Социальные технологии государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в комплексном социологическом исследовании феномена социальных технологий в современном государственном управлении, выявлении их креативных функций в процессах оптимизации социальных объектов, отношений и процессов, повышении социальной ориентированности государственного управления, достижении социально значимых целей государства и его органов.
Задачи исследования:
- проанализировать основные понятие и сущность управленческих отношений;
- определить основные виды управленческих отношений
- проанализировать особенности применения социальных технологий в государственном управлении
- раскрыть специфика государственного управления в России

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ .……………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
1.1. Признаки и функции государства……………….. ………………………8
1.2. Типы и формы государства………………………………………………..9
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ПРИМИРЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ
2.1. Особенности применения социальных технологий в государственном управлении……………………………………………………………………….18
2.2. Особенности государственного управления в современной России..…...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (2).docx

— 58.90 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ВЫСШАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Теория управления»

На тему: «Социальные технологии государственного управления»

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса

Гр. 3203-1с Тимерханова А.Г.

          Проверила: Бурганова Л.А.

 

 

 

 

 

КАЗАНЬ 2013

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ .……………………………………………………………………..2

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ  В РОССИИ

    1. Признаки и функции государства……………….. ………………………8
    2. Типы и формы государства………………………………………………..9

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ПРИМИРЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

2.1. Особенности применения  социальных технологий в государственном  управлении……………………………………………………………………….18

2.2. Особенности государственного управления в современной России..…...25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.………………………………………………………33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения социально-технологической проблематики в современном государственном управлении обусловлена следующими факторами:

1) необходимостью определения  роли и места социальной науки  в решении задач государственного  управления по преобразованию  социальных объектов;

2) потребностью в идентификации масштабов и пределов социальных преобразований в государственном управлении;

3) востребованностью ценностного  подхода в современном государственном  управлении.

4) необходимостью выработки комплекса государственных мер, направленных на преодоление системного кризиса, который переживает современное российское общество, охватившего, по сути все сферы жизнедеятельности людей, негативно отразившегося на уровне и качестве жизни населения, состоянии трудовых ресурсов, демографических процессов, приведшего к обострению национально-этнических и межрегиональных конфликтов, росту преступности, насилия.

Степень разработанности проблемы. Социально-технологическая проблематика с первой половины XX в. находится в центре внимания научной мысли. Атаманчук Г.В, Бессонов Б.Н., Василенко И.А., Пронкин С.В, Желтов В.В.

Можно утверждать осуществлена разработка фундаментальных понятий, способствующих уяснению сущности, содержания и признаков социальной технологии.

Объектом исследования являются социальные технологии как совокупность методов, форм и средств воздействия на социальные объекты; способы искусственной регуляции человеческой деятельности, развитые алгоритмы ее организации, проектируемые на основе познания социальных процессов, и служащие успешному решению того или иного класса социальных проблем.

Предметом исследования выступают теоретико-методологические и праксеологические проблемы, связанные с особенностями проектирования и внедрения социальных технологий в современном государственном  управлении, обусловленные стратегическими и тактическими задачами, функциями государства как важнейшего субъекта социального управления.

Цель работы заключается в комплексном социологическом исследовании феномена социальных технологий в современном государственном управлении, выявлении их креативных функций в процессах оптимизации социальных объектов, отношений и процессов, повышении социальной ориентированности государственного управления, достижении социально значимых целей государства и его органов.

Задачи исследования:

- проанализировать основные  понятие и сущность управленческих  отношений;

- определить основные  виды управленческих отношений

- проанализировать особенности  применения социальных технологий  в государственном управлении

- раскрыть специфика государственного  управления в России

Структура работы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ.

Государство представляет собой сложное социальное явление. Историки полагают, что как социальный институт оно существует более 5 тыс. лет. В науке нет общепринятого определения государства. В самой форме под государством понимают политическую организацию общества, обладающую властными полномочиями, аппаратом управления и принуждения, выражающую преимущественно интересы доминирующего социального слоя и выполняющие социально значимые для всего общего задачи.

