Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:36, курсовая работа
Полноценная личность формируется только в процессе социальной деятельности. Личность содержит в своем сознании определенный исторический комплекс навыков и стандартов социального поведения. Историки называют этот «комплекс» исторической памятью. В социологии, так же как и в социальной психологии, это понятие определятся как «социальный стереотип». Он формируются в ходе социализации и, обладая признаками устойчивости и иррациональности, выступает в качестве побудительных мотивов действия индивида. Согласно положениям У. Липпмана социальные стереотипы представляют собой основной мыслительный материал, на котором строится массовое сознание.
Введение……………………………………………………………..…………….3
Глава 1. Историческое развитие социальных стереотипов в психологии.
1.1. Особенности формирования социального стереотипа………….………..5
1.2. Характеристика и специфика стереотипа……………………….………..9
Глава 2. Экспериментальное исследование…………………..16
2.1. Цели, задачи и структура исследования………………………...19
2.2. Характеристика выборки………………………………………...21
2.3. Анализ полученных результатов………………………………...32
2.4. Выводы………………………………………………………………….36
Заключение……………………………………………………………...............38
Список использованной литературы.
Во-первых, стереотип позволяет резко сократить время реагирования на изменяющуюся реальность; во-вторых, ускорить процесс познания; в-третьих, предоставить хоть какое-то первичное основание для ориентировки в происходящем. Стереотипы облегчают понимание, например, чем больше стереотипов в тексте, тем легче он понимается. Несмотря на упрощение и схематизацию, стереотипы выполняют необходимую и полезную функцию в психологической регуляции процессов межличностного понимания. Это оказывается возможным потому, что в стереотипе объем истинных знаний нередко превышает объем ложных.
Таким образом «стереотипы понимания, регулируют процессы общения: если у не воевавшего человека и ветерана сходные представления о личности «афганцев», то это способствует возникновению взаимопонимания между ними. А также, стереотип представляет собой способ структурирования опыта понимающего субъекта, способ организации знаний, используемых для понимания другого человека». 5
Психологами в процессе различных эмпирических исследований были выделены основные свойства стереотипа:
1) Не развитый когнитивный компонент;
2) Поляризованность оценки (завышение оценки идет через автостереотип, занижение – через гетеростереотип);
3) Жесткая фиксированность стереотипа, устойчивость, проявляющаяся в разных ситуациях и являющаяся на взгляд многих исследователей главной характеристикой стереотипа;
4) Интенсивность эмоционального проявления;
5) Концентрированное выражение свойств социальных установок (четкий регулятор поведения группы.
Существует различные классификации, которые рассматривают и выделяют различные функции стереотипов.
Г. Тэжфел выделяет четыре функции стереотипов, которые могут реализовываться как на индивидуальном, так и на групповом уровнях:
функции стереотипа на индивидуальном уровне:
- когнитивная (селекция социальной информации, схематизация, упрощение);
- ценностно-защитная (создание и поддержание положительного «Я-образа»);
функции стереотипа на групповом уровне:
- идеологизирующая (формирование и поддержание групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы);
- идентифицирующая (создание и поддержание положительного группового «Мы-образа»).
По мнению Тэжфела, исследование двух последних функций стереотипов может оказаться решающим фактором в создании теории социальных стереотипов. Он подчеркивает, что социальной психологией, историей, культурантропологией и просто житейским опытом уже накоплен большой эмпирический материал, свидетельствующий о том, что на уровне группы социальные стереотипы действительно выполняют указанные функции.
Немецкий исследователь У. Квастгоф выделяет три основные функции стереотипов:
- когнитивная – генерализация (иногда чрезмерная) при упорядочении информации – когда отмечают что-либо бросающееся в глаза. Например, при усвоении чужой культуры на занятиях иностранным языком приходится одни стереотипы (регулирующие интерпретацию речи) заменять другими;
- аффективная – определенная мера этноцентризма в межэтническом общении, проявленная как постоянное выделение «своего» в противовес «чужому»;
- социальная – разграничение внутригруппового внегрупповому: приводит к социальной категоризации, к образованию социальных структур, на которые активно ориентируются в обыденной жизни.
