеризовать обширные человеческие  группы (или социальные категории)  недифференцированными, грубыми  и пристрастными признаками;

2) такая  категоризация отличается прочной  стабильностью в течение очень  длительного времени;

3) социальные  стереотипы в некоторой степени  могут изменяться в зависимости  от социальных, политических или  экономических изменений, но этот  процесс происходит крайне медленно;

4) социальные  стереотипы становятся более  отчетливыми («произносимыми») и  враждебными, когда возникает  социальная напряженность между  группами;

5) они  усваиваются очень рано и используются  детьми задолго до возникновения  ясных представлений о тех  группах, к которым они относятся;

6) социальные  стереотипы не представляют большой  проблемы, когда не существует  явной враждебности в отношениях  групп, но в высшей степени  трудно модифицировать их и  управлять ими в условиях значительной  напряженности и конфликта.

Исследование  социальных стереотипов происходит в отечественной и зарубежной психологии и социологии. Так в  Польше доминируют исторический и общетеоретический  подходы (А. Шафф, А. Бондар, А. Барциковский, А. Колосковская и др.). Большое внимание в работах ученых Германии и Франции уделяется стереотипизации как процессу формирования стереотипов. Речь идет о приверженности стереотипам, склонности пользования ими в определенных ситуациях. Недостатком этих исследований является ограничение внимания к проблемам стереотипов теоретическими вопросами, без установления связи между стереотипами и конкретным действием. В западноевропейской социальной психологии широко распространена точка зрения, согласно которой социальные стереотипы и ряд других феноменов группового и общественного сознания должны быть объединены в общую концептуальную схему общества.

В отечественной  психологии проблема социального стереотипа была наиболее изучена П.А.Сорокиным, он не вводил в обращение термин «стереотип», он описал процесс его функционирования в социокультурной группе. «Ряд процессов и форм поведения заранее зафиксирован в том или ином виде и выполняется большинством членов группы»4. Сорокин П.А. указывал, что «в каждой группе имеется определенный порядок взаимоотношений. Этот официально групповой шаблон поведения представляет как бы «костяк» группы, на котором дальше выводятся другие, более детальные узоры поведения». Интегральным фактором всей социальной жизни здесь выступает коллективный рефлекс. Важно отметить, что социальную жизнь он рассматривал в виде нескончаемой цепной реакции. Указывая на то, что «каждая социальная группа всегда имеет в своей среде «инакомыслящих», но они сплошь и рядом ведут себя согласно нормам «официальным».

Таким образом, Сорокин П.А. описал понятие «стереотип поведения», механизм их действия в социокультурных группах. Он рассмотрел и проблему смены шаблонов поведения, отмечая, что «моментальная, одновременная и тождественная смена шаблонов поведения у всех членов группы… почти не дана». В конце 50-х – начале 60-х годов в отечественной науке начинают появляться работы критического содержания, в которых рассматривались проблемы стереотипизации и стереотипов. В это же время, впервые в отечественной науке были предприняты попытки дать определение понятию «социальный стереотип». В.А. Ядов под стереотипом понимал «чувственно окрашенные социальные образы». И.С. Кон дает такое определение: стереотип – это «предвзятое, т.е. не основанное на свежей непосредственной оценке каждого явления, а выведенное из стандартизированных суждений и ожиданий, мнение о свойствах людей и явлений». Ю.А. Сорокин определяет стереотип как некоторый процесс и результат общения (поведения) согласно определённым языковым (семиотическим) моделям, список которых является закрытым в силу тех или иных семиотико-технических принципов, принятых в некотором социуме. При этом семиотическая модель, как система «правильного» общения, реализуется на социальном, социально-психологическом уровнях (стандарт) или на языковом, социально-психологическом уровнях (норма). Стандарт и норма существуют в двух видах: 1) штамп – избыточно эксплицированный (разъясненный) сложный знак; 2) клише – недостаточно эксплицированный сложный знак. В советской литературе исследование проблемы стереотипов связано с именами Шихирева П.Н., Шерковина Ю.Л., Гаджиева К.С., Кона И.С., Ядова В.А., Зака Л.А., Кондратенко Г.М и других. Эти авторы основывались на классовом подходе, изучая проблему стереотипов, наиболее часто они определяли социальный стереотип как «образ» или «набора качеств», как достаточно примитивного или эмоционально окрашенного представления о действительности, неадекватно отражающего объективные процессы. В настоящее время большинство российских и западных ученых более осторожно подходят к определению стереотипа, считая его в основном комплексным образованием и оценивая содержание его не только с негативной стороны. Выделяя, что социальный стереотип выполняет объективно необходимую функцию, позволяя быстро и достаточно надежно категоризировать, упростить социальное окружение индивида.

Таким образом, важно отметить, что за свою историю  развития социальный стереотип имел множество понятий и определений, рассматривающих его как с  позитивной, так и с негативной точки зрения. Но в процессе исторического развития большинство ученых в настоящее время склоняются к мнению, что социальный стереотип выполняет важную функцию обобщения, упрощения и схематизации окружающую действительности.

 

1.2. Характеристика  и специфика стереотипа.

 

Как отмечалось ранее, социальный стереотип изучался и рассматривался разными учеными  и в разное время. Следовательно, все исследователи отмечали разнообразные  особенности социальных стереотипов, их свойства, функции и виды. Существуют различные виды стереотипов.

В основном, различают автостереотипы, отражающие представления людей о самих себе, и гетеростереотипы, отражающие представления о другом народе, другой социальной группе. Например, то, что у своего народа считается проявлением расчётливости, у другого народа – проявлением жадности. Люди воспринимают многие стереотипы как образцы, которым надо соответствовать. Поэтому такие фиксированные представления оказывают довольно сильное влияние на людей, таким образом, влияя на формирование таких черт характера, которые отражены в заданном стереотипе.

Стереотипы могут быть индивидуальными и социальными, которые выражают представления о целой группе людей. Для социальных стереотипов свойственна достаточно высокая стойкость. Очень часто они передаются из поколения в поколение, даже если далеки от реальности.

Все стереотипы можно также разделить на стереотипы поведения и стереотипы сознания. Стереотипы поведения – это устойчивое, регулярно повторяющееся поведение социокультурной группы и принадлежащих к ней индивидов, которое зависит от функционирующей в этой группе ценностно-нормативной системы. Они находятся в тесной связи со стереотипами сознания. Стереотипы сознания, как фиксирующие идеальные представления ценностно-нормативной системы, выступают основой для формирования стереотипов поведения. Стереотипы сознания создают модели поведения, стереотипы поведения внедряют эти модели в жизнь.

При анализе  стереотипов необходимо учитывать  как отрицательные, так и положительные психологические последствия стереотипизации. С одной стороны, выводимая из стереотипа схема суждения о другом человеке нередко действует как предубеждение. Возникая в условиях дефицита информации, социальный стереотип часто оказывается ложным и играет консервативную роль, формируя ошибочные представления людей о происходящем, деформируя процесс интерпретации происходящего и характер межличностного взаимодействия. Любой социальный стереотип, оказавшийся верным в одной ситуации, может оказаться неверным в другой и, следовательно, неэффективным для решения задачи ориентировки личности в окружающем социальном мире.

С другой стороны, наличие социальных стереотипов играет весьма существенную роль в социальной жизни по той простой причине, что без них, при отсутствии исчерпывающей информации о происходящем или наблюдаемом невозможны были бы ни адекватная оценка, ни адекватный прогноз.

Информация о работе Социальные стереотипы