Вопрос о возникновении государства до сих пор остается дискуссионным. Одной из первых появилась патриархальная теория, предложенная Аристотелем. Считая, что прообразом государства является семья, Аристотель смотрел на государственную власть как продолжение отцовской власти, которая, первоначально охватывая только семью, постепенно распространяется на все населения полиса.

В средние века, в условиях монопольного господства христианско-религиозного мировоззрения, преобладающие позиции заняла теологическая теория. Ее основателями считаются христианские философы-богословы Аврелий Августин и Фома Аквинский. Согласно их учению государство возникает и развивается как осуществление божественного замысла. В более позднее время представления об изначальной данности Богом государственных установлений разделял английский мыслитель Р. Филмер.

Философская и политическая мысль нового времени обосновала естественно- правовую, или договорную, теорию, согласно которой главной причиной возникновения государства является свободная воля людей, заключивших между собой общественный договор. Эту идею впервые выдвинул голландский мыслитель Г. Гроций. Позднее она получила развитие в сочинениях Т.Гоббса, Дж.Локка, Ж.-Ж. Руссо и других мыслителей. Английский философ и социолог Г.Спенсер, считающийся видным представителем органической теории, сравнивал государство с живым организмом. По его мнению, государство представляет собой общественный организм, состоящий из людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Сторонники психологической теории, одним из основателей которой был русско- польский социолог и юрист Л. И. Петражицкий, видели причину образования государства в естественной потребности людей жить в организованном обществе, а также в психологической необходимости слабых подчиняться воле более сильных людей. Австрийский социолог Л. Гумплович и немецкие ученые Е.Дюринг и К. Каутский разработали теорию насилия. Они полагали, что государство возникает в результате внешнего (завоевание одного народа другим) или внутреннего (политическое и экономическое подчинение одних членов общества другими) насилия. В отечественном государствоведении почти семь десятилетий безраздельно господствовала марксистская теория происхождения государства. Появление государства основоположники марксизма связывали с экономическими изменениями в обществе: общественным разделением труда, появлением частной собственности и классов, а сущность государства сводили к обеспечению интересов экономически господствующего класса. В этой теории, как и в любой другой научной теории, есть как сильные, так и слабые стороны. К сильным следует отнести убедительное доказательство роли и значения экономического фактора в становлении государства. Действительно, общественно-историческая практика показала, что естественный ход развития общества, его хозяйства неизбежно приводит к возникновению противоположных экономических интересов и, соответственно, антагонистических общественных классов, создавая, таким образом, потребность в особой политической организации — в государстве. Слабой же стороной марксистской теории остается недооценка биологических, психологических, нравственных, этнических и иных факторов в образовании государства. В новейшей научной литературе, особенно во франкоязычной, значительной популярностью пользуется олигархическая теория. Согласно ей в любом человеческом сообществе существует возникшая из естественных различий физических и духовных способностей его членов определенная иерархия (ранжировка) людей. В результате выделяется 2 элита («олигархи»), занимающая главенствующие позиции в обществе, появляется политическая власть и рождается государство. Такая разноголосица в понимании причин возникновения и сущности государства вполне объяснима. Авторы данных теорий жили в разное историческое время и в различных социально-политических условиях. К тому же сама проблема сложна и многоаспектна. Сегодня очевидно лишь то, что любая из теорий в значительной степени представляет собой субъективный взгляд ее авторов и сторонников на объективные процессы возникновения и развития государства, а само изучение феномена государственности должно учитывать всю совокупность факторов: политических, экономических, психологических, социальных, этнических, личностных и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Признаки государства.

 Государство как социальный  институт характеризуется рядом  признаков, позволяющих отличить  его от организации власти  и управления в первобытном  обществе, а также от иных политических  организаций современного общества.