В рамках лингвистических исследований стереотипы трактуются как особые формы хранения знаний и оценок, т.е. концепты ориентирующего поведения. В стереотипизации исследователи видят ядро механизма традиции и этническое своеобразие культуры. Ментальные стереотипы фиксируются языком или иным семиотическим кодом (например, зрительными образами). В данных стереотипах различают основные функции:
- когнитивная, состоящая в генерализации при обработке информации;
- аффективная – противопоставление «своего» и «чужого»;
- социальная – разграничение внутригруппового и внегруппового, что ведет к социальной категоризации и образованию структур, на которые люди ориентируются в обыденной жизни.
Необходимо подчеркнуть одну особенность проблемы изучения стереотипов – это тот факт, что явление стереотипизации привлекло внимание социологов гораздо раньше, чем внимание психологов. Именно это оказало решающее влияние на содержательную интерпретацию функций стереотипов в собственно психологических исследованиях. Как подчеркивает В.С. Агеев, «нерасчлененное представление о социальных и психологических функциях социального стереотипа, обусловленное смешением уровней научного анализа, приводит к однозначно негативной оценке социальных стереотипов как явления не только социального, но и психологического»6. Несмотря на этот факт, в настоящее время психологи стараются подходить к данной проблеме более объективно, опираясь и на положительные факты.
Как известно, социальный стереотип функционирует на границе сознательного и бессознательного в поведении человека, поэтому вопрос о соотношении стереотипа и установки является дискуссионным. Некоторые исследователи рассматривают стереотип в качестве когнитивного элемента установки, другие отождествляют эти два понятия, третьи считают стереотип формой выражения установки.
Установки существуют в общественной психологии, в сфере человеческих взаимоотношений. «Сталкиваясь с человеком, принадлежащим к какому-то определенному классу, профессии, нации, возрастной группе, человек уже заранее ожидаем от него определенного поведения, и оцениваем конкретного человека по тому, насколько он соответствует (или не соответствует) этому эталону. Такое предвзятое, то есть не основанное на свежей, непосредственной оценке каждого явления, а выведенное из стандартизованных суждений и ожиданий мнение о свойствах людей и явлений психологи называют стереотипом».
В нашей стране теория установки детально разработана Д.Н. Узнадзе. Он вывел свое определение установки. По его мнению, установка является целостным динамическим состоянием субъекта, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией».
В отличие сознательного побуждения (мотива), установка непроизвольна и не осознается самим субъектом. Но именно она определяет его отношение к объекту и сам способ его восприятия. Человек, коллекционирующий переплеты, видит в книге, прежде всего этот ее аспект и лишь потом все остальное. Читатель, обрадованный встречей с любимым автором, может вообще не обратить внимание на оформление книги. В системе установок, незаметно для самого человека, аккумулируется его предшествующий жизненный опыт, настроения его социальной среды.
Согласно диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и деятельность. Эти диспозиции организованы иерархически. В основе такого деления лежит схема Д.Н. Узнадзе, согласно которой установка возникает всегда при наличии определенной потребности, с одной стороны, и ситуации удовлетворения этой потребности – с другой.
Понятие установки в понимании Д.Н. Узнадзе и понятие социальной установки не являются идентичными. Социальная установка (аттитюд) определяется как «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта», или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности». Социальная установка характеризуется более сложной структурой и функциями. Социальная установка, как психологическое явление, представляет собой готовность воспринимать группы людей и другие социальные объекты определенным образом. Она придает когнитивному элементу социального стереотипа содержание, и определяет его интенсивность, степень его эмоциональной насыщенности. Вначале у человека формируется установка, а затем стереотип наполняется соответственным этой установке содержанием. Так как стереотип выступает как проявление группового сознания, которое в свою очередь корректируется, то социальные установки, непосредственно влияют на восприятие и оценку реальности.
Установка в социокультурной среде проявляется в обычаях. На основе усвоения обычаев и следования им формируется система стереотипного поведения.
Таким образом, важно отметить, что установка через существующие в данной социокультурной группе обычаи влияет на формирование шаблонов поведения, от трудовых приемов до этикета. Вместе с этим происходит формирование социальных стереотипов сознания, представления о своей группе или о других социальных группах, отличных от собственных по ряду каких-либо критериев.
|