 К таким признакам  относятся:

1) наличие публичной власти, поставленной над обществом и  оформленной в особую структуру  по управлению его делами —  государственный аппарат, состоящий  из различных органов и должностных  лиц;

2)территориальная организация власти и населения, предполагающая распространение властных полномочий государства на всех людей, населяющих его территорию;

3)государственный суверенитет, т. е. верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость в отношениях с другими государствами;

4) организация сбора налогов  с населения, которые идут на  содержание государственного аппарата, армии, полиции и осуществление  функций государства;

5)монополия на правотворчество, подразумевающая исключительное право государства издавать законы и иные акты, общеобязательные для населения всей страны;

6)монополия на легальное  применение физического и иного  насилия, включая возможность лишения  граждан жизни и свободы.

Функции государства. Основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач называются функциями государства. Их принято подразделять на внутренние и внешние.

Внутренние функции представляют собой основные направления деятельности государства внутри страны. Они, в свою очередь, также подразделяются на две группы — охранительные и регулятивные.

К охранительным функциям относятся охрана существующего государственного и общественного строя и защита прав и свобод граждан, законности и правопорядка.

Регулятивные функции государства достаточно объемны; это:

 а) экономическая функция  — разработка экономической политики, установление правовых основ  хозяйственной и финансовой деятельности, управление государственными предприятиями  и т.д.; б) социально-культурная функция  — определение политики в области  здравоохранения, образования, науки, культуры, социальная защита населения, жилищное строительство и т.п. Кроме того, применительно к современному  государству правомерно выделять  в качестве самостоятельной функции  экологическую — деятельность, направленную  на охрану окружающей среды, восстановление  и улучшение природных условий  жизни людей.

 Внешние функции заключаются  в основных направлениях деятельности  государства на международной  арене. Это, в первую очередь, оборона  страны от внешнего нападения

1.2 Тип и форма государства

 Тип государства.

Под типом государства понимается совокупность важнейших сторон, свойств и связей государства, порожденных конкретной исторической эпохой и отражающих его сущность. В науке существуют два основных подхода к определению типа государства — формационный и цивилизационный. Формационный подход наиболее полно разработан в марксистском обществознании.

 Его 3 основу составляет  учение об общественно-экономических  формациях. Напомним, что общественно-экономической  формацией называется исторический  тип общества со своим базисом  и надстройкой. Согласно формационному подходу тип государства (политическая надстройка) обусловливается экономическим базисом общества. Поэтому в его рамках принято выделять четыре последовательно сменяющих друг друга типа государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое.

К достоинствам данной типологии следует отнести плодотворность самой идеи определять сущность государства на основе социально-экономических факторов, имеющих действительно важное значение в жизни общества, и возможность выявлять основные закономерности в становлении государства и государственности. Вместе с тем необходимо отметить, что формационной типологии присуща некая одномерность в понимании сущности государства, сводимой обычно к определению его классовой природы. К тому же далеко не все существовавшие и существующие государства и государственные образования можно вместить в формальную схему из четырех исторических типов государства. При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько экономическими, сколько духовными и культурными факторами. Это позволяет учесть более широкий спектр событий и явлений, так или иначе влияющих на государственность, акцентировать внимание на уникальности и неповторимости развития конкретного общества. В рамках цивилизационного подхода выделяют десятки цивилизаций и соответствующих им типов государства (древнеегипетская, шумерская, ассиро- вавилонская, иранская, китайская, индийская, греческая, римская, западноевропейская, российская и т.д.).

Всю эту совокупность цивилизаций иногда подразделяют на два типа: западный и восточный. Однако отсутствие в науке общепринятых критериев типологии цивилизаций порождает определенные трудности в использовании цивилизационного подхода.

Форма государства.

Если тип государства выражает его сущность, то форма государства указывает на способы организации государственной власти в стране. Она включает в себя три взаимосвязанных элемента:

Информация о работе Социальные технологии государственного управления